Сумская область является одним из лидеров по количеству жалоб на суды.
Однако в большинстве случаев сумчане жалуются на суды и судей в инстанции, не имеющие полномочий ни наказывать судей, ни даже поднимать этот вопрос. Жалобы в течение определенного времени рассматриваются по месту обращения и только после этого направляются в орган, занимающийся данным вопросом.
Половина жалоб на деятельность судов и судей вызвана затягиванием сроков рассмотрения дела. Прежде всего это касается административных и гражданских дел. По мнению Сергея Попруги, председателя совета судей общих судов Сумской области, отчасти причиной большого количества жалоб подобного рода является сокращение (по закону) сроков рассмотрения дел с 3-х до 2-х месяцев.
— В начале 2005 года Государственной судебной администрацией был проведен эксперимент, благодаря которому установили время, необходимое для рассмотрения судьей одного дела. Как показал эксперимент, в Украине необходимо увеличить штат судей как минимум в два раза, чтобы дела рассматривались в установленные законом разумные сроки (два месяца), — сообщил С.Попруга.
На сегодняшний день в местных судах Сумской области работают 120 судей. В месяц на каждого из них приходится в среднем 104 дела, а на судей Заречного и Ковпаковского районов г.Сумы — 166 и 153 соответственно.
Сергей Попруга считает, что большинство судей физически не в состоянии рассмотреть такое количество дел в установленные законом сроки. По мнению председателя совета судей Сумской области, выходов из сложившейся ситуации много. Например, увеличение штата помощников судей или упрощение процедуры рассмотрения некоторых дел. Но проблема до сих пор не решена.
Сергей Попруга:
— Первое назначение на должность судьи (сроком на пять лет) осуществляет Президент Украины, а последующее (бессрочное) — Верховная Рада. Вопросы, касающиеся несоответствия судьи его статусу, дисциплинарной ответственности судьи, может рассматривать только квалификационная комиссия (относительно местных судов — окружная в Харькове, относительно апелляционных — высшая в Киеве).
В полномочия областного совета судей входит лишь инициирование вопроса о дисциплинарной ответственности судьи. В связи с этим мы рассматриваем жалобы физических и юридических лиц на деятельность судов и судей.
В 2005 году к нам поступила 131 жалоба, на основании этих жалоб в квалификационную комиссию инициированы вопросы о дисциплинарной ответственности трое судей. Комиссия приняла решение об увольнении двух, один получил выговор.
Однако в большинстве случаев люди обращаются к нам с жалобами и вопросами, не входящими в нашу компетенцию.
Николай Луговой, председатель апелляционного суда Сумской области:
— Жалобы на суды — явление естественное. Суд решает спор двух сторон: ответчика и истца — по административным и гражданским делам, потерпевшего и обвиняемого — по уголовным. Как правило, судебное решение удовлетворяет интересы только одной стороны. Вторая же пытается его обжаловать. Решение местных судов (районных, горрайонных) пересматриваются апелляционным судом.
Хотелось бы отметить, что в 97 процентах случаев решения местных судов признаются нами законными и обоснованными.
Решение же апелляционного суда может быть пересмотрено только Верховным Судом. В некоторых случаях Верховный Суд отменяет решение апелляционного.
И, в принципе, это нормально: если бы мы не допускали ошибок, не было бы Верховного Суда. Решения же Верховного Суда обжалованию не подлежат. Как говорят американские юристы, Верховный Суд исправляет чужие ошибки и увековечивает свои.