В июне 2014 года Сумские перевозчики разразились очередным бунтом с требованием повышения стоимости проезда в маршрутных такси с 2 до 4 гривен. Причем, на вооружение была взята старая тактика не выхода на маршрут, которая удачно была опробована в 2008 – 2009 годах. Эти действия фактически привели к тому, что люди, которым нужно добираться на работу были взяты фактически в заложники кучкой бизнесменов-террористов, которые использовали простых Сумчан для давления на власть с требованием необоснованного увеличения своих доходов.
Меня не удивляет бездействие по этому факту транспортной инспекции, потому что она давно находится на содержании у перевозчиков, о чем я писал еще в прошлом году. Меня больше удивило то, как отреагировали городские службы, которые вместо того, чтобы составить акты по каждому маршруту и начать процедуру расторжения договоров, заняли стандартную позицию бездействия. Более того, было фактически предложено перевозчикам узаконить новый тариф и сделать проект решения о повышении стоимости проезда. Если конечно это предложение не из разряда – Всем боярам-перевозчикам указываем всякие дела записывать и своею рукою подписывать, что зело нужно, надобно и без того отнюдь никакого дела не определяли, ибо сим всякого дурость явлена будет и на деньгу алчная ненасытность видна.
Если 29 апреля 2014 года перевозчики требовали тариф в размере 3 гривны, то 2 июня, требования выросли уже до 4 гривен. У меня нет сомнений, что в данном случае никто не собирался повышать стоимость проезда до 4 гривен, это психологическое давление Сумчан. На самом деле, приблизительно через месяц исполком просто объявит Сумчанам, что он отстоял их права и заставил перевозчиков уступить и повысить стоимость проезда только до 3 гривен.
Ключевой вопрос насколько обоснованно даже повышение стоимости проезда не только до 4, но даже до 3 гривен. Перевозчики утверждают, что существенно изменилась стоимость топлива и другие затраты. Давайте проанализируем, так ли это. В сентябре 2011 года был проведен конкурс, где все сегодняшние перевозчики взяли на себя обязательство перевозить пассажиров по тарифу в размере 2 гривны и не повышать его без согласования с исполкомом Сумского городского совета. Тогда всех устраивал тариф, более того, практически все перевозчики вложили миллионы в закупку нового транспорта под этот тариф. Так что точкой отсчета мы должны брать именно сентябрь 2011 года.
По состоянию на сентябрь 2011 года, стоимость газа на котором ездят практически все маршрутки составила - 6,5 гривен за 1 л., по состоянию на июнь 2014 – 7,1 гривен за 1 л. Итак, повышение затрат на топливо составило около 10%, при том, оно составляет 70% затрат перевозчиков. За рейс (от конечной до конечной) одна маршрутка, согласно предоставленных расчетов расходует в среднем 2,1 литра газа, что эквивалентно 14,5 гривнам и окупается при перевозке всего 8 пассажиров.
Стоимость топлива в расчетах перевозчиков – это около 70% общих затрат, так что 12 пассажиров за рейс выводят маршрутку в прибыль. 12 пассажиров – это наполненность салона РУТЫ приблизительно на 50%, при условии, что все пассажиры будут ехать от конечной до конечной. Однако пассажиры едут не всю протяженность маршрута, а в среднем 3-4 км., поэтому при перевозке 12 пассажиров за рейс, средняя заполненность салона маршрутки составит 5 человек или меньше 25%. Но перевозчики утверждают, что маршрутки перевозят в среднем гораздо меньше – 8 человек за рейс, что будет эквивалентно 3 занятым местам в салоне маршрутки. Кто-нибудь, знает хоть один маршрут с такой наполненностью?
Если анализировать расчеты перевозчиков, то получается, что при тарифе в 2 гривны они ежегодные имеют убытки от 500 тысяч до 12 миллионов гривен, но даже повышение тарифа до 3 гривен кардинально не меняет ситуацию, все перевозчики продолжают работать в убыток, а крупнейшие перевозчики будут иметь от 3 до 6 миллионов гривен убытков ежегодно. Если верить расчетам перевозчиков, то с сентября 2011 по июнь 2014 года, они уже должны были суммарно понести около 100 миллионов гривен чистых убытков. Прибавим сюда более 100 миллионов гривен, инвестированных перевозчиками в закупку нового транспорта (стоимость одной РУТЫ около 300 тыс. грн.). Если все сложить, то получается, что перевозчики суммарно понесли 200 миллионов чистых убытков.
Может ли 10 предпринимателей, работать 2,5 года, на рынке перевозок в режиме маршрутных такси, получая при тарифе за проезд в 2 гривны от 500 тыс. до 12 миллионов убытков ежегодно. При этом они инвестировали около 100 миллионов гривен сразу в покупку маршруток и автобусов и продолжали покупать новый транспорт все это время, увеличив общее количество маршруток с сентября 2011 года на 50%. При этом никто из перевозчиков не стал банкротом и не брал кредитов для покрытия своих убытков от экономически необоснованного тарифа. Кто в такие «убытки» может поверить? Лично я в такие фантомные убытки, поверить не могу.
Поэтому, начиная с января 2013 года, я несколько раз обращался с заявлениями к исполкому с требованием затребовать у перевозчиков официальные бухгалтерские и финансовые документы перевозчиков, которые фактически подтверждают их заявленные затраты, убыточность перевозок при тарифе в 2 гривны и фактическое наличие убытков, начиная с сентября 2011 года. Несмотря, на что перевозчики пребывают на упрощенной системе налогообложения, все равно, они обязаны в соответствии с налоговым кодексом, вести официальный учет затрат и сохранять не первичные документы не менее 3 лет. Документами подтверждающими объем затрат и убыточность перевозок являются отчет про финансовый результат и баланс для юридических лиц, а для СПД это книга учета доходов и затрат. Однако, несмотря на то, что вся финансовая и бухгалтерская отчетность, согласно законодательства, не является коммерческой тайной, исполком затребовать у перевозчиков эти сведения отказался. В итоге, вопрос с повышением стоимости проезда тогда был снят, о чем официально заявил в декабре 2013 года экс мэр Геннадий Минаев.
С учетом июньского бунта перевозчиков, я направил еще одно официальное обращение, теперь уже новому мэру Александру Лысенко с требованием затребовать официальные документы у перевозчиков, которые подтверждают их фактические затраты и убыточность перевозок. Более того, я считаю, что кроме официальных документов нужно еще инициировать официальную проверку налоговой инспекции, которая должна подтвердить, что отчетность перевозчиками велась в строгом соответствии с действующим законодательством и подтверждается первичными документами. Только после получения исполкомом официальных документов и результатов проверки налоговых органов, можно сделать вывод про обоснованность заявленных перевозчиками затрат на перевозки пассажиров.
Очевидно одно, перевозчики панически бояться объективного анализа их затрат и количества перевозимых пассажиров, потому сделают все для сокрытия объективной информации, ведь тогда станет ясно, что все без исключения расчеты, как в части затрат так и количества перевозимых пассажиров были сфальсифицированы и никаких оснований для увеличения тарифа нет. Я абсолютно уверен, что вышеуказанные документы перевозчиками предоставлены никогда не будут, а потому ключевой вопрос, как поведет себя в такой ситуации обновленный исполком Сумского городского совета.
Кроме размера затрат перевозчиков на стоимость проезда влияет второй не менее важный показатель – количество перевозимых пассажиров, которое напрямую определяет размер получаемой выручки. Напомню, что с требованиями повысить стоимость проезда до 3 гривен перевозчики обращались к исполкому в 2009 и 2013 годах. Предоставленные сейчас расчеты о количестве перевозимых пассажиров практически идентичны расчетам 2013 года. Итак, перевозчики заявляют, что перевозят суммарно около 24 миллионов пассажиров.
Учитывая заявленный перевозчикам объем перевезенных пассажиров – 24,5 млн. пассажиров, наличие на маршрутах около 400 единиц транспорта (не считая коммунальных автобусов), которые делают около 20 рейсов каждый день, можно вывести некое среднее значение количество пассажиров за рейс, которое составит около 8 пассажиров за рейс. Таким образом, можно прийти к выводу, что расчеты количества пассажиров практически идентичны, предоставленным расчетам в 2013 году.
Однако данные расчеты шокировали даже представителей городской власти, в частности заместитель мэра Виктор Волонтырец, на «круглом столе» уличил перевозчиков в откровенном подлоге, указав, что в расчетах они указали 24,5 миллиона перевозимых пассажиров, тогда как согласно статистических отчетов все тех же перевозчиков они перевозят 32 миллиона пассажиров или больше на 33%. Это уже как минимум сокрытие 16 миллионов выручки. По данному факту, правоохранительные органы, согласно статьи 358 и 366 Уголовного Кодекса, должны немедленно открыть уголовные дела (производства) против всех перевозчиков, которые предоставили заведомо лживые расчеты, а налоговые органы проверить полноту уплаты налогов перевозчиками.
Но даже 32 миллиона пассажиров, озвученные заместителем мэра, являются заведомо заниженной цифрой. Напомню, что в 2008 – 2011 годах, исходя из официальных документов исполкома, маршрутные такси перевозили около 50 миллионов пассажиров. Если сравнивать с 2011 годом, то суммарная пассажировместимость маршруток значительно выросла, а перевозки коммунальным транспортом упали почти на половину. При идентичном количестве населения и росте номинальных доходов, количество перевозимых пассажиров могло только увеличится, но никак не катастрофически падать.
Если проанализировать расчеты перевозчиков в режиме маршрутного такси, то в среднем за рейс, 1 маршрутка перевозит 8 пассажиров, автобус около 10 пассажиров (коэф. использования пассажировместимости: 0,2 – 0,35). Длина рейса маршрутки около 10 км., автобуса 12 км, с учетом того, что пассажир едет в среднем 3,8 км. (данные из обследования пассажиропотоков проведенного исполкомом и перевозчиками летом 2009 года), получается, что в среднем в салоне должно находится около 3 пассажиров. Очевидно, что количество пассажиров многократно занижено, а перевозчики нагло манипулируют расчетами количества пассажиров для обоснования необходимости повышения тарифа.
Еще в 2008 году, когда начался первый бунт перевозчиков с требованием повысить стоимость проезда, антимонопольный комитет, установил, что перевозчики занизили в своих расчетах количество перевозимых пассажиров в 10 раз. Но тогда городские власти выводы антимонопольного комитета проигноривали и за один год вдвое повысили стоимость проезда.
Я напомню, что журналисты издания “Любимые Сумы” в июне 2013 года провели свое исследование пассажиропотоков, согласно которых оказалось, что 1 маршрутное такси перевозит за 1 рейс 30 – 60 пассажиров. При этом, согласно предоставленных тогда расчетов самих перевозчиков 1 маршрутное такси провозило в среднем 8 пассажиров за 1 рейс.
Чтобы окончательно развенчать миф “убыточности” перевозок СОГО «Маєш право» в прошлом году также было проанализировано количество перевозимых пассажиров в ходе которого установлено, что 1 маршрутка перевозит около 35 пассажиров за 1 рейс или почти в 5 раз больше чем указано в рассчетах перевозчиков. С учетом этого, количество перевозимых пассажиров частными маршрутками превышает 100 миллионов пассажиров в год. Проанализировав в прошлом году затраты перевозчиков и реальный пассажиропоток я пришел к выводу, что реальная доходность перевозок составляет около 100% даже при тарифе в 2 гривны, если честно и объективно посчитать количество перевозимых пассажиров. Для примера, в прошлом году водители маршруток, принадлежащих АТП 1054 ежедневно помимо выполнения плана (топливо и зарплаты), сдавали собственнику, в обход бухгалтерии по 900 гривен. Даже если учесть, что газ, на котором ездит большинство маршрутных такси, подорожал на 10%, доходность маршруток не могла снизится, потому, что городская власть окончательно добила автобусный и троллейбусный парк КП «Электроавтотранса», который за последний год снизил показатели перевозимых пассажиров почти на 30%.
Получая баснословную прибыль, перевозчики, находятся на упрощенной системе налогообложения и практически не платят налогов в городскую казну. Если тариф повысится до 3 гривен, то перевозчики получат дополнительно 100 миллионов гривен, а при повышении до 4 гривен еще 100 миллионов гривен дополнительных доходов. Причем эти совершенно необоснованные доходы они получат за счет самой малообеспеченной части Сумчан: инвалидов, студентов, безработных, которые не имеют собственного транспорта и вынуждены пользоваться услугами маршрутных такси.
Начальник территориального отделения антимонопольного комитета в Сумской области обратил внимание городских властей, что согласно Порядка организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом для определения и обоснования тарифов на перевозки, утвержденным приказом Министерства инфраструктуры Украины от 15.07.2013 № 480, горисполком как организатор пассажирских перевозок с целью определения размера обоснованных тарифов на перевозку пассажиров на городских автобусных маршрутах общего пользования должен провести обследование, пассажиропотоков на этих маршрутах г. Сумы. По сообщению исполкома, такие обследования последним не проводились. Манипулирование перевозчиками показателем запланированного на год объема перевозок пассажиров на маршруте при соблюдении в целом Методики расчета тарифов может привести к формированию повышенного тарифа на услуги по перевозке пассажиров на городских автобусных маршрутах общего пользования, а предотвратить это организатор перевозок сможет, если с привлечением общественности осуществлять обследования пассажиропотоков на этих маршрутах.
С позицией антимонопольного комитета трудно не согласится, главное только не повторить «исследование» пассажиропотоков, которое проводили работники мэрии по заданию исполкома летом 2009 года, когда «насчитали» все те же 8-9 пассажиров за рейс и минимальный тариф 2,87 гривны, а по сути 3 гривны с пассажира.
Манипулирование расчетами количества пассажиров, которое проводят сами собственники маршруток, приводят к искривлению действительности не только в Сумах. В частности еще в прошлом году глава Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков Виталий Рева заявил, что маршрутчики обосновали правительству среднюю стоимость проезда по стране в размере 8-9 гривен с пассажира. Как мы все видим, местные власти сейчас повсеместно начали безосновательное повышение стоимости проезда, потому что маршрутки – это их основная кормушка. Девальвация гривны на 50% не дает никаких экономических оснований для повышения стоимости проезда, но именно она была использована, как идеальный информационный повод для местных коррупционеров его инициировать.
Что я предлагаю сейчас сделать новой городской власти:
- отменить все решения исполкома которыми корректировались транспортная схема движения маршруток на маршруте №18 и 23, что привело к многомиллионным убыткам КП «Электроавтотранс»;
- вместо покупки новых троллейбусов, профинансировать ремонт неработающих автобусов и троллейбусов, что в разы эффективней и дешевле. Напомню, что на данный момент из 20 новых автобусов (2008-2010 годы выпуска) фактически работает только 12, а из 50 троллейбусов – 35.
- Начать жестко контролировать обилечивание пассажиров в коммунальных автобусах и троллейбусах, потому что большая часть выручки может разворовываться водителями и не доходить до КП «Электоравтотранс», который на данный момент практически обанкротился. С 2011 года средняя выручка с автобуса упала почти на 50%. Чудес не бывает, просто воровство нужно упреждать и пресекать.
В случае, если перевозчики не предоставят официальные документы, подтверждающие их затраты указанные в расчетах и убыточность перевозок или будут препятствовать в проведении объективного исследования пасажиропотоков, то действующий мэр Александр Лысенко обязан занять принципиальную позицию и в случае принятия исполкомом решения о повышении тарифа ветировать такое решение. Еще раз повторюсь, на данный момент не существует никаких оснований для повышения стоимости проезда в Сумских маршрутках не то что до 4, но даже до 2,5 гривен. Вопрос повышения стоимости проезда в Сумских маршрутках будет первым тестом для новой власти, насколько она готова честно и открыто работать, и выполнять требования майдана. От решения этого вопроса будет напрямую зависеть исход местных выборов, которые пройдут осенью 2015 года.
Сколько насчитали пассажиров Сумские перевозчики, обосновывая необходимость повышения тарифа на проезд в Сумских маршрутках.... 1
Сколько насчитали пассажиров сумские перевозчики, обосновывая необходимость повышения тарифа до 3 гривен.... 20
Юные логистические дарования наконец-то выбросили печатную машинку и старый бабушкин шкаф...... 11
В Украине запретят переоборудование грузовых микроавтобусов в пассажирские... 6
гость 444
Я ждал когда появится опять статья о маршрутках.
После ихней последней угрозы невыезда на маршрут ,мне по делам
надо было покататся на 1це(роменка -гамалея)и помня о их заявлениях
о количестве пассажиров,решил посчитать сам.
Люди вы не поверите, но в будний день после 13:00 я насчитал один раз
28а второй раз на следующий день 25человек,которые за всю поездку
с Роменки и до Гамалея садились и выходили из маршрутки.Вот такая
арифметика.
Надо наконец один раз жестко решить с перевозчиками,и больше к этой теме
не возвращатся.
345х78
+5
Троллейбусное управление
Сумська міська рада поповнила статут КП «Електроавтотранс».
Збільшила такий на 10 млн. грн. За відповідний проект рішення проголосували 53 депутати.
Гроші мають піти на зміцнення парку комунального перевізника.
Як повідомив міський голова Сум Олександр ЛИСЕНКО, на ці гроші хочуть придбати тролейбуси. Вартість одного такого на сьогодні коливається у межах 2-2,5 млн. грн. Тож, теоретично, за 10 млн. грн. Суми можуть купити 4-5 новеньких машин.
Вопрос, а почему не пустить деньги на ремонт десятков существующих троллейбсуов и автобусов, которые сейчас не работают. Ответ заключается в том, что 5 троллейбусов заберут у маршруток в разы меньше пассажиров чем отремонтированный существующий транспорт. Маршрутчик лысенко только создает иллюзию помощи троллейбусному управлению, но такие решения его уничтожают. Перевозки хронически убыточну, потому что все воруют, но что делает НОВАЯ ВЛАСТЬ? ничего!!! Ей выгодна гибель троллейбусного управления, потому что маршрутки ее бизнес.
В статье Моисеенко все указано верно, жаль, что здесь мало кто ее прочитает.
Троллейбусное управление
Транспортная тема для сумчан остается всегда актуальной в виду того, что частные перевозчики хотят увеличивать стоимость проезда, при этом никак это ее не аргументируя и не улучшая качества перевозок, а коммунального транспорта просто таки не хватает для потребностей нашего города.
«Встретил одну интересную новость на одном из сайтов города Ровно - http://rivne.com.ua/news/2014/06/20/184710.html. Тема как раз таки актуальна и для нашего города.
В Ровно хотят выделить 1 млн. грн. на покупку 10 (!) троллейбусов в Люблине (кстати, это наш город-побратим).
А у нас выделили для КП "Электроавтотранс" 10 млн. грн., на которые, по словам мэра Сум Александра Лысенко можно купить для города 4-5 новых троллейбусов.
Если так прикинуть, то на данную сумму можно купить 100 (!) б/у троллейбусов (по цене таких, которые продает Люблин) или 25 новых автобусов!
Как Вы считаете, что лучше: 5 новых троллейбусов или 100 б/у троллейбусов или 25 новых автобусов?
Даже не нужно 100 троллейбусов, хотя бы несколько десятков, чтобы полностью покрыть потребности города в коммунальном транспорте, а остаток сэкономленных средств пустить, например, на прокладку линий на ул. Прокофьева.
И тогда сумчане не будут бояться подорожания проезда в маршрутках», - написал сумчанин Виталий Денисов на своей странице в Facebook.
«На маршруты города Сумы в часы пик должны выходить 114 троллейбусов. В межпиковый режим - 75-85. Сейчас на ходу 45-50 троллейбусов. Из них "нормальных" не более 20-25», - прокомментировал экс-мер Сум Геннадий Минаев.
Согласно этим данным, количество троллейбусов в Сумах должно быть минимум в 2 раза больше чем сейчас.
ГостьА501
перевозов надо железной рукой нагнуть так шоб воны зналы свое мисце!
ГостьА501
виталий а если серьезно то как это можно конкретно сделать ???