Как уже писал «Данкор», 12-13 декабря в Сумах прошел двухдневный курс Школы сознательного гражданина. Одним из самых интересных выступлений стала лекция Александра Солонтая из Института политического образования «Общественный контроль за властью и влияние на нее». Олександр Солонтай известен своими выступлениями на тему «общественный контроль» и практической работой в этом направлении. Эта тематика стала особенно актуальной после Евромайдана, когда контроль за властью был забран у прокуратуры и передан общественности. Публикуем самые интересные выдержки из этой лекции.
- Обычно у нас граждане не приучены интересоваться политикой и потому мало нуждаются в политических знаниях. Это связано с тем, что раньше контроль за работой власти осуществляла прокуратура. Во всех цивилизованных странах контроль за властью совершают люди. И если они видят, что власть что-то делает не так, то они «скручивают шею» этой власти. В Украине, когда завершился «Евромайдан», у прокуратуры забрали функцию надзора за местными властями. Вопрос: кто же тогда сегодня следит за местной властью? Сам народ. Понятно, что, для того чтобы следить за властью, эти механизмы (контроля) должны быть очень удобны, просты и понятны каждому гражданину, даже самому «простому» жителю села.
Механизмы общественного контроля достаточно просты. Есть механизмы, которые уже заложены в закон и гарантированы всем гражданам Украины в отношении всех властей. А есть инструменты, которые законами не заложены, но на местах их придумывают и записывают в местные правила.
Иногда люди задают вопрос: «А как я могу доказать, что имею право осуществлять общественный контроль?». Есть такая возможность. Есть статья 17* Закона Украины о доступе к публичной информации, где сказано, что общественный контроль возлагается на граждан.
Эта статья означает, что если вы нашли какой-то документ, который считаете неправильным, то вам предоставлено право подать в суд на его отмену. Гражданину дается это право в течение 6 месяцев с момента опубликования нормативно-правового акта.
В представлении запроса в суд необходимо обосновать, какие ваши права нарушены или затронуты интересы.
Первый самый простой инструмент, который дали людям, - это возможность прочитать все то, что опубликовала на своем сайте местная власть. Для этого изменили Закон Украины о местном самоуправлении в Украине, и соответственно статью 59*. Согласно этой статье, все акты должны быть опубликованы для публичного доступа на сайте в течение пяти дней.
- Как я могу, как гражданин, проконтролировать тот факт, что определенный нормативно-правовой акт был публично обнародован Сумском городским советом? – вопрос из зала.
- На сайте Сумского городского совета можно ознакомиться с архивом местных документов. Если вы там не находите какого-то акта (который принят с 2011), то должны реагировать. Вы должны направлять запросы ответственным лицам с требованием опубликовать соответствующие документы и объяснять им, что иначе они будут привлечены к ответственности. Как вы можете знать о том, что некий документ существует, но не опубликован? Самое простое - это мониторить документы по номерам. Вот, например, если взять распоряжение городского головы за декабрь, то я приятно удивлен, что ни одного документа не было скрыто (распоряжения 305-315). Это редкий случай в Украине. Поэтому я решил посмотреть еще и ноябрь, и разочаровался. Распоряжение городского головы (О выделении средств из городского бюджета для предоставления материальной помощи гражданам города, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах. – Ред.) под номером 290 от 6.11.2015 нельзя скачать или даже прочитать.
Я заинтересовался: что же это за документ со статусом «конфиденциально»? В документе написано о том, что из местного бюджета выделяются деньги различным гражданам, нуждающимся в улучшении жизненных обстоятельств. В городе Сумы, где 90 процентов населения нуждаются в улучшении жизненных обстоятельств, от сумчан мэр скрыл информацию о том, какие деньги из ваших карманов он взял и каким людям из вас эти деньги передал.
И я уверен: если посмотреть на ваши газеты, журналы, телевидение, блоги активистов, facebook-страницы всех членов партии и т.д., я не найду ни одной записи, где начиная с 6-го ноября идет длительная переписка на тему: «Народ, а что же от нас скрыли?». Это означает на практике следующее: прокуратура уже не контролирует власть, а вы еще не контролируете.
Еще в городе Сумы принимаются такие документы как решения исполнительного комитета. Решения исполнительного комитета принимаются не единолично, а заседанием исполнительного комитета.
Здесь есть одна такая дата - интересная публикация документа 16.11.2015. Я нашел все решения исполнительного комитета и увидел, что заседание исполнительного комитета у вас начались 2 ноября, а дата публикации - 16 ноября. После 16 ноября еще решение - 17 и 28 ноября. То есть получается так, что у вас на странице, созданной 16 ноября, обнародовали документы, которые были приняты в будущем: 17 и 28 ноября. То есть здесь живут «Нострадамусы», которые знают все наперед. Вы должны следить за этим. Почему важна эта дата? Дата публикации - это день, когда документ вступает в силу. Документ вступает в силу не в день принятия, а в день его опубликования.
Также исполнительный комитет скрывает от вас кучу данных. Вот, например, «О служебных жилых помещениях» или «О предоставлении заявленных жилых помещений». Эти документы нельзя прочитать. Каким гражданам у вас выдают квадратные метры? От вас исполнительный комитет прячет, где и как он распределяет ваше имущество.
Насколько у вас хороший, качественный план? В плане работы Сумского городского совета можно найти даты конкретных заседаний городского совета и конкретные вопросы, которые планируется рассмотреть на этих заседаниях. Нормальный, качественный план. Осталось только смотреть - действительно ли они живут по этому плану.
Если вы замечаете, что власть занимается чем-то, что здесь не написано, то реагируйте: «А какого черта вы здесь проводите этот фестиваль или это мероприятие? В вашем плане такого нет! Что это за нецелевое использование средств?».
В ходе заседания составляется протокол. Протокол о том, каким образом эти решения достигались и принимались. Вам с прошлого года открыто доступ к этим протоколам, чтобы вы могли посмотреть не только конечные продукты решений, которые были приняты, но и как к этому решению пришли.
Последний протокол внеочередной сессии Сумского городского совета был от 16 октября. Были после этого сессии Сумского городского совета?
- Были, - ответили из зала
- Вот, отсутствует протокол. Или не успели изготовить, или не успели обновить. За этим нужно следить.
- А кто ответствен за это?
- Есть секретарь в Сумах? Ну вот, можно его на 420 грн оштрафовать. Если вы его не любите, можно сразу писать жалобу уполномоченному по правам человека. Если же вы с ним в более нормальных отношениях, то напишите ему письмо или потрольте его на facebook.
Мало в какой стране публикуется протокол. В Украине эту норму ввели в связи с тем, что было очень мало общественного контроля и надо было дать больше инструментов общественного контроля.
Вообще, лучший общественный контроль - это когда вы лично приходите и лично смотрите каким образом работают органы власти. Общественность имеет право присутствовать на заседаниях органов власти.
Александр Солонтай - эксперт, руководитель программы практической политики и преподаватель в Институте политического образования. В 2004 году. - Активный участник Оранжевой революции, после которой многие годы занимался общественной деятельностью и адвокаси. Возглавил оргкомитет, позже стал первым председателем ВМОО "Фундация Региональных Инициатив", которую возглавлял 2 срока. 2006-10 гг. - депутат Закарпатского областного совета; 2002-06 гг. - депутат Ужгородского городского совета. В 2013 году выступил одним из основателей объединения, а в 2014 году партии "Сила Людей".
Закон Украины "О доступе к публичной информации".
Статья 17. Контроль за обеспечением доступа к публичной информации
2. Общественный контроль за обеспечением распорядителями информации доступа к публичной информации осуществляется депутатами местных советов, общественными организациями, общественными советами, гражданами лично путем проведения соответствующих общественных слушаний, общественной экспертизы и т. п.
Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине".
Статья 59. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления.
11. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному обнародованию и предоставлению по запросу в соответствии с Законом Украины "О доступе к публичной информации". Проекты актов органов местного самоуправления обнародуются в порядке, предусмотренном Законом Украины "О доступе к публичной информации", кроме случаев возникновения чрезвычайных ситуаций и других неотложных случаев, предусмотренных законом, когда такие проекты актов публикуются немедленно после их подготовки.
В актах и проектах актов органов и должностных лиц местного самоуправления не может быть ограничен доступ к информации о расходах или иное распоряжение бюджетными средствами, владении, пользовании или распоряжении государственным или коммунальным имуществом, в том числе об условиях получения этих средств или имущества, фамилии, имена, отчества физических лиц и наименования юридических лиц, получающих эти средства или имущество, а также другой информации, ограничения доступа к которой запрещено законом.
В Україні запустили систему електронного моніторингу наявності ліків для онкохворих в лікарнях....
Сумщина стала пилотной областью, где будет проведена апробация методики независимого оценивания работы судей общественными организациями путем анкетирования....