В результате бюджет вполне может оказаться не принятым.
Проект бюджета на 2009 год был подготовлен облгосадминистрацией и передан на рассмотрение облсовета вечером 10 января. Депутаты рассматривали бюджет сперва в комиссиях, а затем на президиуме облсовета, который включает руководителей фракций и комиссий. Ко дню сессии депутаты насобирали до десятка страниц поправок к бюджету.
Основная идея депутатов сводилась к тому, что они принимали ту часть бюджета, которая касалась зарплат бюджетников, оплаты коммунальных услуг в бюджетных учреждениях, оплаты питания и медикаментов в школах и больницах. А вот средства, направляемые на капитальные расходы (ремонты, новое строительство и так далее), депутаты решили оставить нераспределенными. Чтобы позже распределять их самостоятельно, а не так, как хочет областная администрация.
Не помогло и присутствие на сессии и.о. губернатора Николая Лаврика. Депутаты сначала активно критиковали бюджет за недостатки, а затем принялись голосовать за изменения бюджета. По ходу выяснялось, что некоторые из внесенных депутатами изменений принимать нельзя, тогда депутаты отменяли их. В результате понять, что именно было принято, а что нет, оказалось сложно. Тем не менее глава облсовета Вячеслав Шапошник поздравил всех с принятием бюджета.
Возможно, он поспешил. По состоянию на вечер 19 января начальник областного финуправления Валентина Цвинтарная сообщила, что к ней до сих пор не поступил протокол решения сессии, только после изучения которого можно будет судить, что именноприняли депутаты. Возможно, изменения, принятые депутатами, привели к тому, что бюджет будет несбалансированным (т.е. расходы не будут покрываться доходами).
— Если бюджет будет несбалансированным, мы обратимся в прокуратуру. Другого пути нет, — заявила г-жа Цвинтарная, добавив, что на Сумщине подобная ситуация сложилась впервые, да и в Украине это редкость.
Если бюджет не будет признан принятым, то финансирование будет вестись из расчета 1/12 бюджета прошлого года. Это может привести к возникновению долгов по зарплате и оплате энергоносителей, ведь зарплата с прошлого года выросла, а энергоносители подорожали.
Депутаты считают: бюджет нуждался в столь существенной доработке по той причине, что был плохо подготовлен. В облгосадминистрации эти обвинения отвергают и говорят, что желание поправить бюджет у депутатов возникло из-за уменьшения расходов на содержание облсовета.
— Основной камень преткновения –содержание депутатов, — заявила г-жа Цвинтарная на пресс-конференции 19 января.
По данным облгосадминистрации, на аппарат Сумского облсовета (46 человек) в 2008г.
было потрачено 10 млн. грн., а в бюджете на 2009 год эта сумма уменьшена втрое — до 3 млн. грн. Это предполагало полное сокращение капитальных расходов, а также уменьшение с 2,1 до 1,49 млн. грн. расходов на заработную плату. По данным В.Цвинтарной, среднемесячная зарплата работника облсовета на 2009 год была запланирована в размере 2660 грн. Точно такая же была запланирована и у работников облгосадминистрации (требование об уравнивании содержит Закон о Госбюджете на 2009г). Однако в прошлом году средняя зарплата работника облсовета была на тысячу гривен больше, чем у работника облгосадминистрации. В ходе принятия изменений к областному бюджету депутаты добавили на содержание облсовета 1,7 млн. грн., сняв часть денег с управлений облгосадминистрации. За это и боролись?