Все руководство Минобороны на уровне министр-замминистра - некомпетентно и неэффективно. Структура управления - совершенно недееспособна. Есть отдельные звенья - руководители ряда функциональных департаментов, например, вполне грамотные люди. Но система не работает. Строить армию, полагаясь на их оценки, нельзя. Пока не разгоним на 70% аппарат управления - там невозможно будет в чем-либо разобраться.
Для понимания уровня компетентности некоторых руководителей МО и ГШ - в первом варианте государственного оборонного заказа на 2015 год Минобороны и Генштаб записали на несколько десятков миллионов гривен закупку... салютных выстрелов! Это подписано всем руководством. Сделку остановил премьер-министр Яценюк, у которого в руках есть оригинал этого скандального документа. В переработанном варианте Гособорнзаказа салюты вычеркнули, и многие другие маразмы тоже - но за такое слабоумие надо гнать с госслужбы всех, кто либо подписал, либо не выступил с протестом.
Но никого не гонят.
Итак, если балласт выгнать из кабинетов и поменять структуру управления, то как надо строить систему обеспечения Минобороны?
1. Определять потребности армии надо не по нормам снабжения, бумажкам и инструкциям, а по тому, что реально необходимо конкретным бойцам, офицерам, воинским частям, принимающим участие в АТО. Когда планирование потребностей начнет осуществляться на основании реальных запросов из действующей армии - система снабжения станет реальной, а не абстрактной.
2. Необходимо обеспечить прозрачность планирования военных закупок, поставок в армию, управление запасами и остатками. Даже если у нас нет денег купить что-то из необходимого сейчас, мы должны знать, чего именно нам не хватает.
3. Логистика и снабжение в условиях войны должны жить по бюджету. Мы должны наладить учет и контроль, как в любом современном предприятии - с учетом требований секретности, разумеется. Мы должны знать, во сколько нам обходится закупка, какие сравнительные цены, во сколько обходится доставка, ремонт, снаряжение.
4. Обеспечение закупок вооружений должно строиться исключительно на основании заявок командиров боевых частей и подразделений, на долгосрочной основе. Не нужны тендеры, не нужны согласования и бесконечные совещания. У нас должен быть единый план, состоящий из трех частей: первая часть - что необходимо КАЖДОЙ конкретно бригаде и каждому конкретному батальону. Вторая часть: как выполняется первая часть, какие трудности и в какие сроки они будут решены. Третья часть: как оптимизировать расходы и ресурсы на реализацию всего плана.
5. И самое главное - каждый сотрудник Министерства обороны должен наконец понять - идет война, и на войне имеют значения только те результаты, которые достигаются сегодня, завтра. Результат важен, а не процесс. Результат станет единственной мерой измерения эффективности чиновников. Все сотрудники Генштаба и Минобороны, военных комиссариатов, органов планирования и снабжения, обязаны регулярно проводить командировки в действующие части на самые горячие направления АТО, для того, чтобы они находились не в армейском или бригадном штабе, а в штабе батальона, роты, и своими глазами и на себе ощущали последствия своей работы. Здесь не должно быть исключений.
6. Большая часть потребностей армии обеспечивается волонтерами и народным тылом. Задача МО - построить такую удобную для волонтеров и дееспособную систему взаимодействия с обществом, чтобы волонтеры могли работать и помогать армии максимально эффективно. Без такого взаимодействия руководство МО отрывается от реальности и перестает видеть за бумажками реальную проблематику.
Юрий Бутусов, censor.net.ua