Около 7 тыс. зрителей собрал Х «Джаз Коктебель».
А вместе с ним на гальку крымского побережья ступают звезды мировой величины, озаряя своим музыкальным светом тысячи гостей фестиваля «Джаз Коктебель». Вот уже в шестой раз среди оных побывал и наш корреспондент.
Так зачастую называют Коктебель. Не знаю, как в обыденной жизни, но во время фестиваля поселок действительно свободен. От политики, языковых, религиозных, сексуальных и прочих дискриминаций. Хиппи здесь тусят вместе с панками, львовяне спят в одном спальном мешке с москвичами, а нудисты без проблем пускают на свой пляж загоральщиков в купальниках. Нередко последние тоже решаются последовать традициям Максимилиана Волошина, избавляя свое тело от оков бикини.
«Понудить» в Коктебеле не против даже звезды. К Карлу Фриерсону, любителю показать свою темнокожую попу, на этом фестивале присоединились участники британской группы «Tiger Lilies». Но демонстрацией ню их пребывание на фестивале, естественно, не закончилось. И Фриерсон, и «тигровые лилии» удивляли и покоряли публику своей зажигательной музыкой на сцене «Ню джаз».
Еще одним подтверждением свободы Коктебеля от запретов стало введение «нулевого дня» фестиваля, на котором выступил запрещенный в родной Беларуси «Ляпис Трубецкой». На берегу Черного моря белорусы представили свою новую программу «Рабкор». Собственно, рабкоров (рабочих корреспондентов) главный «ляпис» Серега Михалок обделил вниманием, отказавшись общаться с прессой. Зато многотысячной публике, особенно белорусам, досталось огромное число сенксов за приезд в Коктебель. А зрители не переставали аплодисментами высказывать группе свой респект за злободневный и жесткий новый альбом.
Еще одна яркая звезда «Джаз Коктебеля» (кстати, тоже из Беларуси) — фрик-кабаре группа «Серебряная свадьба». Как и «Ляпис Трубецкой», его земляки приехали в Коктебель с новой программой — «Волшебный фонарь». Изюминка ее в том, что во время выступления Беньки и ее товарищей на экран сцены, а порою и на саму вокалистку проецировался яркий, в духе кабаре-шоу, видеоряд.
Что примечательно: несмотря на некоторый феминизм, присущий текстам коллектива (Такая женщина, как я, достойна денежных вложений/А ты имеешь лишь меня/И то не в лучших положеньях», «Она сегодня пропьет всю зарплату и не вернется к этому гаду»), мужская половина зрителей плясала и подпевала, наверное, даже рьяней женской. Возможно, сыграл свою роль принятый на душу коньяк. Ведь, как известно, Коктебель — Мекка не только качественной музыки, но и качественного пятизвездочного напитка.
Поклонники джаза в его классическом понимании, как обычно, оккупировали Волошинскую сцену в саду Дома-музея Максимилиана Волошина, а поклонники творчества Волошина — его жилище.
Как рассказали организаторы фестиваля, изначально его решили проводить именно в Коктебеле, чтобы помочь выжить музею художника, а теперь работники музея не знают, как принять всех желающих туристов. Во время джаз-феста их особенно много: те, у кого нет возможности приобрести билет на концерт Волошинки, располагаются под забором музея и наслаждаются джазом бесплатно.
В этом году особенно запомнились выступления чешской пианистки Daniela Valtova, голландского композитора Mike del Ferro и нашей соотечественницы Юлии Ромы.
По классике жанра любители халявы пытались взобраться и на холм Юнге, чтобы услышать и увидеть происходящее на «Ню джаз», но «тигры» в человеческом обличии (спецподразделение милиции) указывали им на Open Stagе — сцену, где все концерты были бесплатными.
Как мне показалось, милиции в этом году в Коктебеле было как-то многовато, особенно днем и особенно на Набережной, где по традиции во время фестиваля размещаются со своим товаром хенд-мейдщики. Им люди в форме доставили немало хлопот проверками то кассовых аппаратов, то уплаты местового (поговаривали, что у некоторых даже забирали товар)…
Но как только на землю опускалась ночь и в небе всходила луна, все неприятности прекращались: наступало царство джаза. «Счастье есть», — гласит слоган «Коктебеля», и с этим нельзя не согласиться, когда ты на «Джаз Коктебеле».
Ну а самым счастливым вечером фестиваля стало 31 августа, когда на сцене «Ню джаз» спели Нино Катамадзе и Горан Брегович. И если имя Катамадзе мне было знакомо давно (хотя бы потому, что она давний друг «Джаз Коктебеля»), то фамилия «Брегович», честно говоря, вначале ни о чем не говорила. Но когда его «Свадебно-похоронный оркестр» заиграл первые аккорды, я воскликнула: «О Боже, это же Кустурица! Это же «Аризона дрим»!» Помните: «In the deathcar…»?! Поистине волшебная, зажигательная музыка горячих балканских парней стала настоящим подарком поклонникам «Джаз Коктебеля». Во время их выступления что-то неимоверное царило на пляже: больше шести тысяч человек надрывали глотки, подпевая в унисон: «Bella ciao, bella ciao, bella ciao, ciao, ciao»! Сам 62-летний Брегович так разошелся, что, забыв о времени, пел почти три часа!
Даже не представляю, что ждет Коктебель в следующем году, когда на фестиваль по обещанию Лили Млинарич, одной из его организаторов, привезут настоящих кубинских «партизан»!
Нам остается лишь с нетерпением ждать следующей встречи в Коктебеле!
Алена Иванцова