Не всякая семья – ценность

Автор - отец девятерых детей. Можно много говорить о духовности, но пока не решены фундаментальные вопросы: где жить, что есть, как учиться, лечиться, вместе проводить свободное время, мне очень сложно призывать людей рожать много детей. Хотя сам я для себя решил в свое время, что если Бог даст детей, Он даст и на детей. Опыт моей семьи это подтвердил, обещать это другим от имени Господа Бога я не уполномочен. Это вопрос личной веры.

Существует демографическая теорема. Именно теорема – она доказана на примере разных народов и культур.

В традиционном обществе, сельскохозяйственном, независимо от вероисповедания, рождение нового ребенка было подспорьем для семьи - с раннего возраста он начинал помогать по хозяйству, а когда вырастал, становился полноценным работником. Поэтому при прочих равных условиях семьи с одним, двумя, тремя детьми неизменно становились беднее, чем многодетные.

В индустриальном обществе, опять же независимо от культуры, рождение второго ребенка ставит семью на грань, а рождение третьего почти неизбежно переводит ее по социальной лестнице на одну ступеньку ниже. Более того, 20 лет родители вкладывают в него деньги, время и силы, а потом он вырастает, создает собственную семью. И поскольку семья в городе не патриархальная, опять же родители ничего с этого не получают. В индустриальном городском обществе рождение и воспитание детей для семьи – занятие всегда крайне убыточное. Поэтому пока государство не сделает рождение детей выгодным, отдельные подвижники по-прежнему будут рожать и воспитывать столько, сколько им даст Бог, но демографическая ситуация в стране не изменится.

Я не идеализирую традиционное общество. Люди там не особенно задумывались, почему они живут так, а не иначе. Так было принято, существовал уклад, освященный вековыми традициями. Но именно потому, что никто не задумывался, уклад этот оказалось легко разрушить.

Я не могу сказать, что семья сама по себе является ценностью. Ценностью являются отношения между людьми. Семья может при определенных условиях быть не то что не ценностью, но страшной разрушительной силой - любой из нас видел семьи, которых лучше бы не было. Людям вне такой семьи было бы спокойней и спасительней жить. Ценностью семья становится, если люди, ее создающие, готовы потрудиться, чем-то пожертвовать ради другого. В многодетной семье иначе нельзя. Ни один из ее членов не может жить сам для себя - это просто физически невозможно. И в этом смысле семья - самоорганизующаяся система, в которой каждый обязан выполнять свое послушание, находиться на своем месте. Только в такой ситуации она способна выжить. Но необходимы какие-то элементарные условия. Жизнь с 7 детьми в двухкомнатной квартире нормальными условиями назвать нельзя. Представьте: стоит человеку повернуться - и он обязательно заденет кого-то плечом. Естественно, создается нервная обстановка, люди начинают раздражать друг друга.

У меня достаточно знакомых из многодетных семей, которые уже выросли и сами завели семьи. Большинство из них не готово повторить опыт своих родителей. Говорят, один-два ребенка - максимум. «Я не хочу, чтоб мои дети жили в таком кошмаре, как жили мы», - не раз приходилось мне слышать от них. Поэтому не многодетность как таковая является ценностью, а отношения между супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами. Но создаются такие отношения все-таки при наличии определенных условий. А в целом в обществе не то что многодетность, но и верность друг другу перестала быть ценностью. Современные люди не понимают простых вещей. Как говорит мой знакомый психолог, в отношения между людьми надо вкладываться. Семья держится не только на любви, но и на чувстве долга. Если человек не дает обещание быть верным и не старается всеми силами его выполнить, ничего хорошего не получится. В зависимости от веры он может дать это обещание в храме перед алтарем, в загсе, на поляне с друзьями или в странной псевдорелигиозной общине. Как говорится в одной ападной конфессии, «обещаю любить ее, заботиться о ней в радости и горести, в здоровье и болезни, в богатстве и бедности, доколе смерть не разлучит нас». Вот если подобного понимания долга нет, семья не станет ценностью.

К сожалению, мы живем в обществе, которое само себя назвало обществом потребления, и в связи с этим мы разучились много чего делать. Люди не поют, не танцуют, а смотрят, как поют и танцуют другие: на сцене, в телевизоре, в компьютере. Главное, что их развлекают. Мы уже не можем сами праздновать, все большую популярность даже среди православных приобретают приглашенные организаторы праздников. Нас должны развлекать, человек разучился жить.

Помню, в дискуссии о переводе богослужения на русский язык речь зашла о переводе Символа веры. Как перевести «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века»? «Чаю» переводится как «ожидаю», и один батюшка пошутил по этому поводу: «Сижу в кресле и ожидаю». Вот наше отношение к жизни все больше превращается в такое ожидание в кресле - сидим и ждем, когда кто-то придет и нас развлечет. Естественно, ни подлинная любовь, ни жизнь ради другого при таком отношении невозможны. Опять же уже не в одном поколении многие выросли в однодетных семьях. То есть, молодой человек был единственным ребенком, вокруг него носились родители и бабушки, сдували с него пылинки, и он привык, что он центр Вселенной. Потом он женится на девушке, которая тоже была в семье единственным и балованным ребенком. Они не умеют вкладываться, даже не понимают, что это вкладывание, жертва принесет свои плоды. Причем, не только в вечности, но уже здесь, в земной жизни. Этот плод – крепкая, дружная и счастливая семья.

view counter

Статистика

Всего тем на форумах 181711
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 65093
Последний зарегистрированный пользователь beredis

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.