Что под фантиком?
Нужен ли был нам Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере коммунальных услуг»? Его принятие является обязательным для того, чтобы Украина получила второй транш МВФ. Но за безобидным названием скрывается довольно много важных моментов. «Благодаря» этому закону будут внесены изменения в ряд законов Украины: «О жилищно-коммунальных услугах», «О теплоснабжении» и «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг». В частности, изменения в последнем законе сделают невозможным «установление цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство…»
Однако по-прежнему предприятия смогут брать эти тарифы «с потолка». Также государство собирается полностью снять с себя расходы на компенсации и субсидии населению за услуги ЖКХ. Как минимум - в вопросе тепловой энергии. В-третьих, этим законом предусматривается «обеспечении инвестиций, улучшение качества услуг, улучшение сетей, оборудования и т.д. ЖКХ».
Но если внимательно почитать предлагаемые изменения, то окажется, что все работы по реконструкции предприятий будут проводиться за счет потребителей. Готовы ли к этому украинцы, минимальная заработная плата которых в 2015 г. составляет 1231 грн., в 2016 г. будет составлять 1392 грн.?
Коммунальная петля по-новому
Вот что говорит эксперт «Патриотов Украины» Владимир Гординко, внимательно изучив документ: «Закон, который президент Порошенко подписал 23 июля, позволяет тепло- и водопоставляющим предприятиям совершенно законно требовать новых повышений тарифов еще до начала отопительного сезона. Камнем преткновения, который в первую очередь отразится на населении, является неопределенность понятия «экономически обоснованные тарифы». В принятом законе нет формулы расчета «обоснованности». Установить экономически обоснованный тариф на сегодняшний день невозможно ни с технической, ни с организационной стороны, потому что отсутствуют регулировка и учет тепловой энергии при выработке, транспортировке и потреблении. Не решены вопросы сбалансированности, сложным остается вопрос замены основного и вспомогательного оборудования котельных, которые практически исчерпали все допустимые сроки эксплуатации, неудовлетворительная теплоизоляция, результатом которой становятся значительные теплопотери. Что касается организационного вопроса, то остается неизвестным и непонятным, будут ли в дальнейшем включаться в тариф все затраты предприятий, которые предоставляют услуги, как это происходит сейчас, или же только эффективные затраты, которые существовали бы в конкурентной среде и влияли на качество и цену предоставленных услуг; предусматривается в тарифах уменьшение административных затрат или этот вопрос по-прежнему остается неурегулированным и т.д.».
Не менее важен вопрос, будет ли учитываться в тарифах платежеспособность населения. Увеличение тарифов сделает людей нищими. В 2015 г. тарифы на природный газ выросли больше чем в 6 раз, отопление на - 67%, горячая вода - на 57%, электроэнергия - на 69%. В 2016 г. тарифы планируется повысить еще: газ – на 74%, отопление - на 92%, горячая вода - на 92% и электроэнергия на 56%...
Казнить нельзя помиловать
Хуже всего, что защищать свои права людям станет еще сложнее. Законом № 2029а предусмотрено, что все вопросы относительно обоснованности тарифа необходимо решать в суде. Это значит: несмотря на то что тарифы разрабатываются предприятиями, которые предоставляют услуги, иск в суд можно подать только на НКРЭ, которая утверждает тариф для предприятий, являющихся ее лицензиатами (в иных случаях – на горсоветы). Но ни для кого не секрет, что эта структура создана незаконно.
2 августа появилось сообщение, что Верховный суд Украины уже начал рассмотрение заявления общественных активистов о признании незаконными указов президента Украины, которыми он создал Нацкомиссию, осуществляющую регулирование в деле тарифов и коммунальных услуг.
Сергей Клочко, руководитель общественного движения «Патриоты Украины»:
«Реальное состояние предприятий теплоэнергетики нашего города остается критическим. Теплопотери колоссальные. Тарифы на тепло и горячую воду соответственно рассчитываются с учетом этих потерь. Новый закон развязывает руки поставщикам тепла. Ученые и специалисты, члены «Патриотов Украины» посчитали, что затраты сумчан на оплату тепла и горячей воды могут уменьшиться как минимум на 30 % если власть серьезно возьмется за разработку и внедрение современной схемы теплообеспечения города, во всех многоэтажных домах установят счетчики тепла, а также будет оборудована автоматическая регулировка температуры.
В свою очередь, члены «Патриотов Украины» готовы поделиться собственными наработками в этой области и принять участие в модернизации сферы теплоэнергетики Сум». ®