«Казак в дороге». Николай Крамарев.
Свои работы, а их на выставке больше 20, как классических, так и авангардных направлений, представили сумские скульпторы Леонтий Костур, Олег Прокопчук, Андрей и Антон Никифоровы и Николай Крамарев.
Пользуясь случаем, корреспондент «Данкора» поинтересовался у Леонтия Костура его отношением к нынешней сумской моде на кон-тактные скульптуры и правильно ли, когда автору диктуют, как именно должно выглядеть его произведение. Например, «Веселый сумчанин» почему-то должен быть не в куртке и с зонтиком, а в концертном костюме и с баяном.
— Вот мне звонят из Киева и говорят: надо сделать 5-метровую булаву для Книги рекордов Гиннесса. Что за идея? Какой образ? Зачем она вообще такая нужна — непонятно. То же самое происходит и в Сумах. Придумывают такие бредовые идеи, которые ничего не выражают. Взять хотя бы памятник сахару.
Мне Быков (главный архитектор Сум Владимир Быков. — Ред.) так и сказал: на конкурсах побеждает посредственность. Все зависит от жюри. Туда попадают люди с разными вкусами. В итоге выбирают что-то среднее — и город имеет посредственную скульптуру, которая не вызывает никакого восхищения. Чиновнику выгодно ставить посредственную скульптуру, чтобы получить больший навар. Хороший художник 70 процентов стоимости налево не отдаст.
У нас скульптор поставлен в такие условия, что должен делиться и делать то, что хотят власти. А если бы шли от художника, было бы лучше и для города дешевле. Я за булаву запрошу намного больше, потому что мне неприятно ее делать. Но они этого не понимают. Я предложил: каждый месяц выдавать авторскую скульптуру за 8,5 тыс. грн. Но это невыгодно, ведь сейчас таких взяток уже нет. Поэтому мы, сумчане, и ходим такие злые и не хотим превращаться в нормальных гармоничных людей, как в Европе. Ведь благополучие — не в количестве евро на душу населения, а в гармонии духовного и материального.