15 октября 2014 года – эта дата войдет в новейшую историю нашей страны. В этот день в Украине был опубликован закон «Об очищении власти» (о люстрации). Принятый Закон определяет правовые и организационные основы проведения проверки чиновников «с целью восстановления доверия к власти и создания условий для построения новой системы органов власти в соответствии с европейскими стандартами».
Закон вступает в силу на следующий день после его опубликования. Проведение люстрации государственных чиновников стало одним из требований участников Майдана и одним из важнейших его достижений.
По оценкам некоторых аналитиков на проведение люстрации уйдет 2-3 года.
Идея люстрации не нова и апробирована – страны бывшего соцлагеря, в которых пали коммунистические режимы, прошли через очистку госаппарата. Основным критерием, по которому фильтровались чиновники, было сотрудничество с Компартией и КГБ (либо аналогичными спецслужбами этих стран).
В нашей стране еще в феврале 2005, после победы «Оранжевой революции», СМИ сообщали о разработке сразу двух законопроектов о люстрации. Но эти законопроекты «потерялись и забылись», так как были опасны для чиновников и функционеров.
Вот здесь и возникают вопросы:
Как народу Украины поддержать люстрацию, чтобы она незаметно не затихла через какое-то время?
Как проконтролировать, чтобы власть была полностью очищена?
Как ускорить процесс люстрации, ведь 2-3 года это достаточно продолжительный срок?
Как сделать, чтобы чиновники, которые вовремя «спрятались», не попали в свои кресла через какое-то время?
Именно эти вопросы и рождают определенные сомнения в том, что процесс люстрации не будет проводиться «для галочки».
Не секрет, что доверие людей к власти разрушено, начатые реформы воспринимаются с долей сомнения в их эффективности. А касательно люстрации и вовсе высказываются опасения, что люстраторов могут подкупить (учитывая уровень коррупции в нашей стране и финансовые возможности коррупционеров)…
Для возобновления доверия к власти, для ускорения процесса очищения власти и непосредственного участия в нем народа, мы предлагаем простой и эффективный механизм: ежегодные выборы не только депутатов, но и функционеров!
Причем функционеров местных: районных, городских, областных! Если чиновников самого высокого уровня Люстрационный комитет сможет проверить достаточно быстро и квалифицированно, то чиновники на местах и местные суды, «прикрывая» друг друга, могут занять круговую оборону. Миллионная чиновничья армия вряд ли сдастся без боя.
Мы считаем, что только ежегодные выборы депутатов и функционеров смогут поддержать, дополнить и усилить люстрацию.
Люди на местах обычно знают кто и за сколько купил себе должность, знают сколько стоит решение того или иного вопроса, кто и кого «крышует» - как известно, «шила в мешке не утаить». И если люстраторов гипотетически можно подкупить или обмануть, то избиратели на местах не выберут продажных и неэффективных функционеров на новый срок! Таким образом, нечестные, коррумпированные, да и просто непрофессиональные чиновники будут отстранены от власти цивилизованным и мирным способом.
Ежегодные выборы помогут наладить диалог и взаимодействие между властью и народом, позволят за 2-3 года подобрать профессиональных менеджеров и тогда, избиратели, возможно, смогут сами решать - продлевать срок пребывания на должности чиновника, чья честность и компетентность не вызывает больше сомнений.
Будет достигнуто согласие между заинтересованными сторонами: «заказчиком услуги» - народом и «исполнителем» - чиновником. При этом практически исключена коррупционная составляющая при назначении чиновника на должность: он будет выбираться народом, соответственно «подкупить» своих избирателей сможет только своими деловыми качествами, честностью и профессионализмом. И избираться чиновник будет на короткий срок – 1 год, таким образом, подкуп другими методами, которые иногда применяются на выборах, станет экономически нецелесообразным.
Максимально эффективным нам представляется именно сокращение количества участников процесса: заказчик услуги – исполнитель.
Наше предложение базируется на научных трудах ученых, в частности на работах Р. Г. Коуза. Мировое сообщество пришло к такому выводу еще много лет назад. Известный ученый Р. Г. Коуз сформулировал принцип успешного взаимодействия государства и народа, за что получил Нобелевскую премию и доказал, что государство не способно оптимально разрешать вопросы экстерналий (внешних эффектов). Оно не может правильно оценить размеры внешних издержек, не может сопоставить расходы и выгоду, согласовать интересы сторон. Его участие в таких процессах требует немалых затрат. Следовательно, решить проблему можно только путем соглашения между заинтересованными сторонами. В случае целой страны – это между властью и людьми. Народ, как и положено, должен выступать заказчиком услуг, а депутаты и чиновники – исполнителями. Чтобы достичь такого взаимодействия, необходимо поменять действующую в государстве систему.
Обобщив мировой опыт и науку, можно провести очищение власти максимально эффективно, в более короткие сроки, наладить взаимодействие между гражданами Украины и властью и сформировать управленческий аппарат из честных профессионалов, выбранных народом.