Ровно два года назад после ухода Ларисы Цыбровской в главном театре области начался период разброда и шатаний. Сумские театралы были свидетелями не самых понятных кадровых назначений. Худрук был приглашен из Дворца культуры, обязанности главного режиссера исполняла педагог. Отсюда - и получились два театральных сезона с не самой лучшей репутацией.
Сегодня Владимир Савинов - известный в Украине театральный режиссер - не скрывает того, что является эпицентром грядущих радикальных изменений в «щепке». А изменений будет достаточно.
- Владимир Юрьевич, разговоры о вашем возвращении ведутся уже два года - с тех пор, как вы первый раз привезли в Сумы свой спектакль «Любовники», поставленный в симферопольском театре. О возможном возвращении вы тогда говорили неохотно, и сейчас ваше назначение для многих полная неожиданность. Что же произошло?
- Тогда у театра был творческий руководитель. А в этом году театр остался без него (должность художественного руководителя сокращена. - Ред.). Мне сделали предложение, и решение было принято буквально в один день.
Результат - я сижу перед вами.
- А желание вернуться в театр было?
- Желания не было. Скажу больше. В тот момент, когда мне предложили, а я работаю с 15 апреля, даже тогда желания не было. Но, говоря образным языком, у врача «скорой помощи» тоже нет особого желания мчаться среди ночи к больному, но это профессия, ноша. И он должен ехать и спасать. Примерно такая ситуация с театром Щепкина.
В моем последнем спектакле на сцене стоит пианино. Все есть: панели, крышка, а начинаешь играть, оно полностью расстроено. Вот такая ситуация и в этом театре, потому что здесь «лабали» все, кому не лень.
- Вы несколько лет подряд работали приглашенным режиссером, отвечали только за постановку. Теперь на вас ложится еще куча обязанностей. Вы готовы к такой работе?
- Да, это две разные позиции - режиссер-постановщик и главный режиссер.
Мне, как главрежу, нужно мыслить не категорией спектакля, а категорией театра: какое будет у театра лицо и кто его будет создавать.
- А вы сейчас готовы к этому? Ведь долгое время вы этим не занимались...
- У меня достаточный опыт руководства. Вот стоит видеоархив, я могу показать, как наш театр принимали на гастролях в других городах. У меня есть одно большое преимущество перед оппонентами: я не карьерист, я работаю, а не держусь за кресло. Но сейчас задачи другие: нужно вернуть тех зрителей, которые ходили тогда на наши спектакли. Именно театральных зрителей.
- Надо полагать, работать будет непросто, потому что как тогда, так и сейчас в театре есть люди, которые не хотели бы видеть вас на этой должности.
- Каждый работник, особенно творческого цеха, имеет право на свою позицию. Поэтому я не исключаю, что будут какие-то уходы из труппы. Если люди не хотят видеть Савинова главным режиссером - пожалуйста. Мне неинтересно, кто «за», кто «против», для меня важен театр. А театр как ринг.
Сколько угодно Кличко может говорить, что он побьет Тайсона, или наоборот, но доказывать нужно на ринге. Поэтому доказательства должны быть на сцене, в работе.
- А за что Савинова не любят?
- Не любят дилетанты. Но ни с кем в полемику я вступать не собираюсь. Это ниже моего достоинства. С ними не о чем говорить! На афише стоит: «Режиссер-постановщик Савинов». Те, кому мое творчество неинтересно, не ходите, я вас не приглашаю. Кому интересно - пожалуйста. Сумы - город уникальный, можно встретить людей, которые на улице благодарят за спектакль. Тут даже умно поздравляют с назначением, понимая, что не мешок с деньгами, а ношу на себя взвалил.
- Вы говорите, что хотите превратить наш театр в лучший в Украине. Когда можно ожидать признания?
- Отвечу в стиле программы «Корея сегодня»: солнце вот-вот взойдет! Рано еще об этом говорить - нужно поработать. Пахать нужно! Но я думаю, что со следующего сезона качественные перемены должны быть очень динамичными.
Сначала нужно создать товар - качественные спектакли. Потом кардинально менять имидж. Что сделано в театре за последние годы? Еще немного - и театр бы просто умер.
- В какую сторону собираетесь менять имидж?
- Театр не будет провинциальным, если в нем идут постановки ниже среднего.
Это будет театр для людей, которые себя считают истинными горожанами.
- Как вы относитесь к щепкинской традиции приглашать режиссеров для постановок?
- Приглашения будут обязательно. Буду приглашать молодых режиссеров, которые экспериментируют. Да я один и не потяну. Репертуар убитый - его нужно менять.
- Расскажите, как будет меняться репертуарная политика?
- За эти годы некоторым было приятно относиться к театру свысока, потому что продукция, которая шла со сцены, это позволяла. Я этого не позволю! Есть четкая позиция: нужно брать высококачественную драматургию. Кем она написана, не имеет значения. Репертуар должен быть жанрово разнообразным.
В театре не было настоящего музыкального спектакля. Сейчас, буквально за этот месяц, приду к решению, что это будет за проект. Далее: по настоятельным просьбам зрителей и актеров будут восстановлены спектакли «Тристан и Изольда», «Вишневый сад», «Верона» и «Цианистый калий». К сожалению, многое из декорации распилено, угроблено, но все восстановимо.
- Вас назначили накануне закрытия театрального сезона. Как вы думаете, это будет иметь какой-нибудь позитивный результат?
- Думаю, да. Было бы совсем смертельно, поздно для театра, если бы я или кто-то другой пришел после отпуска. Считайте, что сезон был бы завален, потому что элементарно не успели бы ничего сделать. Мы уже работаем засучив рукава. 26 мая закрытие сезона. Готовим гала-концерт под названием «Краще». В июне займемся восстановлением спектаклей. И у тех, кто желает уйти, есть время подумать.