
Сегодня, спустя три недели после продуктового ажиотажа, который продолжался в наших супермаркетах около трех дней, полки большинства магазинов так и не заполнились товаром. Причем это касается не только небольших торговых сетей. Даже в крупных супермаркетах вместо некоторых продуктов на полках красиво расставляют минеральную воду. Помимо этого, в некоторых торговых сетях уже два месяца не выплачивают заработную плату, а с поставщиками до сих пор не рассчитались даже за социальные товары, сообщают Вести.
По словам Алексея Дорошенко, у нынешней ситуации «ноги растут» еще из середины 90-х годов, когда торговые сети и магазины типа cash&carry только осваивали украинский рынок. Качество товара в них было высоким, ассортимент разнообразным, а цены за счет масштабов торговли — выигрышными по сравнению с небольшими магазинами и рынками. Но основным требованием к поставщикам с тех пор осталось требование предоставлять отсрочку платежа, которая даже на социальные товары сейчас составляет 50 дней, а в среднем — 90. То есть вся розничная торговля в нашей стране была построена на кредите: наши торговцы получают товар под реализацию и спокойно его продают, а рассчитываются с поставщиками спустя время.
Только вот после валютных потрясений 2014 г. и резкой девальвации гривни на плаву остались только самые финансово стойкие поставщики, но даже они вынуждены были прекращать отгрузки в торговые сети на таких условиях. «Это происходило даже по крупам и макаронам» — отметил Алексей Дорошенко. В результате полки пустеют, обороты магазинов падают, долги по заработной плате и налогам растут. «А результатом станет закрытие многих торговых точек», — добавил он.
Признают проблемы и в самих торговых сетях, но уверяют, что те еще не приобрели угрожающие масштабы. «Крупным сетям закрытие не грозит. Расширяться в нынешних условиях вряд ли кто-то будет, но удержать позиции вполне реально», — заверил «Вести» совладелец сети «Фуршет» Игорь Баленко.
Кроме стратегии развития, торговые сети вынуждены пересматривать также ценовую политику, и, соответственно, ассортимент товаров на полках, увеличивая долю сегмента «средний минус», а также уделять больше внимания продуктам и товарам первой необходимости. Впрочем, введение пошлины на импорт и так отодвинуло заграничные деликатесы в разряд предметов роскоши.
«Пропорции импортных товаров к украинским составляют сейчас примерно 10/90. Люди активней покупают отечественные продукты, так как они дешевле, что в свою очередь дает возможность нашему производителю развиваться», — заметил «Вестям» Игорь Баленко.
Правда, из-за недавней паники, во время которой население накупило на полгода вперед «стратегических продуктов» типа круп, макарон и соли с сахаром, спрос даже на отечественную еду поутих - население купило много долгохранящихся продуктов, таких как, гречку, подсолнечное масло и сахар и теперь долго их покупать не будут.