«Лохотрон» в действии
На протяжении последних недель сумчане имели возможность на собственном опыте ознакомиться с действием т.н. таймшер-лохотрона. Таймшер - один из вполне легальных видов туризма, когда несколько семей выкупают коттедж в одной из стран и по очереди там отдыхают. Именно это и было предложено сделать доверчивым людям.
А началось все с опроса в супермаркетах областного центра. «Муж делал там покупки, - рассказывает Людмила П. - К нему подошли девушки и предложили поучаствовать в маркетинговом исследовании. Видимо, они выбирали клиентов из тех, кто брал товара на большую сумму. «Попросили ответить на вопросы, среди которых были: «Пользуетесь ли вы мобильной связью?», «Есть ли у вас автомобиль?», «Какие деньги вы обычно тратите на покупки в супермаркете?». Но главным, по-моему, был вопрос: «Кем вы работаете?» (как мы позже увидели, выбирали людей обеспеченных)». В завершение всего сумчанам вручались талончики с номерами, по которым якобы должен был состояться розыгрыш призов. Для дальнейшей связи записывался телефон.
Через некоторое время следовал звонок. «Выигравших» приглашали приехать за своим призом в Харьков. «Ровно в 12.00 мы прибыли в гостиницу в центре города, в одном из номеров который был офис этой фирмы, - продолжает Людмила. - Пришла директор этой организации, рассказала, что они филиал крупной компании, которая занимается туристическим бизнесом. Сказали, что факс с информацией о призах мы получим из Киева только через три часа. А тем временем предложили поучаствовать еще в одном конкурсе. Собравшимся предложили поискать у себя любые бумаги с пятизначным числом, и если из пяти цифр четыре совпадут с названной комбинацией, мы выиграли дополнительный приз.
Понятно, что люди стали искать эти цифры на банкнотах. Таким образом было проверено наличие у нас денег».
В конце концов Людмиле и ее мужу предложили приобрести коттедж в одной из курортных стран за $12900. А тем, кто заплатит сразу, обещали скидку 20%: «Мы поняли, что здесь что-то не то, и ушли, - завершает рассказ Людмила. - Но некоторые выкладывали деньги».
На те же грабли
А может, все-таки это не было надувательство и приехавших в Харьков ожидали настоящие призы? Но... Деятельность этой фирмы известна уже довольно давно. Например, интернет-издание «Украина криминальная» еще в июне прошлого года опубликовало статью, где в точности описывает этот механизм. Даже адрес приводит тот же.
Тех, кто поверил в благие намерения фирмы и выложил свои кровные, по информации «Украины криминальной» действительно ожидает поездка на курорт. Только вот купленный коттедж больше походит на лачугу, да еще на месте с вас сдирают за «дополнительные услуги» немалую сумму.
Другие источники описывают случаи, когда доверчивые клиенты, ничего не подозревая, наслаждались отдыхом, но в самый его разгар вдруг являлись... настоящие хозяева коттеджа! То есть людям «впаривали» чужое имущество.
А если действия и адрес турфирмы отличаются от названных, как понять, не надувают ли вас снова? На этот вопрос отвечает директор турфирмы «Интурист-Сумы» Владимир Котельников. «Как правило, - говорит он, - настоящие турфирмы подобным образом не работают. Они не бегают с такими опросами. Обычно этим занимаются многопрофильные фирмы, у которых в уставе одним из видов деятельности записан туризм, чем они и прикрываются - нанимают грамотных юристов, с их помощью составляют договоры. Если даже человек пострадал, в договоре записано, что он обо всем знал. Также в этих организациях работают психологи, показывают красивые каталоги и так далее. В результате человек покупает то, что он и не хотел покупать». Обычно для первоначальной «обработки» аферисты используют людные места - такие, как выставки, магазины и пр.
По словам В.Котельникова, этот механизм не нов. Россия такими «лохотронами» переболела несколько лет назад, теперь они развернулись в Украине.
Кстати, непонятно, почему владельцы супермаркетов позволяют проводить в своих заведениях липовые «маркетинговые акции» и «социологические опросы».
Редакция «Данкора» обратилась к руководству одного из этих супермаркетов за разъяснениями, однако ответа на момент выхода номера в печать не получила.
Как защититься потенциальному туристу
Не жадничайте. Посмотрите, насколько адекватен приз затраченным вами усилиям. Если за полчаса времени, отнятого у вас для опроса, вам презентуют коробку конфет, это нормально. Но если вам обещают холодильник или коттедж, это должно насторожить.
Солидная фирма, как правило, сразу скажет, какой именно приз вы выиграли, скорее даже наоборот - еще до розыгрыша вы знаете, за какой приз будете бороться. И уж тем более вам не предложат ехать за призом в Харьков, да еще за свой счет!
Любая турагентская и туроператорская деятельность подлежит лицензированию а, согласно лицензионным условиям, субъект туристической деятельности на видном месте должен разместить такие документы: копию лицензии; копию свидетельства о государственной регистрации; сведения о работниках (фамилия, имя, отчество руководителя, его заместителя, главного бухгалтера, менеджеров); книгу отзывов и предложений; лицензионные условия; перечень номеров телефонов, факсов субъекта туристической деятельности; информацию о тарифах и условиях обслуживания им туристов за границей и в Украине.
Обратите внимание на лицензию: подпись и печать должны быть четкими, несмазанными.
Отношения с фирмой лучше всего оформить договором, причем только после консультации (или при участии) профессионального юриста, чтобы прописать и защитить ваши права в случае минимального несоответствия обещанного полученному.
Владимир Сурков, газета "Данкор"
Child
В Киеве тоже что-то подобное встречалось.Даже сегодня в "Алладдине", что на Позняках - те же вопросы, но фирма "занимается" маркетинговыми исследованиями. А призы тоже нехилые - стиральные машинки, компьютеры, автомобиль, турпоездка... Принимают "выигравших клиентов" где-то в районе Бессарабки.