«Украина Трофи-2011»

Как сумчане с Януковичем-младшим грязь месили

Победитель ТР-3 Виктор Янукович-младший (в центре) с конкурентами из Сум Романом Павлыком (слева) и Анатолием Щербиной (справа).

Сумчане приняли участие в самом масштабном украинском состязании автомобилей-внедорожников.

Наши на трофи

Мероприятие под названием «Украина Трофи-2011», проходившее с 1 по 7 июля, благодаря телевидению, прошло громко и заинтересовало многих. В нем участвовали экипажи из Украины, России, Беларуси, США, Ливана и других стран. Наш регион представил экипаж в составе пилота из Конотопа Тараса Джолоса и штурмана из Сум Анатолия Щербины. Они состязались в самой трудной категории — ТР-3, покоряя бездорожье (или, выражаясь языком спортсменов,оффроуд) на вездеходе Джолоса, созданном на основе японского авто «судзуки самурай» и прозванном «кажан» (среди почитателей оффроуда принято давать своим авто имена). Техническую поддержку на восстановленном чуть ли не из металлолома ГАЗ-69, по прозвищу «кощей», землякам оказывали участники сумского оффроуд-клуба — механик Ярослав Богач, водитель Роман Белковский и комендант Роман Павлык.

Трудности и радости

Давая нам интервью через пару дней после возвращения в Сумы, участники трофи признались, что все еще пытаются отоспаться после тяжелейшего состязания, в ходе которого они прошли путь в 1200 км — от Киева до Шацка. Старт — в 6, финиш — в 22 вечера, 150 — 200 км пути за сутки — и так в течение пяти дней подряд. На гонке был туристический класс, открытый для всех желающих, в котором засветился и экипаж телеканала «Интер». А те, кто участвовал в трофи как спортсмены, должны были сворачивать с трассы (с т.н. «идеального трека»), чтобы «брать точки», т.е. подъезжать (протискиваться, подползать) на авто к определенным труднодоступным местам — через лес, болота и овраги. «Нам давали координаты точек, надо было машиной подъехать к ним и с помощью фотоаппарата зафиксировать этот факт. На снимке одна рука участника должна лежать на точке, другая — на машине, должно быть видно его лицо и спортивный номер машины», — рассказывает А.Щербина.

Каких усилий стоило взятие точек, видно на фотоснимках и любительских видео. К сожалению, телевидение практически не освещало эти, самые острые, моменты состязаний по той причине, что операторы просто не имели технической возможности следовать за машинами категории ТР-3. По этой же причине среди трофеистов принято оказывать помощь даже соперникам — ведь в «тяжелые» топи или овраги не пройдет эвакуатор организаторов.

Кстати, финишировало только 96 участников из 130 — некоторые сошли с дистанции по тем или иным причинам, в основном техническим. Да и «кажанчика» последние 200 км до дома тянул «кощей». Зато достойным финалом соревнований стали торжественные мероприятия последнего дня на озере Свитязь — награждение, фуршет и концерт группы «ВВ».

Соревнуясь с Януковичем

Стартовало мероприятие торжественно на киевском Майдане, потом был пролог (показательные выступления) для зрителей с преодолением препятствий. Во время пролога, когда «кажанчику» довелось нырнуть в яму с грязью, ему залило моторный отсек, что в конечном счете привело к поломке одного из узлов. Сумчанам пришлось ехать за запчастями, ремонтировать авто, а потом догонять остальных участников, ушедших уже далеко. Середина соревнований прошла для конотопско-сумского экипажа успешно — взяли по нескольку точек, финишировали вовремя. А вот в последний день у «кажана» полетел задний мост, и снова несколько часов были потрачены на его ремонт. Тем не менее были взяты еще две точки, и по итогу соревнований в категории «ТР-3» наши заняли восьмое место, а первое завоевал экипаж в составе Виктора Януковича-младшего и Эдуарда Карбовского. Кстати, справедливость победы президентского сына не вызвала у сумчан сомнений: «Особого снисхождения организаторов к нему я не заметил, — говорит А.Щербина. — Он ехал все пять дней, преодолевал препятствия, даже тонул. В общении оказался довольно простым человеком». Другое дело, что Янукович-младший смог позволить себе внедорожник, сделанный специально для него, с оптимальными техническими характеристиками, что, конечно, стало важным преимуществом в трофи.

Уникальные места

Но самые позитивные впечатления остались у сумчан от знакомства с природой и населением приграничного Полесья. Ведь удалось побывать там, куда обычным транспортом не добраться, а значит — увидеть то, что другие не имеют возможности.

«Местность очень разнообразная, — рассказывает А.Щербина. — Например, лес: вроде бы такой же, как у нас, но повсюду лежат гранитные камни. Или же десятки километров торфяных болот — когда едешь, то земная поверхность колышется. Из торфа растут небольшие сосны. Можно себе представить, что примерно такой же вид имела Земля несколько миллионов лет назад».

Неудивительно, что все действия участников трофи контролировали экологи — не дай Бог от цивилизации достанется этим кусочкам первозданной природы, находящимся близко к заповедным зонам! Кстати, на второй день лагерь участников трофи пикетировали девушки с лозунгами «Не топчите мать-природу!», якобы представляющие скандально известную женскую общественную группу «Femen», эпатирующую общественность своими полуобнаженными телами. Позже «Femen» открестилась от этого мероприятия. Но в итоге экологи все же остались довольны проведением мероприятия. А двое победителей «Украина Трофи» — Руслан Цыплаков (TR-2) и Виктор Янукович (ТR-3) — даже перечислили свои призовые деньги на счет Шацкого национального природного парка.

Обитатели Полесья

Местное население называет себя «полищуками» (т.е. «жители Полесья»), язык у них — что-то среднее между русским, белорусским и украинским. Во многих селах сохраняется многовековой уклад. «Мы проезжали несколько сел, где все девочки и женщины — в хустынках. В некоторых селах нет телевизионных антенн, т.е. люди живут вне телевизионной культуры. Из плодов цивилизации у них есть только электричество — и все», — рассказывает А.Щербина.

Горожан поразило радушие жителей отдаленных от городской цивилизации деревень — все от мала до велика приветствовали экипажи, угощали молоком, творогом, картошкой и пампушками с черникой. Кстати, картошка и черника — две основные сельскохозяйственные культуры в этих болотистых краях.

Бездорожье как спорт

Соревнования на внедорожниках называют спортом либо для миллионеров, либо для автомехаников. Это связано с тем, что для участия в оффроуд-мероприятиях автомобиль должен быть специально подготовлен, и либо за это кому-то приходится платить, либо все делать собственноручно. Сумчане за неимением миллионов выбрали второй путь.

А вообще, у нас в городе езда по бездорожью и сопутствующее усовершенствование автомобилей, как вид досуга, а тем более спорт, еще новы. Местному оффроуд-клубу два года. Автомобилей, подготовленных для участия в категории ТР-3, пока нет (в отличие от Конотопа, откуда родом Тарас Джолос и его «кажанчик»). Правда, в 2010 г. сумской экипаж в составе Павла Спановского и Василия Ковальчука на УАЗ 31519 занял первое место в категории ТР-2. Но в большинстве своем мероприятия, в которых более или менее массово участвуют сумские обладатели внедорожников, носят характер «сосиски-джип-триал» (т.е. выбраться на природу поесть сосисок).

Собрать вездеход

Что же нужно для того, чтобы авто стало подготовленным к настоящему бездорожью? Как рассказал нам Ярослав Богач, при тюнинге внедорожника отталкиваются от двух вещей — двигателя и размера колес. «Далее подбирают мосты с нужными передаточными числами, раздаточную коробку, чтобы машина как бы кралась на мягких лапах». Хорошая скорость для внедорожника — не большая, а, наоборот, маленькая, дающая возможность понемногу, без лишних рывков преодолевать препятствия. Не менее важно максимально исключить контакт узлов и агрегатов с водой, поэтому все электрические цепи убирают под потолок, силиконят и экранируют. Воздухозаборники, шноркели, иногда и глушители также выводят наверх. Это дает автомобилю возможность погружаться в воду по крышу. Также устанавливаются лебедки, позволяющие цепляться тросом за стволы деревьев и выбираться из ям. И так далее.

Мы уже упоминали, что следом за машиной участников соревнований шла машина-«техничка». Это обязательная составляющая успеха, т.к. внедорожник необходимо максимально облегчить, а значит — переложить куда-то зап-части, инструменты, снаряжение. Т.е. для серьезных соревнований автомобилей должно быть два.

Многие выбирают бюджетный вариант внедорожника, покупая подержанные советские автомобили «газ», «уаз» и другие, постепенно доводя их до нужной кондиции. На это уходят определенные суммы денег и годы работы. Но автолюбителям это в радость!

Фото
  • Хозяин и пилот «кажана» Тарас Джолос демонстрирует, что экипаж взял точку.
  • Сумчане-техники остановили «кощея», чтобы помочь спортсменам с ремонтом квадроцикла.
  • Штурман «кажана» Анатолий Щербина перед взятием очередной точки.
  • День первый, пролог.  «Кажан» демонстрирует способность выбираться из ямы с жидкой грязью.
Комментарии

Мужской спорт

Анатолий Щербина, преподаватель СумГПУ им. Макаренко:

— Люди часто спрашивают: «Почему вам дома не сидится?» Но ведь известно, что мужчины на протяжении тысячелетий были охотниками, разведчиками, воинами. Наш организм приспособлен для такой деятельности. Неудивительно, что нас тянет в экстремальные виды спорта! Это естественный способ получить «гормоны удовольствия». В противном случае человек ищет отдушину в чем-то другом, например в алкоголе или наркотиках. А травматизма здесь, кстати, не больше, чем в других видах спорта, ведь скорости малые.

Истинные ценности

Тарас Джолос, автомеханик:

— Очень приятно, что многие родители едут с детьми, тем самым помогают понять ценности жизни. Что самое главное — не набивать мешки деньгами, а общаться с природой, созерцать красоту. То, что здесь называется «экстримом», на самом деле достижение гармонии с природой, если делаешь все не спеша, по ее законам. И наоборот, только пытаешься рвануть — против тебя встают все силы природы и препятствуют твоему дерганью! Тогда и лебедки горят, и тросы рвутся, и металл крошится. В соревнованиях воспитываются умение работать в коллективе, желание помочь ближнему (несмотря на то, что это твой соперник), выносливость, смекалка и доброта душевная!

Комментарии

Коля Герасимов (Конотопец)

Тарас Джолос родом из Конотопа. Наш парень. Так держать. Davie

Гость

Ти диви як отой.  що справа українізувався. Уже Анатолій Щербина. Хоча його дід Юхим Шехтерман  крутий був україноненависник.

Гость

А дед то здесь причем? Мужики молодцы, без всякого пафоса поехали и не побоялись померяться силами.

Гость

браво!!!!

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.