В ЧП «Сумытрансэкспедиция» мы нашли настоящих дальнобойщиков, которые ездят не только по Украине и ближнему зарубежью, но бывают и в европейских странах, таких, как Польша, Германия, Бельгия и др. Для Николая Кривца и Александра Журбы фуры, которые они водят, – это не просто орудие труда и рабочее место, а целый дом на колесах, где они обитают по нескольку недель.
И кабина, и квартира
Почему люди идут в дальнобойщики? Герои нашей публикации о романтике ничего не говорили. Пошли, потому что водители сейчас востребованы на рынке труда и это дает возможность заработать довольно приличные по нашим меркам деньги. На жизнь жаловаться не стали, на условия работы — тоже.
В отличие от героев сериала, наши дальнобойщики не ездят на КамАЗах. На площадке предприятия мы увидели импортные автомобили — французские «рено», голландские «дафы», шведские «вольво». Они, по мнению водителей, лучше. Да и отвечают необходимым евростандартам, без соблюдения которых в некоторые страны наших перевозчиков не пустят.
Александр Журба показал нам кабину своего «рено». Здесь чисто, как дома. По- домашнему выглядит и стоящая у лобового стекла кофеварка. Сзади кабины есть два спальных места – нижняя и верхняя полки, которые и шире, и мягче тех, к которым мы привыкли в поездах. Под нижней полкой — небольшой холодильник, газовый баллон и плитка для готовки. Есть компьютер, принтер, сканер. Телевизор со спутниковой антенной тоже не редкость в кабине фуры. Водители на отсутствие удобств не жалуются.
Ну а если надо помыться или постирать – то в Европе это не проблема: на автозаправках есть душевые кабинки, прачечные. А если что — и самому постирать можно.
«
Третью жизнь за рулем…»
Две недели в дороге — обычное дело для дальнобойщика. «У меня последний раз было два месяца без заезда в гараж, — говорит Александр. — Заехал в Германию, разгрузился.
Вернулся в Украину, растаможился, выгрузился. Снова на Германию еду грузиться». К такой жизни водитель со временем привыкает. «Если все благополучно в психологическом плане, то все это переносится нормально, — делится опытом Николай. — Правда, бывают и нервные перевозки, например — когда ночью едешь. Днем не поспишь нормально, ночью едешь». Тут уж помогают чай и кофе. Работают «по шайбам», т.е. по нормативам труда и отдыха. Тахошайба — это как "черный ящик" автомобиля. На бумажном кругляше специальное устройство фиксирует все действия водителя. Если произошла авария в то время, когда он должен был отдыхать, полиция признает его виновным: почему был за рулем?
Семья дальнобойщика тоже привыкает к такому графику. Потому что дорога — это заработок, и довольно неплохой. Есть заявка на перевозку — едешь работаешь. «Давай я буду тысячу приносить, зато каждый день дома: «Дорогая, люби меня!», — комментирует Николай. — Или привез в пять раз больше, но не пожил две недели дома. Есть разница».
«Если нормальная жена, она поймет, — считает Александр. — А если жена так себе, то ты хоть и дома будешь — она найдет кучу проблем. Все зависит от того, какие в семье отношения».
Сложная профессия
Дальнобойщик должен не только хорошо водить автомобиль, но и шевелить мозгами. К примеру, хочешь не хочешь, но ты начинаешь понимать иностранные языки. Как минимум, чтобы разобраться в карте или атласе и без лишних блужданий добраться до пункта назначения (увы, наши водители еще не перешли на GPS-навигаторы, которые уже вовсю используют их европейские коллеги).
Во-вторых, дальнобойщик должен разбираться в оформлении документов. Потому что полагаться только на таможенников не приходится. Забыли они поставить какой-нибудь штамп — потом отдувайся за них. Иногда даже приходится самим оформлять документы.
«Например, в Казахстане тебе могут сказать: «Давай я тебе печать поставлю, а ты сам оформишь». Потому что они даже не знают, как оформлять. Зато все хотят взять с тебя деньги».
Водители утверждают: таких приключений, как в фильме, с ними не бывает: «Может, и было в 90-х, а сейчас попроще». Хотя, подумав, признают, что на дорогах всякое бывает — особенно в России. Прав ты или неправ — правоохранители все равно заставят тебя раскошелиться. «Поезжай в Хабаровский край — там ГИБДДшник останавливает тебя и отправляет разбираться к бандюкам. В Тольятти мне говорили: «Будешь много выделываться, я тебя остановлю — простоишь до полуночи. Сейчас тебя не тронет никто, а тогда приедут, заберут документы и будешь тут стоять без документов. Или бабки давай. Хохол! Ты в чужой стране и тут никто!»
Европа за окном
Много нервов и времени отнимает пересечение таможни. Не спишь нормально, нервничаешь. Бывают «колейки» (автомобильные очереди) по 17-20 км. Особенно на украино-польской границе. Возможно, из-за того что в Яготине убрали накопитель, где можно было поставить автомобиль. Если у водителя проблема с документами, он задерживает остальных.
В «колейке» не отдохнешь — раз по пять за ночь просыпаешься. Двести метров проехал, снова остановился на час-два. Местные жители даже подрабатывают «будильниками»: когда намечается продвижение в очереди, они будят водителя.
Зато удается немного посмотреть Европу. Особенно если загрузка приходится на выходные. Можно погулять по городу. Не нарушай ничего, никого не трогай – проблем с местной полицией у тебя не будет. Хотя все-таки Европа, которую видят водители, – это прежде всего промзона. Поэтому и видят они не совсем то, что туристы. «Интересно первые разы, а потом уже - поскорее приехал, поскорее уехал. Что та Германия? Она приедается», - говорит Николай.
Не перестают восхищать украинских водителей только западные дороги. О, эти освещенные автобаны! По сравнению с ними украинские дороги — бездорожье. И еда в немецких закусочных нашим водителям не нравится - одни полуфабрикаты. Поляки и то вкуснее кормят, и больше похоже на украинскую кухню!
В Сумах есть место, где фуры проходят таможенный контроль
Место прибытия — так официально называется площадка, где останавливаются грузовики и оформляется документация на грузы. Находится она неподалеку от железнодорожного вокзала, на ул.Заводская,1 и принадлежит ОАО «КВТ-Сумы», ДП «Киеввнештранс». А работают там таможенники, сотрудники СЭС, ветеринарного и экологического контроля.
Автомобиль ставится на площадку, водитель оформляет документы и отбывает.
Директор предприятия Виктор Шелудяков сообщил, что площадка была создана в 2005 г.
Сегодня через терминал за день проходит в среднем 25 автомобилей в день, за минувший год — около 6 тыс. Подолгу не стоят — если все документы в порядке. Нам показали книгу прибытия-убытия: средняя продолжительность стоянки — 5-6 часов. Бывают и небольшие простои. Например, перед летним сезоном, когда везут импортные прохладительные напитки. Но если возникли проблемы с документами или водитель попал на терминал в праздничную неделю, он может оставить груз на хранение и отправиться на несколько дней домой, а потом вернуться.
Из удобств для водителей есть туалеты и столовая. Большую часть площадки уже покрыли железобетонными плитами, остальную закончат осенью.
Владимир Сурков, газета "Данкор"
Вадим
Привет всем кто работает дальнобойщиком! Мне 13 лет и я тоже с детства мечтаю стать дальнобойщиком! У меня даже есть железные фуры игрушки,но они такие большие по размеру,и игр много компьютерных про дальнобойщиков! В общем классная профессия ДАЛЬНОБОЙЩИК!
Глеб
Тяжелая работа
Павел
Согласен с Вадимом, классная профессия!
Павел
Кстати, мне тоже 13 лет
FAXX
Работа не просто тяжелая, но и ответственная.
7745362
К чему открыли тему?
живжик
Работа говно,платят копейки,короче занятие для неудачников