В связи с этим полезно знать, что в отделе активной поддержки безработных Сумского городского центра занятости можно пройти профориентационное тестирование.
Пригласив в помощницы 10-классницу школы №25 Юлию Войцехович, мы отправились в Центр занятости, чтобы узнать, как это делается.
Наклонности определяются
Героиня нашего репортажа мечтает стать стюардессой, у нее в запасе еще год на размышления. Вот и посмотрим: мечтать ли ей дальше, или все же лучше сменить профориентацию.
— Конечно, тестирование конкретного ответа, где и кем человеку работать, не выдаст, но предрасположенность к той или иной группе профессий покажет, — рассказывает заместитель начальника отдела активной поддержки безработных Сумского городского центра занятости
Наталья Варуха. — Как бы не складывалась ситуация, выбирать профессию с кем-то за компанию, по настоянию родителей или по степени близости к дому неправильно. В результате к нам приходит инженер, который признается, что всю жизнь любил готовить, и по нашему направлению с удовольствием переучивается на кондитера. Или педагог, мечтавший быть парикмахером. Студент-банкир с тягой к ремонту автомобилей… Тяжело, когда родители приводят детей (чаще всего непоступивших или поступивших, как выяснилось, не туда), а у ребенка полная апатия — он ничего не хочет. Делаем очень много тестов и наклонности все-таки определяем.
Тестироваться можно как индивидуально, так и в группе. Для тех, кто, в отличие от Юлии, не владеет даже самыми элементарными навыками пользования ПК, есть тесты на бланках.
Куда клонит
Сначала Юлии предложили универсальную программу «Тестирование профнаправленности личности по методике Голланда». Предлагаются по очереди несколько пар профессий, из каждой надо выбрать более предпочтительную. На это уходит пара минут, и вот на мониторе результат в виде таблицы с типами профессий и количеством баллов. У Юлии самый высокий балл по социальному типу профессий. В расшифровке читаем: «Деятельность, которой вы отдали предпочтение, — предоставление помощи, обучение, консультации, обслуживание других людей. Такая деятельность требует коммуникативных способностей, умения обучать или развлекать других. Содержание работы — сотрудничество с людьми с целью помощи им в достижении цели. Образцы профессий: продавец-консультант, психотерапевт, парикмахер, врач, работник социальной службы, воспитатель, учитель, гувернер, официант, логопед, экскурсовод». Стюардессы нет, но в целом очень близко.
Люди, техника, бумага…
Далее следует тест по видам деятельности: два блока по 20 вопросов. В первом блоке в нескольких парах ситуаций, например «играть с детьми или готовить на кухне», надо выбрать одну. Во втором — согласиться или нет с предложенными утверждениями. В результате появляется табличка с группами профессий: человек — природа, человек — техника, человек — человек, человек — знаковая система, человек — художественный образ.
— У Юлии самый высокий балл — в группах «человек — художественный образ» и «человек — человек», а самый низкий — «человек — техника». Результаты первого и второго тестов не противоречат друг другу, — объясняет Н.Варуха. — Высокий балл в группе профессий «человек — художественный образ» выдают творческие натуры, стремящиеся улучшить все вокруг. А высокий балл в группе «человек — человек» должен быть у людей, деятельность которых предполагает постоянный контакт с людьми.
Например, человек, набравший высокий балл в группе «человек — знаковая система», может смело ориентироваться на профессии, связанные с бумагами. Если доминирует «человек — техника», то с людьми и бумагами в профессиональной деятельности лучше не связываться.
Важно всем
Очень показательный тест «Оперативная память» — это проверка не только памяти, но и способности к обучению. Показанный Юлией уровень программа оценила как «очень высокий».
Выходит, обладая такими задатками, девушка все-таки может стать стюардессой, если, конечно, не передумает.
Как оказалось, в отделе активной поддержки безработных Сумского городского центра занятости могут протестировать и по отдельным профессиям (есть тесты специально для каменщиков — на пространственное мышление, для сварщиков — на дрожание рук, для водителей — на глазомер и т.п.), и по типу темперамента (что тоже немаловажно при выборе профессии), и на склонность к предпринимательской деятельности.
— Если человек не имеет профессии, или вакансий по его специальности в ближайшее время не предвидится, или необходимо по каким-то причинам сменить вид деятельности, мы предлагаем обучение более чем по 50-и профессиям. На этом этапе очень важно сделать правильный выбор. Есть перечень профессий, связанных с риском для жизни, требующих профотбора (водитель, каменщик, сварщик и т.п.), для них результат тестирования — это вердикт профпригодности. Для остальных тестирование носит рекомендательный характер, — говорит Н.Варуха.
Диана Ольшанская, газета "Данкор"
Magistr
Уважаемая Диана! Сейчас вопрос состоит не в том "кем стать?", а "как стать?". Например, на следующий год по инициативе Сумского областного управления образования (лично Пшеничной Л.В.) снижено количество бюджетных мест в сумских вузах. Наример, в Педуниверситете - это примерно на 10%. И непонятно, почему. Ведь это деньги Министерства, а не местного бюджета. Похоже, что Пшеничная Л.В. хочет перевести вузы на коммерческую основу. Поэтому вопрос "как стать?" будет очень дорогим для будущих студентов.