Впервые за кредиты МВФ пришлось заплатить тем, кто их, собственно, просит и получает. По требованию зарубежных партнеров и под угрозой оказаться в тюрьме за неподачу или ложь в декларации все же пришлось сделать «нормальное лицо, а то денег не дадут». Но дадут ли вдальнейшем, после такого «откровения» – большой вопрос. Еще один вопрос: как этим антикоррупционным инструментом воспользуется правоохранительная система. От этого во многом будет зависеть и реакция украинского общества. Пока люди в шоке.
Многочасовой труд державной элиты воздался сторицею – страна получила триллер о коррупции, где главные герои сами пишут явку с повинной. Причем это не разовая акция, а постоянная: приобрел имущество на сумму больше 50 минимальных зарплат (68900 грн. в 2015 году), соблаговоли в течение 10 дней обнародовать это. Открыл валютный счет за рубежом – заяви об этом.
Открытость информации – это главное требование инициаторов нововведения и главная причина отчаянных попыток саботажа, который каким-то чудом, несмотря на все несовершенства процесса, так и не прошел. Позади самое сложное - заставить чиновников заполнить и подать эти декларации. Тем самым они собственноручно задокументировали то, что будет подвергнуто проверке. Уже сейчас каждый (при желании, конечно) может прочитать документальный бестселлер из серии «Жизнь замечательных людей», зайдя в Единый государственный реестр деклараций лиц, уполномоченных исполнять функции государства или местного самоуправления, выбрав интересующую его личность. В последнюю неделю «срывания масок» туда было просто не пробиться – одни никак не могли подать данные, другие уже спешили их посмотреть.
Впервые воедино собраны и обнародованы электронные декларации президента, премьера, его замов, министров, начальников департаментов, прокуроров, судей, полицейских начальников, нардепов, председателей обл- и райгосадминистраций, должностных лиц местного самоуправления, депутатов местных советов, руководителей государственных служб – всего до 50 тыс. должностных лиц должны были задекларировать свои доходы и доходы своих семей за 2015 год. В следующем году стоит приготовиться всем госслужащим – в общей сложности около 1 млн. человек должны будут отчитаться за 2016-й год на публичном веб-сайте.
В этом году круг декларантов не изменился, но впервые проверять достоверность е-декларации на будет не налоговая (как это было в большинстве своем формально с бумажной формой), а специально созданная для этого структура – Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК, украинская аббревиатура – НАЗК). Задача введения нового порядка финансового контроля госслужащих – вытеснение из системы нечистых на руку и «глаз да глаз» за оставшимися. И это уже работает, в том числе и в Сумах - не желая светить свои доходы, стали массово увольняться судьи. Сумской судейский корпус потерял больше десятка «штыков». Кто успел уйти до 1 сентября, избежал электронного декларирования.
- Наша задача – отделить власть от бизнеса, - говорит руководитель департамента финансового контроля НАЗК Оксана Маркеева. – Необходимо обеспечить инклюзивность – проникновение новых сил как в бизнес, так и во власть. Главный отдаленный эффект – предотвращение коррупции: каждый служащий знает, что его имущество и имущество его семьи будут прозрачными.
При этом к членам семьи относятся жена/муж, независимо от совместного проживания, или лицо, которое проживает вместе, ведет совместное хозяйство, имеет взаимные права и обязанности – кроме несемейного характера – с декларантом (т.е. учитывается совместное проживание независимо от родства).
Декларация может быть исправлена в течение семи дней после подачи по инициативе декларанта или в случае обнаружения недостоверных сведений. Но в публичной части веб-сайта НАЗК сохранится как изначальная, так и исправленная версии, поскольку е-декларация не может быть удалена.
Публикуются все данные, кроме налогового номера, серии и номера паспорта, даты рождения, места проживания или регистрации, места нахождения объектов недвижимости (видно все: область, район, населенный пункт, кроме улицы и номера дома).
Декларация сохраняется на протяжении всего времени исполнения декларантом функций государства или местного самоуправления плюс пять лет после завершения работы. Последняя декларация сохраняется бессрочно.
Кроме ежегодной декларации (до 1 апреля), вводится обязательное декларирование кандидата на должность и обязательное декларирование перед увольнением, чтобы было видно, с чем человек пришел на должность и с чем уходит.
Значительно расширился объем декларирования. Требуется дать информацию о всех владельцах совместной собственности, а также о владельце имущества, которое находится на праве пользования (в аренде) у декларанта или члена его семьи. Т.е. очевидным становится бизнес-круг и круг общения декларанта, что, в свою очередь, облегчает отслеживание конфликта интересов.
Надо обязательно указывать объекты незавершенного строительства (даже если только началась закладка фундамента), так что годами жить в незадекларированных замках по причине несдачи их в эксплуатацию уже не получится.
Брать взятки «борзыми щенками» тоже не выйдет – надо декларировать движимое имущество (ювелирные изделия, антиквариат, произведения искусства, одежду, животных и пр.) стоимостью больше 100 минимальных зарплат (121,8 тыс. грн для 2015 года).
Старательно спрятанные офшорные компании тоже всплывают, т.к. декларант должен указать все юридические лица, конечным владельцем которых является он или член его семьи.
К нематериальным активам, обязательным для декларирования, относятся объекты интеллектуальной собственности, лицензии и т.п.
Теперь о подарках. Если подаренная вещь или дары в денежной форме в общей сумме за год превышают пять минимальных зарплат (6090 грн.), их обязательно надо отразить в декларации с указанием имени дарителя. Итак можно проследить, кто имеет влияние на данное должностное лицо.
Деньги теперь надо декларировать независимо от того, где они хранятся (даже в стеклянных банках). Если сумма налички превышает 50 минимальных зарплат (60900 грн), соблаговолите заявить. Если одолжил свои деньги третьим лицам, тоже надо проинформировать об этом общество. Также обязательно надо сообщить обо всех расходах, превышающих 50 минимальных зарплат.
Членство в общественных объединениях и работа по совместительству (преподавание, медпрактика, творчество) тоже должны обязательно быть упомянуты в декларации, даже если доход равен нулю. Это позволит анализировать действия чиновника на предмет лоббирования определенных интересов.
Служебные лица, занимающие ответственное и особо ответственное положение и должности с высоким коррупционным риском, должны указать в декларации имущество, которое формально принадлежит третьему лицу, но декларант или член его семьи получает от него доход или может распоряжаться им.
Первичная проверка подачи деклараций возлагается на работодателя. В случае неподачи или несвоевременной подачи работодатель обязан уведомить НАЗК, который в свою очередь оповещает декларанта, которому дается 10 дней на подачу. При этом уполномоченное лицо составляет протокол об административном правонарушении за несвоевременную подачу декларации и суд определяет степень ответственности. За несвоевременную подачу декларации без уважительных причин предусмотрен штраф от 850 до 1700 грн. За заведомо недостоверные сведения (имущество на сумму 100-250 минимальных зарплат или 138-344 тыс. грн) – штраф от 17 тыс. грн до 42,2 тыс. грн.
Предусматривается также и уголовная ответственность. В случае умышленной неподачи декларации и заведомо недостоверных данных об имуществе на сумму больше 250 минимальных зарплат (344 тыс. грн.) светит лишение свободы до двух лет плюс лишение права занимать определенные должности. Либо более мягкие санкции: штраф от 42,5 тыс. грн до 51 тыс. грн, или общественные работы. НАЗК сообщает в правоохранительные органы (НАБУ, полицию, ДБР, прокуратуру), которые проводят расследование и привлекают к уголовной ответственности. Меру ответственности устанавливает суд. Главная трудность следствия - доказать умысел.
Проверить наличие декларации того или иного госслужащего и в случае ее отсутствия или несоответствий задекларированного реалиям сообщить в НАЗК может любой гражданин.
Сам факт занятия ответственного и особо ответственного положения и должности с высоким коррупционным риском (есть утвержденный список) уже является основанием для проверки декларации работниками НАЗК. Кроме того, в первую очередь будут проверяться декларации, в которых логический и арифметический контроль выявит несоответствия; где член семьи отказался предоставлять информацию (это его право); мониторинг способа жизни не соответствует задекларированным данным; при поступлении внешних сигналов (сообщения СМИ, обращения граждан, интернет-информация).
Мониторинг способа жизни – это установление соответствия уровня жизни декларанта имеющимся у него и членов его семьи имуществу и доходам, согласно декларации. Сравнение доходов с расходами проводит НАЗК на основании информации от физических и юридических лиц, СМИ и других открытых источников информации. При выявлении несоответствий НАЗК обращается в правоохранительные органы, которые начинают расследование незаконного обогащения по ст. 368-2 Уголовного кодекса Украины, предусматривающем до 10 лет лишения свободы. Если раньше следствию надо было доказать факт взятки, что очень сложно, теперь же «незаконное обогащение» предполагает доказательство того, что способ жизни фигуранта не соответствует его официальным доходам. Подозреваемое лицо само должно объяснить источники своих активов.
Сроки проверки не ограничены во времени: она может проводиться на протяжении всей деятельности декларанта на должности, связанной с выполнением функции государства или местного самоуправления, и еще плюс три года после.
Учитывая, что нынешняя декларация в дальнейшем послужит точкой отсчета, был смысл легализовать в ней всего побольше (особенно налички, накопленной за многие годы непосильного труда), чтобы было объяснение последующим дорогим приобретениям. Многие, чтобы подстраховаться, задекларировали «жизнь взаймы», заявив о миллионных кредитах. Но, как уверяют в НАЗК, все случаи кредитования с подозрением на фиктивность будут проверены, и, если подозрения подтвердятся, последуют уголовные процессы.
Некоторые вписали свои приобретения в «подарки». Были и такие, кто заявил, что имущество им «подбросили». Иные расписали активы на жен, любовниц, мам, сестер, братьев и пр., таким образом переведя на родственников ответственность за незаконное обогащение со всеми вытекающими… Однако что может помешать спросить у этих скоропостижных миллионеров, откуда такое богатство? Была бы воля.
Еще одна категория декларантов пошла в отказ, задекларировав минимум активов. Такая хитрость может сработать лишь при отсутствии желания у контролирующих органов сопоставить доходы с расходами.
В ближайшем будущем, скорее всего, можно ждать продолжения дискредитации системы электронного декларирования. Если это получится, то привлечение к ответственности на основании данных е-декларации станет проблематичным.
Поднятие минимальной зарплаты вдвое (до 3200 грн) некоторые тоже склонны связывать с ее привязкой к е-декларированию: чем больше минимальная зарплата, тем выше порог декларирования, тем больше вещей и денег можно будет не светить.
О первом опыте электронного декларирования мы поговорили с народным депутатом Украины Олегом Медуницей.
- Голосовали ли Вы за принятие Закона о е-декларировании?
-Да. Голосовал.
- Расскажите, сколько времени ушло у Вас на заполнение электронной декларации? Сколько длилась загрузка данных? Какие трудности возникали? Какие пункты вызвали трудности при заполнении?
- В общем три дня. Преимущественно это время тратилось непродуктивно, ибо система «висла». Других трудностей при заполнении электронной декларации не возникало, так же как и не вызывали трудностей какие-то отдельные пункты декларации.
Единственный нюанс: когда я уже заполнил все-все, нажал «отправить», то система выдала «13 ошибок». Хотя, как по мне, система должна была бы не допускать меня к следующему разделу, если я допустил какую-то ошибку. Сначала так и было. А потом почему-то выдало «13 ошибок». Но ничего, справился. Еще раз заново внес все данные и отправил.
- Как Вы считаете, практика показала, что на законодательном уровне в электронном декларировании принципиально надо оставить все как есть или начать вносить изменения?
- Думаю, об этом можно будет говорить позже, когда мы увидим декларации и низшего уровня госслужащих, и органов местного самоуправления и судей. Тогда сможем объективно оценить, где какие есть пробелы, для ликвидирования которых возможно придется вносить изменения.
- Интересовались ли Вы декларациями других людей - коллег-депутатов, чиновников, судей, прокуроров ... Что Вы там увидели (Ваши впечатления)?
- Нет. Специально не интересовался чьими-то декларациями, только ознакомился с первыми сообщениями и анализом е-деклараций в СМИ.
- Как Вы думаете, какая реакция будет у общества на такое массовое «межигорье»?
- По сути, мы и принимали этот Закон для того, чтобы массовое "межигорье" вышло в публичную плоскость. Имеешь состояние - говори о нем открыто своим избирателям, а не распинайся на трибуне о том, как проникаешься судьбой народа.
- Что должно быть принято после таких «разоблачений»?
- Думаю, нужно, чтобы прошло время и мы в полном масштабе оценили ситуацию для принятия дальнейших решений, для дальнейших эффективных шагов. Надеюсь, что общественность и СМИ не оставят все это без внимания, будут журналистские расследования, будут уголовные дела.
- Как Вы считаете, связано ли резкое повышение минимальной зарплаты с ее привязкой к порогу декларирования ценных вещей и подарков?
- Это поднятие заработных плат не является резким, оно ожидаемо, в том числе и с учетом формирования госбюджета-2017. Тем более, как мы видим по объемам задекларированного имущества и средств чиновников, вряд ли повышением минимальной зарплаты им удалось существенно скрыть свои доходы.
Согласно декларации мэра Сум Александра Лысенко, он имеет в собственности жилой дом площадью 29,1 кв. м, квартиру - 39,6 кв. м, земельный участок (600 кв. м) и складское помещение площадью 331, 1 кв. м. Еще один дом в 141,4 кв. м принадлежит жене мэра, у нее еще есть земельный участок 1000 кв. м.
Во владении у мэра четыре автобуса ГАЗель.
Зарплата мэра за прошлый год составила больше 222 тыс. грн. Что касается денежных активов, то мэр Сум задекларировал 160 000 грн, 10 000 долларов наличными. На банковском счете у него 43 607 грн.
Такие данные не совпадают с налоговой декларацией, поданной мэром Сум в начале года. Тогда Александр Лысенко декларировал еще один автобус - БАЗ-22154, также у него не было банковского вклада.
Глава Сумской облгосадминистрации Николай Клочко задекларировал две квартиры, более 120 тыс. грн заработной платы за год и наличные средства.
Согласно декларации, опубликованной на сайте Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, Николаю Клочко принадлежат две квартиры в Сумах площадью 75 кв. м и 84,24 кв.м. Еще одна квартира площадью 47 кв.м записана на жену губернатора Снежану Клочко. Также ей принадлежит земельный участок площадью 1199 кв.м и автомобиль Toyota RAV-4, 2011 выпуска.
Зарплата председателя ОГА за прошлый год составила 110 215 грн, которые он получил в облгосадминистрации, и 11 742 грн, выплаченные в областном совете, который Клочко возглавлял до своего назначения на должность губернатора.
Его жена задекларировала 35 546 грн официальной зарплаты и 4 798 грн - по совместительству.
На банковских счетах у Клочко - тысяча долларов США и 4202 грн. А наличными имеет 248 000 долларов США и 280 000 грн.
У его жены наличная сумма измеряется 37 тысячами евро и 50 тысячами гривен.
Глава областного совета Семен Салатенко задекларировал квартиру площадью 47.94 кв. м, приобретенную в 2013 году за 89 тыс. грн. (цена по состоянию на сегодняшний день не указана). Семен Салатенко указал в своей декларации права на художественное произведение, название которого равно и ценность актива указана не была. В 2015 году у Семена Салатенко на счете в банке лежали 4883 грн. По заработной плате: 59 649 грн от УМВД и 14501 грн. от Сумского областного совета. И еще 9 грн. в виде дивидендов от банка.
Починаючи з 1 січня 2020 року в українському законодавстві з’явилося нове поняття «викривачі корупції»....
По результатам всеукраинского муниципального опроса 55% сумчан считают, что за последние 4 года уровень коррупции в Украине вырос, тем не...
Качество общественного транспорта в городе служит косвенным свидетельством степени (не)коррумпированности городских властей. Это показывает украинский опыт...
На чем сумская казна теряет деньги?...
Анализ электронных деклараций народных депутатов Украины: сумская шестерка....