Сумские храмы Мельпомены

27 марта празднуется Всемирный день театра

Праздник без помпы

В отличие от предыдущих двух лет, в этом году Всемирный день театра в Сумах пройдет без помпы. Ведь театральный фестиваль «Сумская Мельпомена», итоги которого торжественно подводились 27 марта в 2012 и 2013 гг., приказал долго жить. Что, впрочем, и понятно: мероприятие проводилось под патронатом теперь уже бывшего губернатора Юрия Чмыря, который покинул кресло главы Сумщины еще до начала текущего политического кризиса.

Можно, конечно, спорить о праве этого «фестиваля двух театров» на жизнь, его полезности для театральной жизни Сум и так далее. Мы же просто констатируем факт: фестиваля нет. А у Театра им. Щепкина еще и траур — недавно умер художественный руководитель, заслуженный артист Украины, режиссер Александр Рыбчинский. Фоном всему этому служат нерадостные политические события в стране.

Поэтому скромность нынешней театральной жизни в Сумах объяснима. Разве что тюзовцы в свой профессиональный праздник покажут премьеру — пьесу Марии Ладо «Очень простая история».

Удачные юбилеи

Зато прошедшие несколько лет были для сумских театров достаточно успешными. Во-первых, оба были отремонтированы. Можно сколько угодно ругать Партию регионов и «регионального» экс-губернатора Юрия Чмыря, но театры Сум немало им обязаны.

В 2011 г. завершился капитальный ремонт Сумского областного театра для детей и юношества (ТЮЗа). Этого ремонта должно хватить надолго — ведь обновили не только фасад, но и интерьер театра, заменив все коммуникации, поставив новые кресла и сделав еще много чего другого на сумму более 12 млн. грн., выделенных из областного бюджета. Областной театр драмы и музыкальной комедии им. Щепкина, которому экс-губернатор к началу театрального сезона 2012 г. добыл статус академического, был тоже отремонтирован — отремонтировали ступени, утеплили здание, поставили новые кресла и вообще обновили интерьер.

Во-вторых, оба театра отпраздновали свои юбилеи. Зданию ТЮЗа в 2012 г. исполнилось ровно сто лет. Впрочем, этот юбилей косвенно касается и Театра им. Щепкина, т.к. здание до 1981 г. принадлежало ему. Ну а в 2013 г. Сумской академический отпраздновал свое 80-летие: в 1933 г. в Сумах появился его «прототип» — передвижной рабоче-крестьянский театр.

Теперь сумские театралы ждут обновления содержательной составляющей сумской театральной жизни, жалуясь на то, что в Сумах бывает слишком мало интересных иногородних коллективов, которые показали бы современный уровень постановок, к которому стоит стремиться и местным театрам. Сравните театральные афиши Сум и даже не Киева, а, например, Харькова — и все станет понятно. Конечно, для этого нужны энтузиасты, на которых всегда держалось театральное дело в Сумах.

Первые энтузиасты

Начало театральной жизни в Сумах уходит корнями в начало XIX в. Историк Дмитрий Кудинов сообщает, что первое упоминание о «балагане» для приезжих артистов относится к 1806 году, а первым театральным энтузиастом, чье имя дошло до нас, был учитель математики уездного училища Филипп Морачевский, который на досуге написал целый ряд пьес. Хотя они и не ставились на сцене, ходили по рукам в рукописном варианте и пользовались большим успехом.

А вот местный купец Михаил Бабич, имея по сравнению с учителем более серьезные финансовые возможности, не только основал в Сумах первый драмкружок, но и построил в 1865 г. здание театра в самом центре города — на месте нынешнего сквера Шевченко. Там ставились «Сватання на Гончарівці» Г.Квитки-Основьяненко, «Женитьба» Н.Гоголя, «Свадьба Кречинского» А.Сухово-Кобылина и «Лес» А.Островского. Сам Бабич тоже написал несколько комедийных пьес, позже обнаруженных сумским краеведом Павлом Сапухиным в Петербургской театральной библиотеке: «Чумак, или Бойкая дивчина», «Чудная комедия, или Не рассмотрел, с кем перевенчался», «Гусар, или Интересная новость», «Наборщики, или Нашел батька в сундуке». Есть информация, что выручка, собранная за билеты на представления, передавалась благотворительным организациям города. Помимо того, средства могли быть израсходованы исключительно только на ремонт здания и костюмы. К сожалению, смерть театрального энтузиаста в 1875 г. стала и смертью театра, здание которого попросту разобрали на доски.

Но это далеко не единственный шаг на пути приобщения к прекрасному, сделанный в течение столетия между балаганом для приезжих артистов (который сгорел в 1839 г.), и началом строительства Театра Корепанова в 1906 г. Самым знаменитым домом Мельпомены в Сумах в это время был театр в саду «Швейцария» на левом берегу Псла, напротив Спасо-Преображенского собора. Его появление приходится на 80 годы XIX в. Большое деревянное здание могло вместить от 700 до 800 зрителей. У театра не было своей труппы, а помещение служило для выступлений приезжих артистов, которые часто донабирали людей уже в городе. Поэтому с костюмами и декорациями было трудно, из-за того что новая пьеса ставилась чуть ли не каждые два дня. Представления пестрели импровизациями.

Театр «Швейцария» увековечен двумя классиками русской литературы — Антоном Павловичем Чеховым и Александром Ивановичем Куприным. Первый бывал здесь в качестве зрителя и так отозвался о театре в одном из писем: из-за убогих костюмов и декораций сцены в дворянской гостиной выглядят как сцены в лакейской. Второй некоторое время служил в театре актером, что описано в рассказе «Как я был актером».

Сумская «Швейцария» и ее обитатели описаны Куприным весьма желчно: и люди в большинстве своем ему не понравились, и уровень постановок оставлял желать лучшего. Впрочем, это был взгляд на провинциальный театр столичных людей, так что можно сделать поправку на их некоторый снобизм.

Театр был не пригоден для выступлений в зимний сезон, так как не отапливался. Поэтому спектакли здесь шли только после открытия летнего, то есть после Пасхи. Актеры редко задерживались более двух сезонов, и благодаря новым лицам интерес к театру не угасал. Да и сосуществовать им пришлось недолго: в 1914 г. хозяин здания театра «Швейцария» перестал сдавать его в аренду. А спустя два года деревянное строение при пожаре сгорело дотла.

Театр Корепанова

Нынешнее здание ТЮЗа своим появлением обязано исключительно силе воли и любовью к театру энтузиаста Дмитрия Корепанова. Он загорелся идеей возвести в городе здание театра, который действовал бы, в отличие от «Швейцарии», круглый год. Найдя поддержку у городских властей, которые выделили участок под строительство, и некоторую сумму денег, он взял под свое руководство процесс реализации проекта известного харьковского архитектора А.М.Гинзбурга. (Стоит отметить, что, согласно изначальным планам, оригинальная постройка должна была украсить город Ялту, но все-таки, на радость любителям театра, воплотилась в Сумах.)

Затея постоянно балансировала на грани банкротства, поэтому энтузиасту приходилось решать денежные проблемы, беря в долг. Даже само еще не достроенное здание, говорят, несколько раз закладывалось в банк.

Несмотря на неурядицы, зимой 1911-1912 г. актеры вышли на новую сцену. И еще какую! Сама сцена вращалась, а зрительный зал менял наклон и мог на глазах превращаться в танцевальный. Эти чудеса были осуществлены за счет механизмов, изготовленных на местных заводах. Такая новинка привлекла многих приезжих артистов, поэтому полутысячному залу театра не приходилось пустовать, несмотря на отсутствие своей труппы. Это здание было вторым бетонным монолитным строением империи (после харьковского).

Театр и парк возле него были названы «Тиволи», но горожане предпочли это проигнорировать и увековечили имя того, кто приложил столько усилий к его появлению: название «Театр Корепанова» стало его основным, несмотря на то что театр являлся собственностью города.

Начало «Щепки» и «ТЮЗа»

После революции Театр Корепанова стал носить имя III Интернационала и продолжал работать.

В 1928 г. в театре случился сильный пожар, в его тушении существенную помощь оказали курсанты Сумской артиллерийской школы, прибывшие на место раньше пожарных. Несмотря на все усилия, здание сильно пострадало: сгорели крыша и интерьер, а механизмы движения сцены и пола вышли из строя, после чего их так и не восстановили. Поэтому несколько лет театру пришлось пустовать.

К счастью, по прошествии нескольких лет здание театра было восстановлено. А в 1939 г. здесь осела организованная шестью годами раньше труппа рабоче-крестьянского театра, который получил имя Михаила Щепкина. В годы оккупации Сум театр использовался немцами для пропаганды и развлечений. В 1943 г. при отступлении фашисты его сожгли.

Новое же здание театра было завершено в 1981 г. Появление этого объекта связывают с именем тогдашнего первого секретаря горкома партии Михаила Лушпы. Вообще-то, строительство театра на Театральной площади, для которой снесли часть застройки ул. Кирова, началось еще в 1972 г., т.е. еще до назначения Лушпы на руководящую должность в Сумах. Тем не менее именно Лушпа «сел» на этот объект, лично курируя строительство. Говорят, он начинал и заканчивал свой рабочий день именно здесь, контролируя ход работы, «выбивал» для него гранит и мрамор, паркет, сантехнику и прочее. Без Лушпы это здание, напоминающее коробку, было бы построено менее качественно и имело бы меньше украшений, которые разнообразят его интерьер — люстры, керамическое панно «Музы искусств», гирлянды и многое другое. Кое-что реализовать не удалось из-за недостатка финансирования — например широкую лестницу, которая спускалась бы от театра в городской парк. Тем не менее, лучшей сцены в Сумах до сих пор не было.

Сумской ТЮЗ был создан в 1975 г. как театр кукол «Арлекин». Но позже возникла идея создать театральный комплекс: Театр юного зрителя (ТЮЗ) и Театр кукол. В 1981 г. приказом по Министерству культуры Сумской театр кукол реорганизован в Областной театр для детей и юношества. Он и по сей день сочетает в себе два направления — игровое и кукольное.

Альтернативная Мельпомена

Кроме двух всем известных профессиональных театров, в Сумах есть несколько любительских трупп. Например, при Сумском дворце детей и юношества уже много лет работает детский театр «Скворечня», участникам которого от 6 до 17 лет. Этот театр был основан в 1995 г. не кем-нибудь, а Народной артисткой Украины Александрой Сокол. «Скворечня» — участник многих концернов, праздников, победитель городских, областных конкурсов театрального искусства, дипломант и лауреат Всеукраинского конкурса «Чистые росы», «Маски Мельпомены», «От Гипаниса до Борисфена», обладатель Гран-при фестиваля юных талантов «Волшебный мир» (г. Сумы).

Множество любительских театров и театральных студий существует при детских садах и школах. В том числе в Сумской вспомогательной школе для детей, нуждающихся в коррекции умственного и физического развития, тоже есть свой театр, в котором дети играют с большим удовольствием. Это своего рода арт-терапия, помогающая детям осваивать общение со сверстниками, вливаться в жизнь.

Также в Сумах действует около десятка школьных кукольных театров, которые состязались в мастерстве в октябре прошлого года. Среди них «Барвинок» (СОШ №7), «Веселые гномы» (Специальная школа) и «Фантазия» (ССШ №30) завоевали первое место; «Дети Мельпомены» (ССШ №29), «Здоровенькі були» (СОШ №11) и «Сказка» (СОШ №15) заняли второе место, «Теремок» (СОШ №18) и «Петрушки» (СОШ №21) — третье.

Оксана Карчева, Владимир Сурков

view counter

Сейчас на форуме

Євген Кудлай

Зарегистрированных 1
Гостей 948
Администраторов 0

Статистика

Всего тем на форумах 180012
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 65050
Последний зарегистрированный пользователь beredis

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.