Но на практике часто оказывается, что сделать это по каким-либо причинам трудно, а иногда почти невозможно.
Вернуть неудачное приобретение по закону можно, однако придется уложиться в двухнедельный срок. Понятно, что продавцы вам не слишком обрадуются, но тут уж вам выбирать, чье хорошее настроение вам дороже — продавца или собственное. Что касается законодательной базы, то в Законе "О защите прав потребителей" все сформулировано предельно четко: "Потребитель имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если товар не удовлетворяет его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть использован им по назначению".
- Украинские покупатели только учатся качать права. Многие из нас до сих пор убеждены, что пытаться вернуть товар в магазин стоит лишь в том случае, если купленная вещь разваливается на глазах, — считает начальник управления по делам защиты прав потребителей в Сумской области Галина Подлубная. – На самом деле у вас есть право вернуть не только некачественный товар, но и покупку, которая вам не понравилась. Только нужно уложиться в двухнедельный срок. Только в течение 14 дней продавец может обменять товар или вернуть вам деньги. Соберитесь с духом, вооружитесь законом, вернитесь и верните товар. Если не получится, обращайтесь в управление защиты прав потребителей.
Как и в любом правиле, в непростом деле возврата товара есть исключения.
Постановлением Кабмина №172 от 19.03.1994 "О реализации отдельных положений Закона Украины "О защите прав потребителей" утвержден Перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену (возврату). Кроме продовольственных товаров, лекарственных препаратов и средств, предметов сангигиены, в этом перечне представлен полный список непродовольственных "невозвращенцев". К ним относятся:
- фотопленки, фотопластинки, фотобумага;
- корсетные товары;
- парфюмерно-косметические изделия;
- перьевые и пуховые изделия;
- детские мягкие и надувные игрушки;
- зубные щетки;
- мундштуки;
- аппараты и помазки для бритья;
- расчески, гребешки и массажные щетки;
- сурдины (для духовых музыкальных инструментов);
- скрипичные "подбородки";
- перчатки;
- ткани, тюлевые, гардинные и кружевные полотна;
- метражные ковровые изделия;
- нательное и постельное белье;
- чулочно-носочные изделия;
- товары в аэрозольной упаковке;
- печатные изделия;
- линейный и листовой металлопрокат, трубная продукция;
- пиломатериалы, плинтусы, наличники, плиты, фанера, стекло, нарезанные или раскроенные по размеру, определенному заказчиком;
- аудио- и видеокассеты, диски для лазерных систем считывания с записью;
- парики;
- товары для грудных детей (пеленки, соски, бутылочки и т.д.);
- инструменты для маникюра и педикюра;
- ювелирные изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней.
Газета "Данкор" совместно с областным управлением по делам защиты прав потребителей продолжает серию публикаций, которые помогут потребителям защитить свои права в магазинах, на рынках и в жэках.
Управление по делам защиты прав потребителей в Сумской области находится по адресу: площадь Независимости, 2, тел.: 63-13-55, 63-13-52.