Экзистенциализм в кино

Человек живёт не в абсурде, утверждал немец, а в мире всеобщего бытия, тайну которого он не в состоянии полностью постичь; тем не менее это не значит, что нечего и пытаться сделать это.

Направление философии, называемое экзистенциализмом, зародилось во Франции, поэтому ничего удивительного нет в том, что в наибольшей мере оно проявилось именно во французском кино. С другой стороны, влиянию экзистенциализма подверглось киноискусство и многих других стран. Экзистенциализмом принято называть философское течение, предметом интересов которого является индивидуальное человеческое существование. Периодом его появления считается вторая четверть XX века. Историки философии различают два направления в этом течении. Первое - французский экзистенциализм; главными его представителями являются Жан-Поль Сартр и Альбер Камю. Второе - немецкая экзистенциальная философия, главный представитель которой - Мартин Хайдеггер - называл её философией бытия. 

Литературные произведения Сартра и Камю были в основном подчинены заранее заложенным в них тезисам, а всевозможные внешние обстоятельства, описанные в них, служили лишь фоном. Основной идеей французского экзистенциализма была абсурдность человеческой жизни. Абсурдно всё - и то, что мы рождаемся, и то, что в конце концов умираем. Мы полностью отдаём себе в этом отчёт и поэтому свободны, но именно эта свобода вынуждает нас ежесекундно делать выбор. За неимением никаких внешних моральных критериев единственным ограничением нашего поведения являются другие свободные люди. Хайдеггер исходил в своих рассуждениях из рефлексии над смыслом человеческой жизни, и уже на этой основе делал обобщения, которые, впрочем, никогда не были столь категоричны, как у французов. Человек живёт не в абсурде, утверждал немец, а в мире всеобщего бытия, тайну которого он не в состоянии полностью постичь; тем не менее это не значит, что нечего и пытаться сделать это. 

В послевоенной интеллектуальной жизни Франции доминировал экзистенциализм - в основном сартровского толка. Этот мыслитель и писатель фактически задавал моду не только в философии, но и в быту, на что не мог не откликнуться кинематограф. Первым симптомом этого стала «Пасторальная симфония» Жана Деланнуа, поставленная по рассказу Андре Жида. Киноверсия была лишена иронии и тонкости оригинала, но её отличал убедительный психологический анализ героев и атмосфера, совпадающая с писательским замыслом. Пессимизм истории идеально вписывался в экзистенциальные настроения. Удочерённая пастором, отцом четверых детей, слепая девочка со временем становится прекрасной молодой женщиной. 

В неё без памяти влюбляется один из сводных братьев, однако в это время отцовские чувства самого священника начинают приобретать эротический характер. Став невольным объектом соперничества отца и сына, девушка начинает вызывать ненависть у жены пастора. Вскоре операция возвращает героине зрение, но та не выдерживает нервного напряжения и кончает жизнь самоубийством. Следующий фильм Деланнуа был создан по сценарию самого Жан-Поля Сартра. «Брошенные кости» стали экранным манифестом экзистенциализма. Мужчина и женщина встречаются в потустороннем мире. Он - рабочий, революционер, а она - богатая мещанка. На земле их встреча была бы невозможна из-за классовых барьеров, однако после знакомства они обнаруживают, что созданы друг для друга. Влюблённые получают шанс вернуться на землю и проверить свои чувства, хотя на это им даётся только один день. И вот тут оказывается, что они не в состоянии сбросить груз прошлой жизни. 

Женщина не может освободиться от циничного мужа и своих классовых предрассудков, а мужчина - удалиться от политической деятельности. Разум, которым обладают герои, не уберёг их от неудачи; с другой стороны, в попытке, которую они предприняли, заключался подлинный героизм. Жан-Поль Сартр стал автором ещё трёх реализованных сценариев, но ни один из снятых по ним фильмов не смог соперничать с «Брошенными костями». С другой стороны, нельзя не упомянуть его киноадаптацию известной драмы Артура Миллера «Салемская ведьма», экранизированную режиссёром Раймоном Руло. 

Общественный аспект охоты на ведьм в XVII столетии, подчёркнутый в оригинале, в фильме отошёл на задний план, а мотивы трёх главных героев, наоборот, были детально разработаны - ещё одна характерная для экзистенциализма черта. Через драму женщины-героини авторы показали непредвиденность последствии некоторых человеческих поступков. В снятом во время войны фильме Анри-Жоржа Клюзо «Ворон» видны первые симптомы поэтики «чёрного фильма». Однако в ещё большей степени «Ворон» является реалистической картиной, не уходящей в символические обобщения, как зрелые произведения этого направления. Этот и многие другие замечательные картины кино смотрите на сайте Filmida.ru

Следующий фильм Клюзо - «Набережная Орфевр» - как может показаться на первый взгляд, не более чем полицейский триллер. Однако развитие сюжета не ограничивается поисками и арестом убийцы. История инспектора Антуана, расследующего таинственное убийство, погружена в полумрак парижских богемных кафе. Фильм пропитан душной атмосферой подстерегающего, крадущегося зла, управляющего человеческими поступками. Дух фильма вполне соотносится с постулатами экзистенциализма, хотя эта работа стала скорее результатом лишённого иллюзий наблюдения, чем опиралась на заранее заданные тезисы. Схожей была и очередная картина Клюзо, однако здесь экзистенциальный абсурд уже превалировал над реализмом. 

Сам фильм был снят по мотивам романа знаменитого моралиста XVIII века аббата Прево, но перенесение действия во времена немецкой оккупации сильно отдалили его от оригинала. «Манон» - история сотрудничавшей с фашистами коллаборационистки, за которой следит молодой партизан. Вскоре он поддаётся женским чарам, и новоиспечённые любовники убегают в Париж. Эту ситуацию использует циничный брат главной героини: вскоре любовник оказывается впутан в грязные дела чёрного рынка, а жаждущая развлечений и роскоши Манон изменяет ему. Видя корень всех зол в её брате, молодой человек убивает его и убегает в Марсель, чтобы отплыть оттуда на Ближний Восток. Опомнившись, Манон отправляется за ним, но попытка начать новую жизнь в Палестине кончается неудачей: девушка погибает от шальной пули во время стычки между евреями и арабами. 

Фильм завершается бесцельными скитаниями главного героя: он уносит труп своей возлюбленной в пустыню, и в конце концов даёт песку засыпать себя. Наибольшего мастерства Клюзо достиг в «Цене страха» - фильме, который считается наивысшим достижением этого направления в кинематографе, но одновременно и его лебединой песней. Лента рассказывает об отчаянной экспедиции, предпринятой четырьмя неудачниками, пытающимися воспользоваться последним шансом и изменить свою судьбу. Застрявшие в Венесуэле без гроша в кармане европейцы не могут вернуться на родину, но тут появляется лучик надежды: нефтяная компания готова заплатить большие деньги за доставку нитроглицерина в отдалённую горную местность. Эта задача кажется почти невыполнимой - дороги, ведущие к цели, в ужасном состоянии, а малейшее сотрясение может вызвать взрыв груза, - однако за неимением иных перспектив герои фильма решают рискнуть. 

Из четверых лишь один добирается до цели, но на обратном пути, не справившись с управлением, падает с дороги в пропасть. Очень цельный, до последней минуты приковывающий внимание зрителя фильм явно выходит за рамки жанра триллера. Весьма строго придерживался в своих картинах сути экзистенциализма режиссёр Ив Аллегре. Поворот в сторону мелодрамы обеспечил режиссёру коммерческий успех, но вот вымышленный хэппи-энд «Возрождённых», снимавшийся по сценарию Жан-Поля Сартра, привёл к тому, что последний отказался от упоминания своего имени в титрах. Кино, более близкое философии бытия Мартина Хайдеггера, чем французскому экзистенциализму, родилось в Японии. Первыми и главными его создателями стали писатель и сценарист Кобо Абэ и режиссёр Хироши Тешигахара. ®

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Крейвен - мисливець (Джей Сі Чандор, 2023)
Крейвен - мисливець (Джей Сі Чандор, 2023)
Кино Кінопалац "Дружба"
20.00
Пулмен (Кріс Пайн, 2023)
Пулмен (Кріс Пайн, 2023)
Кино Планета Кіно
19.15
Скляний майстер (Усман Ріаз, 2024)
Скляний майстер (Усман Ріаз, 2024)
Кино Планета Кіно
26-27.12.2024 - 17.00; 28-31.12.2024 - 18.50
Потяг у 31 грудня (Олег Борщевський, 2024)
Потяг у 31 грудня (Олег Борщевський, 2024)
Кино Планета Кіно
13.10; 16.50; 19.00
Чорне таксі (Брюс Гудісон, 2024)
Чорне таксі (Брюс Гудісон, 2024)
Кино Планета Кіно
26.27.12.2024 - 14.10; 28-30.12.2024 - 17.10
Різдво на Алясці (Ділан Пірс, 2023)
Різдво на Алясці (Ділан Пірс, 2023)
Кино Планета Кіно
12.15
Їжак Сонік 3 (Джефф Фаулер, 2024)
Їжак Сонік 3 (Джефф Фаулер, 2024)
Кино Кінопалац "Дружба"
12.10; 14.10
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.