На заседании Сумского пресс-клуба, которое состоялось 11 февраля, презентовали результаты молодежной программы «До народних джерел Сумщини», в рамках которой несколько молодежных организаций собирали и фиксировали богатства народной культуры области.
Чтобы узнать о современном состоянии украинского фольклора, «Данкор» решил пообщаться с одной из участниц программы и руководителем ансамбля аутентичного пения «Серпанок» Еленой Гончаренко.
— Сегодня Украина — одна из немногих европейских стран, где фольклор еще существует в живом общении. Европа этого уже не имеет. Задача, которую мы ставим перед собой, — это прежде всего сбор оставшихся фольклорных материалов. Ведь традиционная украинская культура потихоньку исчезает, отмирают древние жанры, в частности наиболее древнее и консервативное обрядовое творчество, которое хранит в себе те структурные, исполнительские и стилевые элементы, которые формировались в Украине тысячелетия назад.
Сумщина в плане украинского фольклора интересна тем, что здесь соприкасается очень много различных традиций. Тут было множество переселенческих процессов, проходили границы разных регионов, государств.
— Исконный украинский фольклор, сейчас очень сильно разрушается, возможно, в силу социальных причин. Ведь в последнее время молодежь, как правило, уезжает из села. Те же, кто остается, считают эту культуру немодной и не хотят перенимать.
Кроме того, одним из негативных факторов для развития украинской аутентичной культуры стала так называемая «шароварная» сценическая культура, которая усиленно популяризировалась в нашей стране в течение последнего столетия.
Раньше в каждом селе была своя специфика пения. Когда же в городах создавались коллективы, в них входили люди из разных регионов и грани между региональными особенностями пения стирались. А после усиленной пропаганды такой культуры в советское время такие «исправленные» коллективы стали эталонами, на которые должны были ориентироваться остальные.
— Также сейчас делается упор на запись аутентичных исполнителей на качественные носители, издаются диски с аутентичным пением. В Киеве многие вкладывают деньги в то, чтобы зафиксировать и сохранить песенный фольклор. Но опять-таки: при записи теряется энергетика.
А потому единственным методом популяризации аутентичного исполнения остаются фестивали, конференции, где бы люди могли общаться друг с другом.
— Я считаю, что при соприкосновении роковой культуры и аутентики создается не менее самобытная энергетика. Что же касается попсы, то при соединении ее с фольклором энергетическая основа аутентичного исполнения зачастую теряется. Думаю, это происходит вследствие расчета на доступность и поверхностность популярной культуры.
Позитив состоит в том, что люди стали обращаться к своей культуре, интересоваться ею. А если бы эстрадники и рокеры изучали эту культуру более глубоко, думаю, это помогло бы им найти свое лицо в современной музыке.
Пресс-досье: Ансамбль аутентичного пения «Серпанок» образовался 10 лет назад при училище культуры. Руководитель ансамбля Елена Гончаренко во время учебы в консерватории пела в известном киевском ансамбле «Древо». Теперь это увлечение она передает своим ученицам, многие из которых, закончив учебу в Сумах, продолжают учиться в Киеве и поют в киевских молодежных группах.