Бурлюк был поэтом и художником, критиком и лектором, журналистом и издателем, организатором радикальной кубофутуристической группы и одним из первых русских авангардистов, предлагавших "сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности".
Где бы ни жил Бурлюк, в культуре страны он оставлял свой след. Немцы вспоминают, какие потрясения испытал Мюнхен 1910-х с его приездом. В начале 20-х он — в Японии. Японцев, великих мастеров гравюры на дереве, Бурлюк научил делать линогравюры, став родоначальником японской гравюры на линолеуме. В Америке ему присвоили титул «американский Ван Гог". Но как ни крути, а первой была Сумщина. Родился он в пятидесяти километрах от Сум на хуторе Семиротовка Лебединского района.
В 1982 году на Лонг-Айленде широко отмечали столетие со дня рождения Бурлюка. У нас никто ни гу-гу. Теперь по масштабу празднования переплюнули даже Америку.
Две представительницы рода Бурлюков посетили Сумы лично. Госпожа Мэри Клер Бурлюк — внучка Давида Бурлюка — приехала с супругом из США, а госпожа Яна Коталикова — внучка младшей сестры Давида Бурлюка Марьяны — из Праги. Мэри занимается банковским делом и владеет художественной галереей. Яна работает в институте охраны исторических памятников.
Госпожа Мэри была в Сумах пять лет назад с частным визитом, Яна — впервые. До встречи в Сумах они не знали друг друга. Общались родственницы на английском. Мэри не понимает по-русски, а вот с Яной можно было говорить без переводчика.
— А вы знаете, у Давида один глаз был стеклянным. Он в детстве играл с ружьем и поранился, — доверительно и как-то совсем неожиданно поведала Яна.
Вот! Наконец-то, подумала я, речь зашла о детстве — это уже ближе к Сумам. Но, к сожалению, это было единственное воспоминание о детстве Бурлюка, которое никак не проливало свет на сумской период его жизни. Госпожа Мэри тоже не смогла ничего рассказать. "Неужели дедушка своей внучке никогда не рассказывал о том времени, когда он был маленьким?" — интересуюсь у американской гостьи.
— Нет, не рассказывал. Когда дедушка вспоминал о прошлом, бабушка начинала плакать. Ей представлялась революция, голод, разруха — все это ее сильно печалило. Поэтому о своем детстве дедушка не рассказывал, — объяснила госпожа Мэри, зато она охотно рассказала о жизни в Америке.
После того как внучка Бурлюка подарила Александровской гимназии, в которой 2,5 года учился Давид Бурлюк, картину своего знаменитого дедушки, в Сумах стало не две работы мастера с мировым именем, а три.
"Для меня большое удовольствие подарить эту картину, написанную маслом. Я верю, что мой дедушка душой сегодня здесь. Он был бы доволен тем, что эта картина останется здесь навсегда", — сказала Мэри и передала гимназии маленький по размеру и такой большой по ценности подарок.
У входа в гимназию появилась памятная доска, а в самом учебном заведении открылся "Бурлюк арт-центр", призванный стать площадкой для выставок, просмотра видеопроектов и просто местом общения творческой молодежи.
Автор мемориальной доски известный сумской скульптор, член Союза художников Украины Олег Прокопчук рассказал "Данкору", что идея пришла в первую же неделю работы, в июне этого года. В основу легла эпатажная фотография Давида Бурлюка середины 1910-х годов. Бурлюк в цилиндре, с нарисованной птицей на щеке — портрет, как нельзя лучше отвечающий образу неординарной личности и духу бунтарской эпохи в целом.
Доска отливалась из двух отдельных частей: первая — барельефное изображение Бурлюка, вторая — с текстом. Потом композиция сваривалась. "Я надеюсь (надо постучать по дереву), что наше общество стало богаче и культурней. И эту мою работу не постигнет участь других мемориальных досок в Сумах", — сказал скульптор и перечислил пропавшие за последнее время доски: летчице, подпольщице, скульптору, художнику… Самая, пожалуй, известная личность, лишившаяся памятной доски в свою честь — поэт Александр Олесь.
Вообще, литературно-художественный проект, посвященный 125-летию со дня рождения Давида Бурлюка — "Будетлянин Давид Бурлюк" — имел два этапа. Первый прошел летом на родине Бурлюка в Лебединском районе. Вторая часть проекта состояла из множества мероприятий научно-культурного плана — выставки в музеях, «круглые столы», презентации книг, посвященных Бурлюку, научная конференция и др.
— Наши наибольшие надежды на то, что проект станет ежегодным, — сказала заместитель председателя оргкомитета акции Алла Яровая. — Хотелось, чтобы в дальнейшем был и Олесь, и другие литературно-художественные проекты. Начали с Бурлюка, продолжение следует"…
А еще под стать Бурлюку у нас есть "почти земляк" — Казимир Малевич. В Конотопе и Белополье автор «Черного квадрата» провел свои детские и юношеские годы. В Пархомовке Конотопского района даже сохранился сахзавод, на котором работал отец художника.
Так что "продолжением" вполне может стать перфоманс на сахзаводе.
Всего тем на форумах 180682
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 65075
Последний зарегистрированный пользователь beredis