Кажется, идея сумского бизнесмена получила признание. Владелец музыкальных автоматов Александр Косячев не говорит, сколько всего автоматов уже установлено, но называет некоторые места — кафе «Алинка», «Альтанка», «Лагуна». И, например, в «Альтанке» на Горького уже сформировалась группа постоянных клиентов «музыкальной шкатулки». Шесть человек каждый день заходят в кафе и слушают-слушают-слушают…
Каждый автомат хранит в памяти около 15 тысяч музыкальных композиций самых разных стилей, исполнителей, эпох — кто-то захочет послушать «Биттлз», а кто-то, может, «Сектор Газа».
Кстати, репертуар периодически обновляется.
— Посетители кафе сами спрашивают и заказывают у персонала определенную композицию или песню, если ее нет в списке. Поэтому, периодически объезжая заведения с нашими аппаратами, обновляем репертуар, — рассказывает Александр.
Музыкальные автоматы — целый пласт культуры ХХ века. Появившись в самом его начале в Америке, они пережили бурный расцвет в 30-е годы после отмены «сухого закона». Повсюду, словно грибы, возникали маленькие питейные заведения. Практически в каждом стояли автоматизированные музыкальные проигрыватели с набором из десяти пластинок. Достаточно было опустить в автомат монетку, чтобы выбрать любую из песен.
Только в ресторанах, барах и других заведениях Чикаго было установлено больше семи тысяч музыкальных автоматов. Для гангстеров такие заведения стали хорошим источником дохода.
Помните «Крестного отца»? Им платили дань за защиту. Ежегодный доход чикагских гангстеров от музыкальных автоматов достигал 300 миллионов долларов.
Вторая мировая война приостановила победное шествие музыкальных автоматов по миру, но с 50-х годов их популярность возродилась — остро возросла потребность в развлечениях.
Во всем мире для обозначения музыкального автомата используется американское слово “jukebox” — от «box» (коробка, ящик) и глагола «to jook» (имеющего африканские корни и означающего не что иное как «танцевать»).
В самом начале прошлого века после тяжелой работы на хлопковых плантациях афроамериканцы Юга собирались в кафе и закусочных для черных и слушали, бросив в музыкальный автомат никелевую монетку в пять центов, Билли Холлидея, Джелли Ролла Мортона и Луи Армстронга, которые никогда не звучали по радио, находившемся в руках белых. Это были самые первые модели музыкальных автоматов...
Бум музыкальных автоматов стал толчком к развитию большой музыкальной индустрии.
Американский журнал "Биллборд" стал печатать обзоры песен для автоматов, чтобы операторы этих машин были в курсе того, что интересует посетителей. Собственно, эти обзоры и стали прообразом сегодняшних хит-парадов.
А еще, чтобы мелодии заказывали почаще (и следовательно, денег владельцам автоматов поступало больше), туда загружали композиции длительностью не более трех минут. С тех пор это считается оптимальным форматом.