Сегодня, 29 июня, по факту ДТП на пр. М.Лушпы зимой этого года три лица получили уведомление о подозрении – водитель троллейбуса, начальник службы движения КП «Электроавтотранс» и начальник технического отдела Управления капитального строительства и дорожного хозяйства Сумского горсовета. Об этом сообщил на пресс-конференции Валерий Могильный, первый заместитель руководителя Сумской местной прокуратуры, под процессуальным руководством которой проводится досудебное расследование по факту гибели 9 февраля этого года 17-летней девушки под колесами троллейбуса. Указанные сведения были внесены в Единый государственный реестр досудебных расследований ч. 2 ст. 286 УК Украины. Учитывая факты, ставшие очевидными во время расследования данного ДТП, трагедия не стала уроком для городской власти – в городе больше 400 остановок, но только восемь (!) из них находится на балансе горсовета, но ни одна не соответствует нормам. Как выяснилось в ходе следствия, учет работы КП «Дорремстрой» и оплаты стоимости предоставленных им услуг, осуществляется по отработанным работниками «Дорремстроя» человеко-часам и километражу, который проходит снегоуборочная техника. Качество выполненных работ, в частности соответствие государственным стандартам уборки улиц и дорог, - не в счет. В итоге за такой «порядок вещей» в городе платят рядовые сумчане - кто жизнью, кто свободой, кто налогами.
Предвосхищая вопросы журналистов об ответственности вышестоящих городских чиновников, прокурор объяснил, что досудебное следствие еще не закончено и расследование действий должностных лиц, которые могут быть причастны к уголовному преступлению продолжаются.
Как сообщили в прокуратуре, за четыре месяца в рамках уголовного производства с целью установления всех обстоятельств ДТП проведен большой объем работы, в том числе назначен ряд экспертиз, допрошено значительное количество свидетелей, изучено соответствующую документацию и пр. Сейчас уголовное производство насчитывает восемь томов. Ход досудебного расследования находится на личном контроле прокурора Сумской области Виталия Матвийчука. Во время следствия собрано достаточно доказательств для сообщения о подозрении трем лицам, причастным к гибели девушки.
Подозреваемый №1 – тот, кто наехал
Сегодня, 29 июня, водителю КП «Электроавтотранс» вручено уведомление о подозрении в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 УК Украины, то есть в нарушении правил безопасности дорожного движения Украины, повлекшее смерть потерпевшего.
Установлено, что водитель управлял технически исправным троллейбусом «Богдан - Т70117», однако он пренебрег требованиями правил дорожного движения и мерами безопасности и не отключил функцию «Разрешение хода при открытых дверях» и, завершив посадку пассажиров, начал движение с неполностью закрытыми центральными дверями, в результате чего сработала «функция реверса», при которой двери автоматически открылись и девушка выпала из троллейбуса. В настоящее время прокуратура обратилась в суд с ходатайством об избрании подозреваемому меры пресечения - домашний арест.
По словам Валерия Могильного, троллейбус стал двигаться с закрытыми дверями, но спустя три секунды дверь снова открылась, т.к. из-за попадания одежды одного из пассажиров сработала «функция реверса», и девушка выпала. Выпадая, она попала на снежный вал, и уже затем - под заднее колесо троллейбуса. От полученных травм потерпевшая погибла на месте.
- Троллейбусы «Богдан» оборудованы системой безопасности, которая запрещает движение троллейбуса при открытых или не полностью закрытых дверях, - акцентировал внимание на важной детали В.Могильный. – Но эту систему можно выключить. В частности, в кабине водителя на панели приборов есть переключатель, который так и называется «Разрешение хода при открытых дверях». Спроектирован он для того, чтобы проводить испытания на территории депо или транспортировать троллейбус при поломанных дверях. Но есть одно категорическое требование: запрещается двигаться с выключенной системой безопасности, если в салоне троллейбуса есть хоть один пассажир. Водитель пренебрег этой системой безопасности. Мы считаем, именно из-за переполненности троллейбуса. Иначе троллейбус просто не двинулся бы с остановки. Кроме того, на панели водителя есть световой индикатор, который фиксирует незакрытые двери. Если бы водитель его контролировал и дальше жал на кнопку закрытия дверей, они бы не открылись. Однако этот индикатор он не контролировал, кнопку закрытия отпустил и начал движение. Именно эти нарушения и стали основными причинами ДТП.
Подозреваемый №2 – не тот, кто поставил знак, а тот, кто "создал" остановку
Вместе с тем, по словам Валерия Могильного, в ходе расследования были установлены и другие нарушения законодательства, которые также обусловили данную трагедию.
- Мы занимались вопросом: почему в данном месте возникла троллейбусная остановка? – продолжает прокурор. – По установленным правилам, предприятие-перевозчик (в данном случае КП «Электроавтотранс») определяет место остановки. Но оно должно было согласовать его в органах Госинспекции и утвердить у заказчика услуги по перевозке пассажиров, т.е. в Сумском горсовете в лице исполкома. КП «Электроавтотранс» обращалось, но никаких решений об обустройстве остановки, размещении соответствующих знаков, внесении изменений в паспорт маршрута на исполкоме не принималось. Кроме названия, исполком ничего нового не принял. Но именно на основании этого решения, размещенного на сайте Сумского горсовета, начальник службы движения КП «Электроавтотранс» и дала указание ревизорам, а те в свою очередь – водителям, о создании новой остановки. И именно с этого времени троллейбусы начали останавливаться там возле знака. Хотя, снова-таки обращаю внимание: остановка не оборудована, никем на баланс не взята и соответственно в зимний период ее никто не убирал.
Как сообщили в прокуратуре, сегодня, 29 июня, вручено уведомление о подозрении в совершении уголовного преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 366 УК Украины, т. е. в служебном подлоге, начальнику службы движения КП «Электроавтотранс». Установлено, что указанное должностное лицо без соответствующего проекта, согласованного с органами Государственной автомобильной инспекции, внесла заведомо ложные сведения о введении остановки ТРЦ «Лавина» по пр. М. Лушпы в г. Сумы в обоих направлениях в официальный документ - паспорт троллейбусного маршрута № 5, зная, что остановка не обустроена, не введена в действие и не соответствует требованиям действующего законодательства. В настоящее время прокуратура обратилась в суд с ходатайством об избрании подозреваемой меры пресечения - личное обязательство.
Подозреваемый №3 – не тот, кто не убрал снег, а кто не проконтролировал
- Так или иначе, но знак «Троллейбусная остановка» там был. И он является обязательным для всех участников дорожного движения, в том числе и для снегоочистительной техники, которая должна там убирать, - продолжает Валерий Могильный. – В частности, есть государственные стандарты Украины по безопасности дорожного движения, есть технические правила ремонта и содержания улиц и дорог населенных пунктов, где закреплено: на остановках маршрутных транспортных средств на длину не меньше 45 м от установленного знака формирование снежных валов не допускается. Поэтому после очистки снега с проезжей части надо было расчистить снеговой вал на определенную длину. Подчеркиваю, что пострадавшая выпала на расстоянии 7,5 м от знака «Троллейбусная остановка», т.е. упав на снежный вал, она скатилась под колеса троллейбуса. Если бы снежного вала не было, а его там надо было расчистить, она по инерции отклонилась бы от троллейбуса. Конечно, получила бы какие-то телесные повреждения, но осталась бы живой.
Контролировать работу КП «Дорремстрой» должны были в частности работники отдела технического надзора управления капитального строительства и дорожного хозяйства Сумского горсовета, в том числе их начальник, который этого не делал. Невзирая на нарушение государственных стандартов подписал без замечаний акты приема-передачи выполненных работ.
Сегодня, 29 июня, начальнику технического отдела Управления капитального строительства и дорожного хозяйства Сумского горсовета вручили уведомление о подозрении в совершении уголовного преступления, предусмотренного ст. 288 УК Украины, т. е. в нарушении правил, норм и стандартов, касающихся безопасности дорожного движения.
Как говорится в официальном сообщении пресс-службы прокуратуры, это ведомство установило, что указанное должностное лицо, будучи ответственным за качественное содержание автомобильных дорог, улиц и других дорожных сооружений, не сообщило КП «Дорремстрой» и руководителю своего управления о необходимости внесения места остановки вблизи ТРЦ «Лавина» в перечень объектов для уборки и очистки от снежного вала, или о необходимости принятия мер по ликвидации указанной остановки общественного транспорта. Данное должностное лицо не проверило законность наличия в этом месте остановки общественного транспорта, ее надлежащее обустройство, а также законность установления дорожного знака «Место остановки автобуса» вблизи ТРЦ «Лавина», не сообщило об указанных нарушениях в какие-либо контролирующие органы. Вместе с этим, подозреваемый подписал акты выполненных КП «Дорремстрой» СГС работ по уборке дорог в феврале 2016 года, чем подтвердил фактическое соответствие предоставляемых услуг требованиям.
Вследствие ненадлежащего исполнения указанного руководителя своих служебных обязанностей на проезжей части и за ее пределами был сформирован снежный вал высотой 0,7 м и шириной 1 м. Согласно заключению судебной дорожно-технической экспертизы, после выпадения девушки из троллейбуса попадания ее тела под колеса, с технической точки зрения, возможно только при наличии препятствия, расположенного между правым габаритом троллейбуса и местом падения тела. В настоящее время прокуратура обратилась в суд с ходатайством об избрании подозреваемому меры пресечения - личное обязательство и отстранение от занимаемой должности.
Подозреваемый №… - тот, кто бездействует
По словам Валерия Могильного, даже трагедия, унесшая жизнь юной девушки, не заставила должностных лиц Сумского горсовета принять меры для приведения в соответствие с действующим законодательством нормативно-правовые акты по безопасной перевозке людей общественным транспортом. Досудебным расследованием установлено, что вопрос законности размещения и обустройства остановок общественного транспорта должностными лицами Сумского горсовета и в дальнейшем игнорируются. В частности дорожный знак «остановка» напротив ТРЦ «Лавина» (напротив места трагедии), установленный безосновательно и вопреки правилам, не демонтирован. Лишь восемь остановок из общего количества находятся на балансе Сумского горсовета, при этом, ни на одну из них не разработан проект, как того требуют правила.
В связи с этим прокуратура направила письмо в Сумской горсовет с требованием принять исчерпывающие меры к постановке всех остановок общественного транспорта на баланс для обеспечения надлежащего функционирования, в том числе уборки в зимний и летний периоды, разработки проектной документации на них и демонтажа тех, которые установлены с нарушением требований действующего законодательства.
Также прокуратура направила письмо в облгосадминистрацию (в соответствии с требованиями ст. 6 Закона Украины «О прокуратуре»), в котором говорится о ненадлежащем исполнении должностными лицами Сумского горсовета и его коммунальных предприятий своих должностных обязанностей, в результате чего произошло дорожно-транспортное происшествие, приведшее к гибели несовершеннолетней девушки.
Прокуратура отмечает, что бездействие должностных лиц органов местного самоуправления, отсутствие надлежащего контроля за состоянием улично-дорожной сети города Сумы может привести к ужасным последствиям.
Что касается троллейбуса, совершившего наезд, как сообщил Валерий Могильный, постановлением от 24 июня прокуратура сняла запрет на его эксплуатацию. «Его можно эксплуатировать. Все технические экспертизы завершены, он исправен и, возможно, уже сегодня выйдет в рейс», - сказал прокурор.
Справка:
ч. 2 ст. 286 (нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшие смерть потерпевшего) УК Украины - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет или без такового;
ст. 288 (нарушение правил, норм и стандартов, касающихся безопасности дорожного движения) УК Украины наказывается штрафом от двухсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до пяти лет;
ч. 1 ст. 366 (служебный подлог) - наказываются штрафом до двухсот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Учора, близько 14-ї години, патрульні отримали повідомлення про ДТП, яка сталася на вулиці Петропавлівській....
Вчора у Бурині учасником автопригоди став 16-річний керманич двоколісного транспорту....
Учора ввечері на лінію 102 надійшло повідомлення про ДТП на вулиці Маґістратській. Заявник, який став очевидцем автопригоди, одразу ж повідомив...
Подія трапилася вчора, близько 15 години 30 хвилин, на вулиці Гетьмана Павла Скоропадського....
Близько 17-ї години патрульні отримали повідомлення про ДТП на вулиці Привокзальній....