Александр Кудряшов, протоиерей, благочинный Троицкого архиерейского собора УПЦ МП
В этом году впервые в соборе появился иконостас и собственный официальный сайт.
Троицкий снова в лесах — началась реставрация колокольни. В храме служат молодые священники, средний возраст прихожан — около 30 лет.
Чем живет сегодня возведенное 100 лет назад грандиозное детище Павла Харитоненко, рассказал «Данкору» благочинный (старший священник) Троицкого собора протоиерей Александр Кудряшов.
Прежде всего наш собеседник обращает внимание на новый иконостас.
— В этом году впервые за всю историю существования храма здесь появился иконостас. Его установили перед Пасхой. Сейчас пишутся иконы. Все это благодаря пожертвованиям людей. Каркас иконостаса установлен за пожертвование Юрия Павловича Чмыря (бывший губернатор Сумской области. — Ред.). Иконы пишет сумской иконописец Юрий Николаевич Фирсик. Он ведет иконописную школу при Епархиальном управлении (на Соборной, 31). Очень красиво пишет. Молодец. Всем нравится. Это академический стиль. Понятно, что в другом стиле в этом соборе просто нельзя писать.
— Если верить историческим документам, на момент, когда П.Харитоненко задумывал строительство нового Троицкого храма, в нем было до 1,5 тыс. прихожан. А каков приход сейчас?
— На службы обычно собирается человек 150-200. Это, конечно, мало для такого большого храма. Такой замечательный храм, красивейший в городе, так удобно расположенный, а люди почему-то пренебрегают этой красотой. В этом и состоит наша задача — работать так, чтобы люди ходили в храм. И не просто постоять, свечечку поставить, а осознанно, понимая, для чего нужно ходить в храм, исповедоваться, причащаться, участвовать в таинствах. Конечно, храм — это и архитектура, но он предназначен не только для того, чтобы украшать город. Храм прежде всего предназначен для того, чтобы украсить душу человеческую и сердце. Чтобы человек становился красивым. Эта красота, которую мы видим, должна вдохновлять нас на душевную красоту.
В этом году столетие храма, и совсем недавно (18 мая) было совершено Великое освящение. Представляете, так получилось, что за сто лет храм не был освящен.
— Но есть сведения, что перед самой революцией, в 1917 году, Троицкий собор был освя-щен…
— Его могли освятить малым освящением. Если бы освящали архиерейским чином, тогда бы престол (это самое главное место в храме, на котором совершается Божественная литургия) имел характерные следы совершения этого таинства, а здесь этого нет. Поэтому, скорее всего, Великое освящение, как положено — с помазанием миром стен, в этом храме не осуществлялось. Но через 100 лет, 18 мая 2014 года, оно совершилось.
У Троицкого собора уже есть сайт (http://sobor.sumy.ua), тоже созданный к столетию храма. Там можно посмотреть, как проходило Великое освящение.
— Расскажите о повседневной жизни храма.
— Богослужения совершаются каждый день. На протяжении всей седмицы (недели. — Ред.) храм открыт с 8 часов утра до 17 часов вечера. Утром в 9 часов начинается утренняя молитва, уставные богослужения, молебен с чтением акафиста или канона, прославляющего того или иного святого, которому посвящен день. Далее заупокойное богослужение: обязательно служится панихида, мы поминаем всех наших усопших сродственников, а также строителей этого храма, священников, которые здесь служили… Конечно же, во все уставные праздники служится Божественная литургия. И в субботу, и в воскресенье — всегда у нас литургия. Ей предшествует вечернее богослужение, которое начинается в 17.00.
В храме действуют воскресные школы — как для взрослых, так и для детей. Каждое воскресенье в три часа дня собираются взрослые и священник читает лекцию на духовную тему, затем отвечает на интересующие прихожан вопросы. Для деток есть две воскресные школы, одна работает по воскресеньям. В 11 часов дети собираются в подвальном помещении церкви и занимаются с учителями бисероплетением, лепкой из пластилина и другими видами рукоделия. А во вторник и четверг в четыре часа вечера дети собираются на занятия по хоровому пению.
— А кто поет в хоре Троицкого собора?
— У нас свой хор. В нем шесть-семь человек. Среди них есть педагоги по вокалу, есть люди, которые уже на пенсии. Большинство при Троицком соборе с того момента, когда здесь в 1991-92 году возобновились богослужения.
— Скажите, а настоятель Троицкого собора владыка Евлогий часто здесь служит?
— Да. Приблизительно раз в месяц. Бывает и чаще. В остальное время литургии проводит духовенство храма.
— Сколько священников сейчас в Троицком соборе?
— Я, протоиерей Александр Кудряшов, несу послушание благочинного Троицкого собора, т.е. старшего священника. Кроме меня, служат еще два священника — это протоиерей Александр Грущак и иерей Георгий Ходун. Также в нашем храме есть протодиакон Петр Улюлюк. Вот так, соборно, мы стараемся молиться и общаться с людьми. Кроме того, каждый священник несет свое послушание: кто-то занимается воскресной школой для взрослых, кто-то — для детей, кто-то — административными вопросами по храму.
У нас, как видите, милостью Божией начинается реставрация колокольни. Это все благодаря и с помощью людей. К сожалению, меценатов в храме нет. Приходится обращаться к людям, просить. И общими стараниями, по чуть-чуть мы можем храм спасать. Ведь он разрушается, поскольку крыша в плачевном состоянии. Как только закончим колокольню, возьмемся за крышу, иначе будут большие проблемы внутри.
Работы очень много не только с храмом. Самое главное — нужно работать с людьми, чтобы храм был наполнен ими. Потому что какая же тогда роль храма, если он просто будет стоять и украшать наш город? Главная цель храма — вести человека к Богу и на этом пути делать его хотя бы немножечко лучше.
— Сейчас многие сумские церкви в лесах, идут масштабные ремонты. В связи с этим в городе поговаривают, что Московский патриархат выделил деньги. Это правда?
— Как правило, все храмы, где бы они ни возникали, ставятся с помощью благодетелей, т.е. людей. Все это созидается людьми.
Сейчас есть некий другой момент. В Епархиальном управлении недавно было заседание всего духовенства и определили создать кассу взаимопомощи духовенства (подобно благотворительному фонду). Священники со всей области (и не только) смогут вносить каждый свою лепту. Деньги будут распределяться по требующим реставрации сельским храмам, где совсем мало прихожан и нет собственных средств и благотворителей, чтобы не допустить разрушения этой красоты.
— Когда возникло противостояние с Россией, УПЦ Московского патриархата стали называть «пятой колонной». Как это отразилось на вашем приходе и что Вы думаете по этому поводу?
— Я думаю, не нужно Церковь вмешивать в политику. Считаю, что нам вообще не стоит туда лезть — ни слушать, кто, где, что говорит или какими словами обзывает, ни отвечать. У нас есть свой предел — это духовная работа. Мы молимся за мир, чтобы люди жили по-хорошему, ценили жизнь. Ведь жизнь — это самое ценное, что может быть у человека, она дарована Богом, и человек должен делать все, чтобы не отбирать ее у кого-то. А у нас, к сожалению, возникают трудности в понимании этого. К сожалению, мы уже знаем, что такое есть не мир, когда люди вокруг нас гибнут, когда есть угроза жизни.
А там «пятая» или «шестая» колонна — я не знаю, кому это угодно разделять людей, разделять народ. Я считаю, что это нехорошо. Люди должны жить в мире, абсолютно все. Конечно, каждый имеет право на свой взгляд, на свое мнение, но все-таки не каждый может иметь право это мнение бросать в общество и тем более навязывать его. Церковь этого не делает. Не навязывает и никуда не лезет. Наши проповеди о Церкви, о богослужении, о церковных традициях… Политики здесь абсолютно нет. Пока у нас будут такие неурядицы в стране, мы будем усиленно молиться о мире и призываем к этому людей. У нас люди каждый у себя дома в девять часов вечера читают одинаковую молитву.
На нашем приходе политика никак не отразилась. Наши прихожане, которые к нам ходили, ходят, даже приумножаются, т.к. идет миссионерская работа с приходом. К примеру, когда к нам приходят крестить деток, мы проводим катехизаторские беседы. Чтобы люди, покрестившись, не ушли, стараемся объяснить, что Крещение — это только дверь вхождения человека в Церковь. Важно, чтобы ребенок вырос в Церкви. Ведь когда фундамент заложен с самого детства, это играет огромную роль в жизни человека. А когда человек приходит в Церковь взрослым, он ничего не знает. И представляете, как много ему надо над собой поработать...
— На воскресном богослужении было очень много молодых родителей с маленькими детьми. Это у Вас всегда так?
— Сегодня у нас детей было раз в пять меньше, чем обычно. Скорее всего, это связано с тем, что вчера проходили выпускные и родители с детьми были заняты. Как правило, весь наш придел заполняется детьми. Приходите на Троицу — и убедитесь сами.
— Расскажите подробней, как будет проходить храмовый праздник.
— Святая Троица в этом году 8 июня. Это значимое для нас событие по нескольким причинам. Во-первых, храм уже по-настоящему освящен (стены помазаны миром). Можно сказать, что состоялось крещение храма. Во-вторых, это престольный праздник к 100-летию храма. Поэтому у нас продолжается празднование 100-летия, и мы приглашаем всех прийти и вместе с нами порадоваться и помолиться. Накануне, с вечера, будет торжественное вечернее богослужение, которое возглавит настоятель храма владыка Евлогий. Затем, в сам день Троицы, в воскресенье в 8 часов утра — водосвятный молебен, затем около 9 часов утра — встреча владыки и Божественная литургия.
День Троицы считается днем рождения Церкви, потому что вспоминается день сошествия Святаго духа на апостолов, после чего апостолы отправились каждый в свои пределы, чтобы созидать и распространять Церковь по всей Земле.
Мы традиционно устраиваем трапезу во дворе храма, и после богослужения все желающие могут вместе отобедать.
В прошлом году на Троицу у нас было очень много людей. Храм в этот день украшается зеленью. Все красиво и благодатно. Приходите!
В свое время на строительство Троицкого собора — аналога Исаакиевского собора (крупнейшего православного храма Санкт-Петербурга) — Павел Иванович Харитоненко потратил почти полмиллиона рублей.
Киевский исследователь, работавшая в Сумах в группе киевских реставраторов в 1976-82 гг., Мария Кадомская в своей статье «Загадки Троицкого собора» в посвященном Сумам номере всеукраинского журнала «Памятники Украины» приводит последние, документально подтвержденные сведения о людях, причастных к строительству Троицкого собора. Мы публикуем отрывки из этой работы.
Мария Кадомская пишет:
— История создания грандиозного собора долгое время была окутана таинственностью. Часть загадок удалось раскрыть, когда в 1978-82 годах киевские реставраторы разрабатывали проектную документацию на реставрацию здания Троицкого собора. Из опубликованной к тому времени литературы было известно только то, что собор построен в начале XX столетия якобы по проекту Алексея Щусева, художественные работы выполнял Михаил Нестеров. В среде сумских историков и краеведов предполагали участие в строительстве местного архитектора Шольца, но документальных сведений не было найдено.
В ходе библиографических и архивных розысков 1976-1982 годов удалось ответить на некоторые вопросы по истории строения, важные детали стали известны совсем недавно, а часть белых пятен еще осталась для будущих исследователей.
Существующий Троицкий собор — это третий из известных храмов в этом районе, освященных в честь Святой Троицы. Первая, деревянная, Троицкая церковь в Сумах упоминается в церковных документах с 1730 года. Считалось, что существовавшая потом, в XIX столетии, каменная церковь стоит именно на месте этой старой деревянной. Однако в Харьковском областном архиве в деле «Об устройстве городов, сел и дорог» за 1823 год сохраняется документ, который свидетельствует: поскольку тогдашняя деревянная церковь была расположена в низком месте и окружена жилыми сооружениями, для строительства каменной церкви было решено выбрать другую удобную площадку на возвышенном месте — «достаточно большой пустырь, не очень отдаленный от старой церкви».
Двупрестольная каменная Троицкая церковь с каменной оградой в районе «Нового места» была построена в 1827 году. Это типичное ампирное сооружение первой трети XIX столетия: прямоугольный объем с одним развитым одноярусным верхом, увенчанным сферическим куполом.
К началу XX столетия прихожан Троицкой церкви насчитывалось уже около 1500 человек (1730 — 990, 1850 — 1069), и встал вопрос или расширить старую церковь, или построить вблизи нее больший храм).
Богатый прихожанин Павел Иванович Харитоненко полностью взял на себя материальные затраты на организацию строительства нового Троицкого собора невдалеке от бывшего, севернее его. Ни строительное отделение консистории Харьковской епархии, ни Сумская городская власть не выделили средств для этого сооружения…
Генерал В.Сухомлинов, приехавший в Сумы в 1898 году, вспоминает: «Город Сумы произвел на меня впечатление, не имеющее ничего общего с нашими уездными захолустьями. Прекрасная брусчатка, тротуары, скверы, сады, исключительная чистота везде убедительно свидетельствовали о том, что и в России маленькие города в культурном плане могут не уступать таким же за границей. Несколько таких миллионеров-сахарозаводчиков, как Харитоненко, Суханов и другие, выстроили себе настоящие дворцы, а городу кто — собор, кто — больницу, приют, богадельню и т.п. из соревновательных соображений. Рекорд в этом благотворительно-культурном соревновании побил Харитоненко».
Проект датируется 1901 годом и имеет достаточно разборчивую подпись — Шольц. Но насчет инициалов не было уверенности, а в документах на разных строениях в Сумах и имениях семьи Харитоненко в Натальевке, Качановке и Парафиевке встречаются фамилии Шольц, К.Шольц, Г.К.Шольц, Э.К.Шольц. И только в последние годы ситуация выяснилась: в Сумах работали два архитектора: отец Карл Густавович Шольц (1836 или 1837, Гольдберг в Пруссии — приблизительно 1907, Сумы) и его сын Густав Карлович Шольц (12 марта 1880, с.Ивановское Курской губернии — 12 мая 1939, Донецк).
Исследователям еще предстоит узнать объемы творческого вклада, подробности биографии и сложной судьбы этих незаурядных зодчих. Хотя подпись Карла Шольца стоит на утвержденных чертежах Троицкого собора, до сих пор у нас нет достоверных сведений о мере участия этого архитектора в создании проекта. Однако несомненно, что именно К.Шольц его творчески переделал и воплотил в жизнь.
Принято считать, что автором проекта был использован как аналог Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Действительно, сравнительный анализ объемно-пространственной композиции сооружений наводит на мысль об их близости. В основу стилистического решения положен пятикупольный храм с большим центральным куполом и четырьмя малыми, поставленными на диагональ планового квадрата. В отличие от Исаакиевского собора, где маковки маленькие и широко расставленные, в Троицком соборе они больше и соразмерны с центральным куполом, что придает строению целостность. Форма и обработка куполов сумского собора — почти «дословный» перенос тех же решений с Исаакиевского собора…
Определенные сходства свидетельствуют не об отсутствии творческого начала, а, скорее, могли быть условием заказчика, который желал иметь в Сумах собор с признаками столичного прототипа, которые легко узнаваемы.
Проект Троицкого собора был рассмотрен на заседании строительного отделения Харьковского губернского правления от 23 марта 1901 года, одобрен и подписан губернским архитектором и губернским инженером.
П.Харитоненко приурочил закладку Троицкого собора ко дню рождения императора Николая II — 6 мая 1901 года.
Подготовка к началу строительства была проведена очень тщательно, с таким расчетом, чтобы заранее обеспечить строительство всем необходимым. Об этом свидетельствует перечень предварительных работ по смете на апрель-июнь 1901 года. Четкость организации работ и размер потраченных денег дали возможность вести строительство быстрыми темпами. Сохранившаяся «Книга счетов с поставщиками строительных материалов при строительстве Троицкой церкви» дает возможность определить размах работ и масштаб размещения заказов в разных городах России.
Уже за первый строительный сезон (май-октябрь 1901 года) было положено около 3 млн. штук кирпича (частично использовался кирпич с разобранной северной пристройки старой Троицкой церкви). Сооружение было доведено до уровня карниза…
На протяжении второго строительного сезона (май-октябрь 1902 г.) было уложено 1 522 650 штук кирпича — карнизного, колонного, красного, пустотелого — и каменные работы были в общем завершены… Осенью начались кровельные работы, для которых была построена специальная мастерская, и в октябре железом (бляхою) были покрыты четыре малые маковки.
Следующий строительный сезон начался уже с апреля, когда были выделены материалы на штукатурные и столярные работы. В июне-августе закончены кровельные работы на куполах…
В октябре были получены из Санкт-Петербурга от фирмы Сан-Галли железные кресты, окованные медью и покрытые червоным золотом: один крест для главного купола, один для колокольни и четыре для маковок. Другие кресты, цинковые, с постаментами для фронтонов и крест для малого фронтона колокольни были привезены из Москвы от Георга Поля. Часть крестов, акротериев и балясин для балюстрады установили в октябре-ноябре 1903 года, а другие — в 1904-05 гг.
В июне-сентябре 1905 года был заложен фундамент под каменные внешние ступени колокольни, а также сделаны две входные лестницы с площадками в подвальные помещения с севера и юга.
Анализ смет и списка выполненных работ за 1901-05 гг. свидетельствует, что темпы работ, довольно-таки интенсивные в первые три года, потом постепенно замедляются, а после 1905 года вообще приостанавливаются. Наглядно это показывает подборка по годам расходов на использованные материалы и изделия: 1901г. — 63437р.91к.; 1902г. — 53190р.64к.; 1903г. — 20247р.93к.; 1904г. — 12315р.13к.; 1905г. — 4485р.86к.
Это связано с финансовым положением П.Харитоненко, которое на то время значительно пошатнулось вследствие общественных проблем (экономический кризис) и исключительно семейных обстоятельств (согласно брачным контрактам, при разводе дочерей Харитоненко — Елены и Наталии — бывшим мужьям были выплачены огромные суммы — по несколько миллионов рублей каждому).
С 1911 года возобновляется регулярно строительство храма. Строительными работами на Троицком соборе, как и на других сумских и харитоненковских объектах, руководит сын Карла Шольца (самого К.Шольца предположительно с 1907 года нет в живых) — Густав (1880-1939).
Для внутреннего убранства собора П.Харитоненко сначала обратился к уже известным художникам — М.Нестерову и А.Щусеву.
Однако М.Нестеров категорически отказался расписывать стены собора, создав лишь иконы для иконостаса. В письме к другу от 16 января 1912 года М.Нестеров пишет: «Были Харитоненко и наконец уломали меня взяться (без срока) написать для возводящегося огромного собора в Сумах четыре иконы для главного иконостаса». В феврале 1913 года М.Нестеров сообщает своему другу О.Турыгину о встрече с Харитоненко: «Сегодня закончил им эскизы икон иконостаса для собора в Сумах — кажется, будет ладно, возможно интересней, чем в «великокнязевском», что на Ордынке».
Судя по записям М.Нестерова, в последние месяцы 1913-го и весной 1914 года он напряжено работал для сумского собора и иконы эти Харитоненко нравились. Нет сомнений, что речь идет не об эскизах, а о завершенных работах, которые П.Харитоненко перед смертью лично забрал у художника в Москве. Сейчас иконы Иисуса Христа и Благовещения хранятся в Сумском областном художественном музее. Эскизы икон для сумского собора — последние работы М.Нестерова как церковного живописца — хранились в фондах Третьяковской галереи.
Еще с 1910 года велись переговоры с петербургским художником К.Петровым-Водкиным о росписи Троицкого собора. Работа К.Петрова-Водкина над эскизами росписи сумского собора длилась с лета 1913 года, в июле художник даже получил аванс от П.Харитоненко. Однако воплощения эта работа не имела. Место нахождения эскизов неизвестно.
Уже после смерти П.Харитоненко К.Петров-Водкин получил заказ на витраж «Троица» для алтарного окна… Недавно в собраниях Ярославского художественного музея нашли эскиз витража с изображением Святой Троицы и припиской «заказан в 1915 г. для Троицкого собора в Сумах». Непосредственно в Сумах художник работал полтора месяца — с 26 мая до 12 июля 1915 года.
Остается интрига и участие Алексея Щусева (1973-1949) в создании собора. Он некоторое время считался автором проекта. Но П.Харитоненко с А.Щусевым еще даже не был знаком, когда в 1901 году утвердили проект Троицкого собора.
Собор в Сумах — это был уже второй опыт совместной работы М.Нестерова и А.Щусева после Покровской церкви Марфо-Мариинской обители в Москве. В Сумах, кроме проекта иконостаса, А.Щусев делал рисунки мозаичного пола и ограды вокруг сквера при церкви.
С одной в другую современную публикацию циркулировала информация, что центральный мраморный иконостас сумского собора, изготовленный в Италии, погиб во время транспортировки уже после начала Первой мировой войны. В авторитетном архитектурном издании за 2013 год опубликована фотография фрагмента верхней части иконостаса сумского Троицкого собора с обозначением, что изготовлен он в Санкт-Петербурге. Авторы — академик архитектуры А.Щусев и художник-скульптор В.Кузнецов. Но в недавней публикации сумского краеведа Маргариты Сергиенко есть ссылка на заметку в октябрьском номере газеты «Сумской вестник» за 1914 год: при отправке иконостаса вместе с литургической атрибутикой из Италии морским путем корабль был подорван торпедой немецкой субмарины, отслужена панихида по погибшему кораблю и иконостасу. Можно предположить, что речь идет либо о разных иконостасах (их должно быть три), либо одни фрагменты иконостаса были изготовлены в Италии, а другие — в Санкт-Петербурге.
А.Щусев работал также над эскизами предметов внутреннего убранства и колоколов Троицкой церкви: в Музее архитектуры им.А.Щусева найдено письмо с эскизами запрестольного креста, аналоя и декоративно оформленного колокола.
Всего предусматривалось установить 15 колоколов, из них 12 были изготовлены на заводе общества братьев Самгиных в Москве и доставлены в Сумы в июне 1913 года. Установка их подробно описывается в газете «Сумской вестник».
В номере от 14 июня 1913 года было напечатано объявление: «Строительный комитет по постройке нового сумского Троицкого храма доводит до сведения жителей г.Сум, что 16 июня, в воскресенье, после Божественной литургии имеет быть поднятие на колокольню нового храма 11 колоколов верхнего звона, до 500 пудов весом, а 23 июня, в воскресенье, после Божественной литургии предстоит поднятие на колокольню главного большого колокола в 750 пудов весом и просит пожаловать в указанные дни всех желающих принять участие в поднятии колоколов».
Поднятие 11 колоколов состоялось в присутствии 5 тыс. человек. Большой колокол поднимали всего 7 минут. Колокол зазвонил около двух часов дня.
Таким образом, на Троицкой церкви, еще не освященной, звонило 12 колоколов, а еще один колокол, около 150 пудов весом, был заказан. Два сравнительно небольших колокола планировалось снять с колокольни старой Троицкой церкви. Эту церковь должны были разобрать в 1914 году, чтобы обустроить южное крыльцо новой церкви.
Судя по газетным сообщениям, в конце лета 1914 года Троицкий собор был в основном закончен. Огромная церковная площадь на 10 августа 1914 года «освобождена от строительных материалов и засеяна газоном. Устроены бетонные дорожки».
Освящение здания было назначено на 26 сентября 1914 года. Однако внезапная смерть Павла Харитоненко в ночь на 13 июня, а также начало Первой мировой войны приостановили работы по обустройству храма. Так и не были осуществлены предусмотренные декоративные работы: покраска куполов по образцу Троицкого храма в Петербурге (на синем фоне — золотые звезды) и позолота купола колокольни.
До скромного освящения нового собора осенью 1917 года служба Божия правилась в старой Троицкой церкви, которая оставалась рядом (ее видно на фотографиях 1910-х гг.). В перечне храмов Харьковской епархии за 1917 год обе Троицкие церкви отмечены как действующие. В 1921 году каменная церковь XIX в. была разрушена, а со временем закрыт и Троицкий собор.
24 мая 1942 года, на праздник Святой Троицы, возрождено богослужение в сумском Троицком соборе. Во время Второй мировой войны снарядом был разрушен купол на колокольне и повреждена пожаром крыша церкви. В 1945 году на деньги религиозной общины Троицкой церкви крыша была отремонтирована, в 1949 году обновлен купол колокольни, причем в свободной форме, существенно изуродовав архитектурный образ сооружения.
К 1959 году религиозной общины Троицкой церкви уже не существует. Сохранилось письмо председателя Сумского облсовета к председателю Госстроя УССР: «В связи с ликвидацией религиозной общины, помещение памятника архитектуры — Троицкий собор в г.Сумы — общиной освобожден. Исполком Сумского облсовета депутатов трудящихся считает необходимым использовать помещение собора для устройства планетария и антирелигиозного музея».
В протоколе комиссии, проводившей в 1961 году инвентаризацию архитектурных памятников Сумщины, записано шокирующее решение: «Троицкий собор 1900 г. является сравнительно новым сооружением, хотя и отличается определенными архитектурными достоинствами, но не представляет исторической ценности. Следует согласиться с предложением местной власти о реконструкции его под планетарий, со снесением поврежденной колокольни. Собор из списка памятников архитектуры исключить». Кстати, тем же актом предлагалось исключить из списка памятников и сумскую Воскресенскую церковь 1702 г. с дальнейшим сносом, т.к. она мешает движению транспорта…
Но активная позиция сумчан и решительное вмешательство одного из членов комиссии, Г.С.Долгина, который поднял эту проблему на уровне центральной власти, — здание уберегли. Однако с государственного учета памятников архитектуры Троицкий собор тогда был снят.
По постановлению Совмина СССР в 1979 году Троицкий собор получил статус памятника архитектуры общегосударственного значения (сейчас — национального). К этому времени была начата подготовка проектной документации для реставрации Троицкой церкви и приспособления ее под зал камерной и органной музыки институтом «Укрпроектреставрация». После реставрации, в 1986-87 годах, был смонтирован в алтарной части собора орган чехословацкой фирмы «Rieger-Kloss».
Часть собора в 1996 году была передана Троицкой православной общине, зарегистрированной в ноябре 1992 года. В 2000 году окончательно выселена из цокольного этажа «Скульптурная галерея И.П.Кавалеридзе». В июне 2007 года орган был перевезен в Сумскую областную филармонию (бывшее здание Общественного собрания) и собор полностью отдан верующим.
К 100-летию Троицкого архиерейского собора г. Сумы создан сайт. На нем размещены материалы об истории храма, новости, фотогалерея, другие познавательные материалы. Желающие могут зайти на сайт по ссылке http://sobor.sumy.ua
По благословению высокопреосвященнейшего Евлогия, архиепископа Сумского и Ахтырского, к празднованию 100-летия Троицкого архиерейского собора г.Сумы начались ремонтно-реставрационные работы в колокольне храма. К великому сожалению, средств для восстановления святыни катастрофически не хватает, реставрация требует больших денежных затрат. Все неравнодушные сумчане могут принять активное участие в восстановлении святыни. Для перечисления денежных средств предоставляем банковские реквизиты Троицкого собора: код 22598251; р/счет 26000060961510 МФО 337546 в СФ «Приватбанк». Для получения более подробной информации можно обращаться кС благочинному собора протоиерею Александру Кудряшову по тел.: (0542) 22-30-52 или (050) 407-47-33.
Октавиан
Да, положительные изменения в соборе-юбиляре заметны. Дай Бог, чтобы общими нашими усилиями храм воссиял во всей красе!
илариефоб
Царство небесное отцу Трифилию! Первому и пока единственно законному настоятелю Троицкого !!! Благоукрашение храма,его миссия среди сумской "элиты",перенос органа(эпопея с которой врядли кто бы справился другой ) навсегда останутся его заслугами!!!! И никакие потоки грязи от одесских рейдеров никогда не затмят этих заслуг о Трифилия !!!
Гость Алексей
Боже! как все нау ились врать и воровать информа ию., а в сущности полн й бред. в иконостасе Щусева нет символа еркви Трои . П-В её нарисовал только в 1915 г. Р.В.С. задрала весь город своим бредом.