Чтобы убедиться в этом, мы отправляемся в Народный музей ремесел и быта Слобожанщины, разместившийся в Косовщинской школе.
Его директор Александр Киселев считает, что зря украинцы покупают фигурки кроликов, драконов, Будды в надежде на их магические силы. Напрасно, в соответствии с предписаниями феншуя, переносят с места на место мебель, устанавливают водопады и занимаются прочей иностранной магией.
— Феншуй предназначен для охраны китайцев, он и оберегает китайцев, а не украинцев. Нашему народу лучше обратиться к своим славянским оберегам. А их множество. Но чтобы они действовали, в них надо верить. Для начала о них хотя бы надо знать. А мы почему-то ограничили себя рамками христианства, как будто до этого ничего не было, — говорит А.Киселев.
В украинской хате было все максимально практично. Места было не так уж много, поэтому ничего лишнего в дом не тянули.
По словам А. Киселева, думать об оберегах наши предки начинали уже с выбора места будущего жилища. Оно должно было быть ровным, чистым (чтобы там не было мусора, чтобы в том месте никто никого не убил), а главное — спокойным. Смотрели, чтобы на том месте не проходила дорога. Был и специальный способ проверки. По углам будущего строения забивали четыре колышка, насыпали зерно (рожь) и оставляли на ночь. Если наутро рожь никто не съел, не разбросал — место спокойное, можно строиться. А если нет — переноси колышки и наблюдай снова.
Чтобы максимально использовать солнечный свет, хату старались ставить по сторонам света — глухой стеной на север, крыльцом на юг.
Второе обрядовое действо — выбор мастеров. С пьяницами и дебоширами старались не связываться, чтобы их энергетика не передалась дому. Строительство должно было проходить весело, со «смачним гумором» — так, чтобы детей по-близости не было, а у взрослых животы от смеха надрывались. Это делалось для сохранения в доме интимной энергетики.
— Вообще, украинский быт и фольклор пронизаны эротизмом. «Жіноче ремесло навколо обросло, посередині дірка» — такую загадку записал в одной из фольклорных экспедиций Павел Чубинский (автор слов украинского гимна). Как вы думаете, что бы это могло быть? — улыбается Александр Киселев. — Оказывается — катушка с нитками. Вот такой украинский юмор — с намеками, а звучит пристойно.
После достижения договоренности о строительстве хозяин с мастерами распивали магарыч, и первый тост был таким: «Давайте выпьем за то, чтобы вы, мастера, были рады моим деньгам, а я вашей работе». Это и был договор.
Если хозяин жадничал, мастера в старые времена могли такое «устругнуть», что потом в хате невозможно будет жить. Особого уважения требовал печник. Иначе проблем не оберешься. Стоит мастеру сходить по-большому в раствор и смазать им «черінь» (низ печи), приготовленную еду невозможно будет есть. Другой способ отомстить хозяину — заложить в дымоходе свежее яйцо, проколов в нем дырочку. Яйцо со временем испортится, и с каждой топкой печи по дому будет распространяться зловоние. Чтобы дымоход завывал, вмуровывали пустую бутылку. А еще в дымоходе вешали перо, которое вращалось и поворачивало дым обратно в дом.
Когда хата была готова, вокруг нее делали тын с воротами, калиткой (хвірткой) и перелазом. Перелаз необходим был хорошим соседям, чтобы ходить друг к другу не через улицу, а покороче. Тын в месте перелаза был ниже, но не прерывался. Поскольку тын — это очень важный оберег, хозяева следили, чтобы он был непрерывным. Например, при выносе покойника первое, что делали — скорее закрывали ворота, чтобы, не дай бог, мертвец не вернулся и не прихватил еще кого-нибудь.
Первый оберег в доме — это порог. Считалось, что под ним собраны души умерших предков. Отсюда обычай вносить невесту в дом на руках. Это делалось, чтобы предки преждевременно не осудили ее слишком строго и не навредили ей, а в дальнейшем молодая хозяйка, возможно, понравится.
А невеста сразу старалась прислониться к печи — символу семейного рода мужа. Печь — это оберег родового огня. Огонь в печи никогда не гасили. Если огонь погас — плохая примета.
Круглый коврик у порога (связанный деревянным крючком по спирали) — это змей-охранник, он свернулся и полуспит. Его миссия — охранять жилище от «лихих людей з лихими намірами». Представьте вполне распространенную ситуацию: бежит к вам соседка с мыслями рассказать какую-то неприятную для вас новость, становится на коврик у порога, начинает говорить о всяких пустяках и никак не может припомнить: «И чего это я к тебе приходила?» Значит, ваш коврик работает!
А когда в хате намечалось много гостей, пол устилали множеством длинных дорожек — это уже бодрствующие змеи-охранники, поскольку тот, что лежит у порога, мог не справиться.
— Символическое изображение змея встречается на многих предметах быта — как старинных, так и созданных современными народными мастерами, — рассказывает А.Киселев, в подтверждение показывая деревянную сольницу. — В данном случае змеи защищают соль — оберег тихой жизни. Как известно, можно одалживать все, что угодно, только не соль.
Обычай подносить хлеб-соль свидетельствует не только о гостеприимстве наших предков. Они как бы говорили гостю: «Мы готовы поделиться добром (караваем), но не знаем, что у тебя на уме, и принимаем меры предосторожности». Как только гость макает хлеб в соль, начинает действовать оберег.
В доме ругаться было не принято, но недобрые мысли, если такие появлялись, не спрячешь. Оказывается, плохие мысли собирали тарелки, стоявшие на «миснике» — деревянной полочке или в навесном шкафчике для посуды. Почему тарелки не лежали (ведь так надежнее), а стояли? Ответ на этот вопрос стал очевиден с появлением спутникового телевидения. Тарелки и у наших предков служили для улавливания информации. Периодически хозяйка должна была мыть их с солью и воду выливать в такое место, где никто не ходил.
Ложка тоже была оберегом. Когда человек умирал, его ложку ломали. Для живых ложку клали «їдалом» вверх, для мертвых — наоборот. Для каждого возраста была ложка определенного размера. Существовала примета: если маленькая девочка ест большой ложкой, у нее будет большая грудь. А еще, чтобы будущая свекровь не изводила, девушке запрещалось выскребать казан ложкой.
Всего тем на форумах 181572
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 65093
Последний зарегистрированный пользователь beredis
Гость
Статья хорошая, мне понравилась...Действительно мы мало знаем о наших традициях и к сожелению мало к об этом уже расскажет.
dimax
bolwoe spasibo.statja o4enj xorowaja.mi dolzhni znatj kto mi i ot kuda.