Как уже писал «Данкор», 12-13 декабря в Сумах прошел двухдневный курс Школы сознательного гражданина. Одним из самых интересных выступлений стала лекция Александра Солонтая из Института политического образования «Общественный контроль за властью и влияние на нее». Олександр Солонтай известен своими выступлениями на тему «общественный контроль» и практической работой в этом направлении. Эта тематика стала особенно актуальной после Евромайдана, когда контроль за властью был забран у прокуратуры и передан общественности. Публикуем самые интересные выдержки из этой лекции.
- Обычно у нас граждане не приучены интересоваться политикой и потому мало нуждаются в политических знаниях. Это связано с тем, что раньше контроль за работой власти осуществляла прокуратура. Во всех цивилизованных странах контроль за властью совершают люди. И если они видят, что власть что-то делает не так, то они «скручивают шею» этой власти. В Украине, когда завершился «Евромайдан», у прокуратуры забрали функцию надзора за местными властями. Вопрос: кто же тогда сегодня следит за местной властью? Сам народ. Понятно, что, для того чтобы следить за властью, эти механизмы (контроля) должны быть очень удобны, просты и понятны каждому гражданину, даже самому «простому» жителю села.
Механизмы общественного контроля достаточно просты. Есть механизмы, которые уже заложены в закон и гарантированы всем гражданам Украины в отношении всех властей. А есть инструменты, которые законами не заложены, но на местах их придумывают и записывают в местные правила.
Иногда люди задают вопрос: «А как я могу доказать, что имею право осуществлять общественный контроль?». Есть такая возможность. Есть статья 17* Закона Украины о доступе к публичной информации, где сказано, что общественный контроль возлагается на граждан.
Эта статья означает, что если вы нашли какой-то документ, который считаете неправильным, то вам предоставлено право подать в суд на его отмену. Гражданину дается это право в течение 6 месяцев с момента опубликования нормативно-правового акта.
В представлении запроса в суд необходимо обосновать, какие ваши права нарушены или затронуты интересы.
Первый самый простой инструмент, который дали людям, - это возможность прочитать все то, что опубликовала на своем сайте местная власть. Для этого изменили Закон Украины о местном самоуправлении в Украине, и соответственно статью 59*. Согласно этой статье, все акты должны быть опубликованы для публичного доступа на сайте в течение пяти дней.
- Как я могу, как гражданин, проконтролировать тот факт, что определенный нормативно-правовой акт был публично обнародован Сумском городским советом? – вопрос из зала.
- На сайте Сумского городского совета можно ознакомиться с архивом местных документов. Если вы там не находите какого-то акта (который принят с 2011), то должны реагировать. Вы должны направлять запросы ответственным лицам с требованием опубликовать соответствующие документы и объяснять им, что иначе они будут привлечены к ответственности. Как вы можете знать о том, что некий документ существует, но не опубликован? Самое простое - это мониторить документы по номерам. Вот, например, если взять распоряжение городского головы за декабрь, то я приятно удивлен, что ни одного документа не было скрыто (распоряжения 305-315). Это редкий случай в Украине. Поэтому я решил посмотреть еще и ноябрь, и разочаровался. Распоряжение городского головы (О выделении средств из городского бюджета для предоставления материальной помощи гражданам города, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах. – Ред.) под номером 290 от 6.11.2015 нельзя скачать или даже прочитать.
Я заинтересовался: что же это за документ со статусом «конфиденциально»? В документе написано о том, что из местного бюджета выделяются деньги различным гражданам, нуждающимся в улучшении жизненных обстоятельств. В городе Сумы, где 90 процентов населения нуждаются в улучшении жизненных обстоятельств, от сумчан мэр скрыл информацию о том, какие деньги из ваших карманов он взял и каким людям из вас эти деньги передал.
И я уверен: если посмотреть на ваши газеты, журналы, телевидение, блоги активистов, facebook-страницы всех членов партии и т.д., я не найду ни одной записи, где начиная с 6-го ноября идет длительная переписка на тему: «Народ, а что же от нас скрыли?». Это означает на практике следующее: прокуратура уже не контролирует власть, а вы еще не контролируете.
Еще в городе Сумы принимаются такие документы как решения исполнительного комитета. Решения исполнительного комитета принимаются не единолично, а заседанием исполнительного комитета.
Здесь есть одна такая дата - интересная публикация документа 16.11.2015. Я нашел все решения исполнительного комитета и увидел, что заседание исполнительного комитета у вас начались 2 ноября, а дата публикации - 16 ноября. После 16 ноября еще решение - 17 и 28 ноября. То есть получается так, что у вас на странице, созданной 16 ноября, обнародовали документы, которые были приняты в будущем: 17 и 28 ноября. То есть здесь живут «Нострадамусы», которые знают все наперед. Вы должны следить за этим. Почему важна эта дата? Дата публикации - это день, когда документ вступает в силу. Документ вступает в силу не в день принятия, а в день его опубликования.
Также исполнительный комитет скрывает от вас кучу данных. Вот, например, «О служебных жилых помещениях» или «О предоставлении заявленных жилых помещений». Эти документы нельзя прочитать. Каким гражданам у вас выдают квадратные метры? От вас исполнительный комитет прячет, где и как он распределяет ваше имущество.
Насколько у вас хороший, качественный план? В плане работы Сумского городского совета можно найти даты конкретных заседаний городского совета и конкретные вопросы, которые планируется рассмотреть на этих заседаниях. Нормальный, качественный план. Осталось только смотреть - действительно ли они живут по этому плану.
Если вы замечаете, что власть занимается чем-то, что здесь не написано, то реагируйте: «А какого черта вы здесь проводите этот фестиваль или это мероприятие? В вашем плане такого нет! Что это за нецелевое использование средств?».
В ходе заседания составляется протокол. Протокол о том, каким образом эти решения достигались и принимались. Вам с прошлого года открыто доступ к этим протоколам, чтобы вы могли посмотреть не только конечные продукты решений, которые были приняты, но и как к этому решению пришли.
Последний протокол внеочередной сессии Сумского городского совета был от 16 октября. Были после этого сессии Сумского городского совета?
- Были, - ответили из зала
- Вот, отсутствует протокол. Или не успели изготовить, или не успели обновить. За этим нужно следить.
- А кто ответствен за это?
- Есть секретарь в Сумах? Ну вот, можно его на 420 грн оштрафовать. Если вы его не любите, можно сразу писать жалобу уполномоченному по правам человека. Если же вы с ним в более нормальных отношениях, то напишите ему письмо или потрольте его на facebook.
Мало в какой стране публикуется протокол. В Украине эту норму ввели в связи с тем, что было очень мало общественного контроля и надо было дать больше инструментов общественного контроля.
Вообще, лучший общественный контроль - это когда вы лично приходите и лично смотрите каким образом работают органы власти. Общественность имеет право присутствовать на заседаниях органов власти.
Всего тем на форумах 181305
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 65089
Последний зарегистрированный пользователь beredis