К сожалению, выбирать украинцам придется по старым правилам.
Парламентские выборы пройдут по старой, смешанной, избирательной системе, так как Верховная Рада не смогла договориться, как менять действующие правила выборов. Закон о выборах по открытым спискам авторства фракции «Батьківщини» не был включен в повестку дня 12 августа. Закон поддержали 200 депутатов при минимально необходимых 225 голосах. Против открытых списков выступили депутаты-мажоритарщики, которые посчитали изменение законодательства невыгодным для себя.
Интересно, что нынешний президент в предвыборной кампании обещал «приложить все усилия», чтобы выборы в 2014 году прошли на пропорциональной основе и по открытым спискам. Усилий г-на Порошенко оказалось недостаточно, и выборы пройдут по старой схеме, когда партийное руководство будет торговать местами в списках, а в мажоритарных округах больше шансов на победу будет у кандидатов с деньгами.
Впрочем, если с открытыми списками вышел конфуз, то другие новшества еще могут быть приняты. Так, муссируется предложение разрешить участвовать в выборах блокам политических партий. Блоки раньше были основными участниками украинских выборов, но в 2012 году их запретили.
Несмотря на риторику о важности партийного строительства, запрет блоков выглядел целевой акцией против БЮТа (Блок Юлии Тимошенко). Команда тогдашнего президента Виктора Януковича надеялась, что рейтинг «Батьківщини» будет меньшим, чем рейтинг именного блока. Теперь же в восстановлении права блоков участвовать в выборах заинтересован нынешний президент Петр Порошенко, который рассчитывает передать своему именному блоку собственный, все еще достаточно высокий рейтинг. Блоки могут сослужить службу и ряду некрупных партий, которые самостоятельно не могут рассчитывать на попадание в парламент, а объединившись, повысят свои шансы.
Впрочем, даже разрешение блоков может не спасти, если будет принято решение о повышении проходного уровня в парламент с нынешних 5 до 7%. Это будет выгодно крупным партиям, а перспективы мелких станут весьма туманными. По ним же нацелено и предложение о существенном (в десять раз) увеличении денежного залога. Ну и сокращенная кампания (голосование уже в октябре) выгодна тем политическим силам, которые имеют хороший рейтинг сейчас. Другим же убедить избирателей будет очень сложно.
Решение оставить смешанную (половина депутатов избирается по партийным спискам, половина — по мажоритарным округам) систему объясняется рядом факторов. Против чисто пропорциональной системы были нынешние мажоритарщики, лишь малая часть которых может рассчитывать на места в списках. Кроме того, достаточно высокий рейтинг Олега Ляшко позволял ему провести в парламент довольно крупную фракцию, что вряд ли обрадовало бы нынешние партии власти. Смешанная же система позволяет существенно сократить влияние г-на Ляшко в будущем парламенте.
Что касается союзов нынешних «тяжеловесов», то они, скорее всего, ограничатся поддержкой друг друга в мажоритарных округах. Вроде бы существует негласная договоренность между президентом, партиями УДАР и «Свобода» о согласовании кандидатов в мажоритарных округах. Похожее соглашение заключили и «Батьківщина» с Радикальной партией Олега Ляшко и «Гражданской позицией» Анатолия Гриценко.
Президенту, УДАРу и «Батьківщині», как партиям власти, выгодно провести выборы побыстрее, потому что ближе к зиме Россия вполне может спровоцировать газовый кризис, который повлияет на предпочтения избирателей.
А вот кому выборы не к спеху, так это «регионалам» и бывшим «регионалам». Во-первых, после российской оккупации Крыма потеряны не только голоса для выборов по спискам, но и сразу 12 одномандатных округов. Еще 21 округ находится в Донецкой области и 11 в Луганской, где сейчас идут военные действия и организация голосования там может быть сопряжена с трудностями, а то и вовсе невозможна. Таким образом, «регионалы» рискуют не пройти в парламент по спискам и ввести совсем немного депутатов по мажоритарке. Схожая ситуация у «Сильной Украины», которую восстановил Сергей Тигипко, и «Партии развития Украины», которую связывают с Сергеем Левочкиным.
Открытые (свободные, льготные) списки — такая форма партийных списков, которая дает право избирателям выражать свое отношение к каждому кандидату, внесенному в конкретный партийный список.
Для этого в избирательном бюллетене они указывают, кого из кандидатов от данной партии хотели бы видеть избранным в первую очередь, кого во вторую и т.д. Все голоса, поданные за кандидатов из той или иной партии, добавляются, если они были поданы за партийные списки. Далее происходит распределение мест между партиями, но в соответствии с количеством голосов, полученных каждым кандидатом.