В редакцию «Данкора» обратилась сумчанка, купившая телефон в магазине «Мобилочка».
На ее просьбу обменять телефон на следующий после покупки день женщине ответили, что придется ждать 21 день. Правомерно ли это и каковы права потребителей при обмене товаров, мы спросили у начальника отдела по делам защиты прав потребителей Сумского горсовета Екатерины Боженко.
- 9 августа в магазине «Мобилочка» на улице Харьковской я купила два мобильных телефона: один себе за 800 гривен, а другой, за 500 грн., в подарок на день рождения знакомой, — рассказала Елена Станиславовна. — Но мой муж не одобрил мой выбор презента — нужно было купить что-то подороже. Утром следующего дня я пришла в магазин с просьбой обменять телефон на более дорогой, с доплатой. Продавец проверил, рабочий ли телефон. Все было в порядке, я ведь им не пользовалась, но мне ответили: пишите письмо нашему юристу, он рассмотрит его и в течение 21-го дня примет решение.
Я объяснила, что ждать три недели не могу, так как день рождения знакомой сегодня. Но продавцам до этого дела нет. Мне все равно отказали. Разве это нормально?! Ведь по закону, если я обратилась в течение 14-ти дней с момента покупки вещи и не пользовалась ею, мне обязаны ее обменять!
- Действительно, согласно закону Украины «О защите прав потребителей», в случае обращения в магазин в течение двух недель с момента покупки потребитель имеет право на обмен товара, если, конечно, товаром он не пользовался, — отвечает начальник отдела по делам защиты прав потребителей Сумского горсовета Екатерина Боженко. – Но в законе не прописан срок, в течение которого продавец должен обменять товар.
- Что касается техники, такой как мобильные телефоны, ноутбуки, компьютеры, сразу принять решение об обмене товара продавцы действительно не могут. Дело в том, что определить, пользовался человек купленной вещью или нет, на глаз невозможно. У нас были случаи, когда люди приносили менять телефоны и говорили, что не пользовались ими, удалив все звонки и сообщения, а потом выяснялось, что телефон б/у. И потом возникали проблемы со следующими потребителями такого товара. Чтобы убедиться, что мобильным не пользовались, его нужно протестировать на специальном оборудовании.
В Сумах такого оборудования нет, поэтому телефоны, подлежащие обмену, отправляют для тестирования в Киев. Это занимает определенное время. Ответив покупателю, что решение будет принято в течение трех недель, никакие нормы закона продавец не нарушил.
А что касается просьбы продавца написать заявление, с этого должно начинаться любое общение клиента и магазина по спорным моментам.
- Если определить, пользовались товаром или нет, можно на глаз (например, обувью), обмен может быть произведен сразу.
Если же покупатель требует не обмена, а возврата денег и для этого есть законные основания, то по ст. 9 ЗУ «О защите прав потребителей» деньги должны вернуть в течение 7-ми дней.
- Во избежание конфликтных ситуаций, не надо, покупая, торопиться, так как заставить магазин сию секунду обменять вам товар не в праве не вы, не мы, — подытожила Е.Боженко.
Справка. Получить консультацию в отделе по делам защиты прав потребителей Сумского горсовета (ул. Горького, 21) по вопросам приобретения товаров или услуг вы можете по телефону: 610-622 (с 8.00 до 17.00).