На картине Игоря Швачунова — доблестный таможенник изучает возле грузовика документы водителя.
Другой таможенник, присев, осматривает кузов при помощи спецустройства и фонарика — он ищет тайники с контрабандой…
И опасную, и трудную работу таможни художник изучал в полевых условиях — долго и тщательно.
Полгода выезжал на границу, погружался в работу таможенного поста «Юнаковка», делал эскизы с натуры, фотографировал, общался с таможенниками.
Игорь Швачунов — известный в Сумах художник, преподаватель изобразительного икусства Сумского педуниверситета и член Национального союза художников Украины. Создать картину под названием «Північний кордон» его сподвиг брошенный Сумской таможней клич: ищем экспонаты для всеукраинской выставки на тему «Українська митниця в творах мистецтва».
В 2007-м Сумской таможне исполняется 15 лет, так что полотно оказалось более чем кстати. Его называют даже историческим. И потому героев-таможенников, с которых писалась картина, подбирали со всей ответственностью.
Труднее всего было определиться, кого назначить на роль первого таможенника — того, кто изучает документы.
В фаворитах кастинга были Алексей Городничий, Виктор Яценко, Олег Дегтярев, стоявшие у истоков таможенного дела всей Слобожанщины... Но звездную роль и честь стать лицом таможни получил старший смены таможенного поста «Юнаковка» Николай Сай.
Мол, человек он не простой судьбы и непреклонного характера. В свое время прошел Афганистан, награжден медалью «За боевые заслуги». Его смена не раз изымала оружие и наркотики, которые незаконно собирались провезти в Украину любители легкой наживы на чужом горе.
Картина отправлена в Киев, в Музей таможенной службы. Там не за горами выставка шедевров обо всех таможнях Украины.
Термин «социалистический реализм» появился в 30-х годах ХХ в., официально закрепив черты нового направления в искусстве: романтическое изображение людей и событий, воспитывающее нового человека посредством положительного примера.
Соцреализмом работа становилась только в том случае, если в процессе творчества «натура» проходила некое преображение. Металлурги за работой или, вот, девочка пьет из белой кружки, рядом вертится кошка… Все сцены монументальны и пронизаны счастьем.
Соцреализм насаждали сверху, однако он отвечал и внутренней потребности большей части советских людей. Превращение аграрной страны в мощную индустриальную державу требовало крайнего напряжения всех жизненных сил и большого самоотречения. В этих условиях человек находил духовную поддержку в искусстве, изображавшем жизнь не такой, какова она есть, а такой, какой должна быть. Это была сказка, удивительно похожая на правду. Такому искусству следовало быть максимально реалистичным, чтобы быть максимально убедительным.
Сегодня за произведения в жанре соцреализма — величественного изображения счастливых советских трудящихся, безупречного с технической точки зрения — платят хорошие деньги, они на волне популярности. Объясняют это тем, что люди испытывают ностальгию по СССР, скучают по хорошему.