Самое интересное, что объем выполненных работ сильно отличается от того, который планировался.
Рассказывает директор ЧП «Рембытсервис» «Комфорт П» Евгений Савченко: «Когда мы пришли сюда, первоначальной задачей был косметический ремонт театра. Но после того как мы отработали недели три, у нас появилась охрана труда, и работы были остановлены. Выяснилось, что здание в аварийном состоянии и в нем нельзя принимать людей. Мы столкнулись с тем, что не было предусмотрено тендерным предложением — выводом этого здания из состояния аварийности». В частности, были усилены несущие конструкции потолка зрительного зала. Заключение экспертизы по результатам испытания их выносливости ожидается положительное (потолок успешно выдержал нагрузку в 16 тонн).
Кроме того, пришлось заменить все коммуникации, что тоже не было запланировано. Дело в том, что состояние имеющихся было, мягко выражаясь, неудовлетворительным: например, элементы системы отопления соединялись между собой резиновыми шлангами!
Итак, была проведена новая система отопления для поддержания нормальной несущей способности строительных конструкций. А для обогрева помещений смонтирована система подачи нагретого до 16°С воздуха. Для этого на третьем этаже устроили вентиляционную с современным оборудованием (ничего подобного раньше в ТЮЗе не было). Заново в здание завели два электрических кабеля и два водопровода, сделали новую канализацию. Кроме того, побеспокоились о пожарной безопасности, оборудовав помещение современными системами пожарооповещения и пожаротушения. В случае ЧП на сцене автоматически сработает специальная система пожаротушения (орошает сразу всю площадь помещения).
Сцена в театре осталась прежняя, но удерживающие ее колонны усилены. А вот зрительный зал обновится заметно — на балконах будут установлены новые, более удобные, кресла и стулья.
Между тем уже вовсю идут отделочные работы, ради которых и замышлялся ремонт здания ТЮЗа. Все новое: паркет, плитка и сантехническое оборудование в уборных, украшения стен и потолка, светильники и люстры, а также вход в театр.
По словам Е.Савченко, капитального ремонта ТЮЗ не знал с тех самых пор, как был восстановлен после пожара 1943 г. Кстати, последний раз здание успешно прошло испытания в 2003 г., получив добро на эксплуатацию на следующие пять лет, а в 2008 г. уже было признано аварийным. На какой период ТЮЗу хватит нового ремонта, зависит, по словам Е.Савченко, от того, как театр будет эксплуатироваться. Говоря о качестве работ и об уходе за зданием, он посоветовал взять за образец областную филармонию, которая была отремонтирована его же предприятием четыре года назад.
Итак, ремонт ТЮЗа начался 5 июля, длится по сей день, а завершение запланировано на вторую декаду ноября.
Кстати, если для зрителей ремонт означает заметные перемены, то для работников театра в техническом плане изменится немногое. «Технические условия нас устраивают, — сказал директор театра Виктор Кулемза. — Свет у нас пусть не современный, но он дает большие возможности: наши спектакли имеют богатую цветовую гамму. Звук у нас прекрасный, никаких работ, которые ухудшили бы акустику зала, не проводится. Площадка осталась та же. Разве что появилось понимание, что мы работаем практически в новом театре».
По словам Виктора Кулемзы, «второе дыхание» здания планируется ознаменовать проведением фестиваля «Золотой чемодан», открытие которого ориентировочно состоится 26 ноября. Впрочем, о начале нового театрального сезона в ТЮЗе можно говорить лишь применительно к возвращению актеров на основную площадку — вообще же они работают непрерывно. «Мы прекращали работу на базе, но выезжали в детские лагеря, села, — говорит В.Кулема. — На днях, например, работали в ДК «Химик», перед этим в побывали в двух селах Сумского района, школах города, техникумах». Помимо основного здания, у театра есть отдельная пристройка, где на первом этаже размещаются мастерские, на втором — репетиционный зал. Здесь театральная работа не прекращалась.
В январе ТЮЗ представит зрителю премьеру спектакля «Соло для часов с боем» в постановке Владимира Савинова, гду будут задействованы все «звезды» театра — два народных и два заслуженных артиста, ведущие артисты театра. Для детей в начале года тоже запланирована премьера — спектакль «Елена Премудрая» в постановке Владислава Никитюка. Также в 2012 г. запланирован областной театральный фестиваль «Сумская Мельпомена», в котором примут участие ТЮЗ, Театр им. Щепкина и народные театры.
Фасад здания ТЮЗа сегодня украшает охранная табличка, сообщающая, что это памятник архитектуры начала XX в. Как сказали нам строители, это одно из двух первых монолитных зданий в Российской империи: одно построено в Харькове, другое — вот оно (в стиле модерн, по проекту харьковского архитектора Гинзбурга). Стены театра — бетонные, причем если сегодня в бетон добавляют щебень, то в те времена в качестве твердого компонента шел кирпичный бой.
Здание театра построили в 1907 г. на месте летнего балагана на деньги города, большого поклонника сцены Дмитрия Корепанова и привлеченных им средств богатых сумчан Сухановых и Харитоненко. Кстати, Корепанов перехватил для сумского театра проект, предназначавшийся для Ялтинского театра. Из-за нерегулярного финансирования строительство шло с перерывами около шести лет. Наконец, в 1911 г. театр, получивший название по имени инициатора его строительства, встретил первых зрителей. По тем временам это был ультрасовременный театр с массой технических новшеств: это и акустические ухищрения в виде специально вмонтированных в стены горшков, и регулируемый наклон пола (по необходимости он мог становиться горизонтальным), и вращающаяся сцена. Зал вмещал до 500 зрителей. Не менее привлекательным было пространство возле театра: по соседству был разбит сад «Тиволи» (с рестораном и венгерским струнным квартетом), где зрители могли отдыхать во время антрактов.
За театральную программу отвечал Дмитрий Корепанов, возглавлявший театр и бывший его антрепренером. В этой роли он не нанимал актеров, а фактически предоставлял им помещение. Правда, рассказывают, что он специально приглашал в Сумы знаменитостей, в том числе и заграничных
На подмостках театра выступали такие именитые артисты, как оперные певцы Собинов и Фигнер, эстрадные певицы Плевицкая и Вяльцева, драматические, балетные, оперные коллективы.
После революции театр продолжал работать, однако сменилось и его название (теперь он носил имя III Интернационала), и его руководитель, которым после Корепанова стал известный литератор Яков Мамонтов.
В 20-е гг. театр не имел собственной труппы, но в нем часто выступали приезжие актеры, потому что Сумы были довольно театральным городом, т.е. здесь было достаточное количество интеллигенции, готовой посещать театральные постановки. Сумы посетили такие знаменитости того периода, как Виктор Петипа, братья Адельгейм, будущий заслуженный артист республики Я.В.Орлов-Чужбин и др. В 1926-27 гг. — Захар Молчанов, сумевший привлечь в театр коллективы уровня не только республики, но и страны, такие, как театр им. Ивана Франко, который встречали на вокзале и провожали до театра представители всех крупных предприятий.
К сожалению, в 1928 г. в театре произошел пожар, уничтоживший многие изюминки здания. Какое-то время оно стояло заброшенным, но к 1939 г. было восстановлено, и там разместилась труппа Сумского украинского музыкально-драматического театра, возникшая на базе Харьковского рабоче-крестьянского передвижного театра. Театру было присвоено имя знаменитого актера Михаила Щепкина.
Начало Великой Отечественной войны не прекратило театральную жизнь в Сумах. Здесь продолжали идти спектакли. Но, когда немцы отступали в 1943 г., они подожгли театр, и он снова сильно пострадал от пожара.
После ремонта здание утратило черты модерна начала века и стало выглядеть более современно. В по-следующие годы театр был по-прежнему популярен: публика знала всех актеров поименно, а после спектаклей заваливала их цветами.
А с 1981 г. в помещении функционирует Сумской областной театр для детей и юношества. Кстати, сам детский театр появился в Сумах еще в 1975 г. — это был театр кукол под названием «Арлекин». Сперва он не имел постоянного помещения и был разъездным, потом получил здание, находившееся на месте нынешнего торгово-развлекательного комплекса «Театральный», и наконец, здание, освобожденное щепкинцами. С приходом нового директора Олега Когута театр стал совмещать детский репертуар в дневное время со взрослым в вечернее, таким образом увеличив свою аудиторию. Причем и кукольные представления, и «живые» спектакли ставились силами одних и тех же артистов!
В 90 гг. для театра наступили не лучшие времена. Свое 25-летие в 2000 г. театр встречал в нищете, не имея средств на костюмы для новых постановок, с отключенным за неуплату светом. Главный режиссер театра Анатолий Мартюшов говорил в интервью одной из газет: «Я в растерянности, не знаю, что мне делать, что ставить!» Говорят, здание даже хотели передать аграрному университету. Было также намерение перевести его из областной собственности в коммунальную, что, очевидно, негативно сказалось бы на его финансировании. Тем не менее в последующие годы положение театра несколько улучшилось. В интервью 2010 г. директор театра сообщил, что количество зрителей в последние годы увеличилось и теперь театр зарабатывает достаточно денег на новые постановки. Главной проблемой оставалось старое аварийное здание. И вот наконец долгожданный ремонт!
Всего тем на форумах 180357
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 65060
Последний зарегистрированный пользователь beredis
Гость
Молодец Евгений! Почем материальчик вышел?