Не договорились. Вечером 1 декабря 14 пассажиров, в том числе двое маленьких детей, в течение двух часов протестовали против "водительской цены" проезда в маршрутке №10.
Проезд в общественном (!) транспорте Сум стал оплачиваться по принципу "как договоримся". Водители маршруток просили по три, но многие пассажиры "договаривались" по две.
Несмотря на то что 27 ноября исполком не проголосовал за повышение проезда, утром следующего дня в маршрутках появились объявления, информирующие, что с 1 декабря проезд будет стоить 3 грн.
И действительно с утра 1 декабря во многих городских маршрутках водители начали брать с пассажиров по три гривны. Но не со всех. Тем, кто передавал за проезд пятерку или десятку, маршруточники давали сдачу исходя из стоимости 3 грн. Тех же, кто платил 2 грн., некоторые водители молча везли за две. Но опять же не все. Дело дошло до того, что одна маршрутка вместе с пассажирами сошла с маршрута и направилась в горотдел милиции.
По данным сектора по связям с общественностью УМВД Украины в Сумской области, около 11 утра к горотделу милиции прибыла маршрутка №60 (В.Песчаное - аэропорт). Представитель хозяина маршрутки написал заявление на пассажиров, отказавшихся платить по три гривни.
Заявление зарегистрировано, и сейчас по нему проводится проверка.
«Данкор» связался с ЧП «Согор», которое работает на маршруте №60. Его представитель рассказал, что решил обратиться в милицию после звонка водителя, сообщившего, что пассажиры не дают ему работать и отказываются оплачивать стоимость услуги в полном размере.
По мнению перевозчика, он вправе работать по экономически обоснованному тарифу, не согласовывая его с горсоветом. И три гривни, по словам перевозчика, обоснованный тариф.
- Пассажиры отказались полностью оплачивать стоимость проезда, я сказал водителю, чтобы в таком случае ехал в милицию. Водитель вначале предупредил пассажиров: забирайте свои две гривни и выходите ждать маршрутку, которая вас повезет за две. Люди отказывались. Когда водитель сказал, что сейчас едет в отделение милиции, все разбежались. До милиции доехали три пассажира. И то, пока ждали, что нас примут, один ушел, осталось двое: милиционер (работник «Грифона») и пенсионер. Мы написали заявление, их опросили и отпустили.
К сожалению, связаться с этими пассажирами нам не удалось. Но, как сообщил сектор по связям с общественностью УМВД, ссылаясь на слова работника «Грифона», пассажиров водитель ни о чем не предупреждал и не просил, а сразу после звонка перевозчику направился в горотдел.
В тот же день, 1 декабря около половины девятого вечера в редакцию позвонили пассажиры маршрутки №10 сообщив, что уже больше часа находятся в автомобиле напротив ДК Фрунзе и водитель отказывается везти их по маршруту. Мы отправились туда. Оказалось, что водитель маршрутки №10, ссылаясь на перевозчика Николая Трояна, отказывался везти пассажиров за две гривни. 14 пассажиров, в свою очередь, отказывались выходить из маршрутки и требовали от водителя ехать по маршруту.
- Все началось с того, что в маршрутку на Горького зашли два человека, которые передали за проезд по две гривне, – рассказывает пассажир Ирина, находившаяся в маршрутке с маленькой дочкой. – Водитель сказал, что проезд стоит три гривни. Мы попросили показать документы. Документов на три гривни у него нет. Мы потребовали номер телефона его начальника, водитель отказал. В маршрутке же нет даже таблички с указанием имени перевозчика. В итоге водитель открыл двери, начал возвращать деньги за проезд и сказал: «Выходите». Мы ответили, что нет. И вот так сидим уже два часа. Нас было 22 человека, часть людей спустя некоторое время вышла, а 14 остались. Стали звонить в милицию. Удалось дозвониться в 19.35. Спустя 20 минут, в 20.05, мне позвонил участковый девятого микрорайона (я живу на «девятке» и дежурный «102» почему-то передал мой вызов по месту жительства). Участковый «девятки» опросил меня и сказал, что перезвонит на дежурку, чтобы мой вызов перенаправили другому участковому. В итоге спустя около часа пришли милиционеры. Когда они прибыли, водитель закрыл двери в маршрутке, а до этого мы мерзли с открытыми дверями.
Женщина, отбиравшая пояснения у пассажиров, отказалась что-либо комментировать журналистам, лишь представилась: «Старший участковый Сумского горотдела майор милиции Татьяна Хабленко». Закончив бумажную работу, участковая ушла восвояси, не сказав пассажирам на прощание ни слова. В итоге они так и не поняли, какие действия по их вызову предпримет милиция. А маршрутка продолжала стоять.
- Мы уже предлагали водителю доплатить по гривне за тех, кто дал по две. Но он отказался: мол, пусть платят именно они. А на каком основании, не ясно. Я объясняла водителю, что нам нужно домой. У нас на «девятке» сейчас выключили свет. У меня старший ребенок сидит один дома без света. Ему страшно. Но маршруточнику на это плевать.
- Объясните, почему маршрутка стоит? – спрашиваю водителя.
- Стоит, потому что отказываются пассажиры платить по три гривни, – ответил водитель Валерий Новак.
- А почему они должны платить по три гривни?
- У меня указание директора брать за проезд три гривни.
- Вы в курсе, что по решению исполкома проезд стоит две гривни?
- Девушка, у меня указание вышестоящего начальства.
Отправляясь на место конфликта, корреспондент «Данкора» пыталась по мобильному дозвониться мэру Александру Лысенко, но тот не отвечал. Набрала заммэра Ивана Бортника. Он спросил фамилию перевозчика, номер маршрута и связался с начальником отдела логистики. По словам Ивана Бортника, начальник логистики дозвонился предпринимателю Трояну и сказал, что ситуация сейчас разрешится.
- С вашим руководством только что связывался начальник отдела логистики горсовета, – говорю маршруточнику. - Вам руководство перезванивало?
- Звонило, сказало высадить пассажиров и ехать на заправку.
Ответ водителя по телефону сообщила г-ну Бортнику. Он попросил передать трубку маршруточнику. После пятиминутного разговора с Бортником водитель объявил:
- Заммэра попросил вас довезти. Поехали.
Примечательно, что пассажиры, которым водитель вернул деньги за проезд, так и доехали домой бесплатно. Выходит дело не в деньгах?! И сколько еще сумчанам придется просиживать в маршрутках, пока городская власть начнет не по телефону, а в юридическом поле заставлять перевозчиков выполнять свои обязанности?
Утром 1 декабря исполком Сумского горсовета собрался для того, чтобы решить, сколько же должен стоить проезд.
- У нас три предложения. 2, 2,25 и 2,5 грн. – попытался перевести дискуссию в конструктивное русло Виктор Волонтырец.
- Товарищи, люди не поймут вас по 2,25 или 2,5, - заявила представитель комитета по борьбе с коррупцией и теневой экономикой. - Прошлое заседание или два заседания назад Запорожец здесь за столом сказал, что в прошлый тендер они дали 3 млн. долларов за прохождение тендера, сейчас это все муссируется для того, чтобы мы им дали два миллиона. Три миллиона, Запорожец открыто сказал, они дали за прошлый конкурс. Вы сейчас примите 2,25, что вы взяли с них?! Полтора? Вот и думайте. Я сейчас написала заявление прокурору города, что прошу допросить и открыть уголовное производство против Запорожца Александра Валентиновича, пусть они скажут, кому давали три миллиона и кто просил у них два. И посмотрим, как тогда вы все будете выглядеть. По-другому быть не может. Я сегодня отнесу прокурору это заявление от Международного комитета по борьбе с коррупцией и теневой экономикой.
- Давайте так: все равно нужно принимать решение, потому что на сегодня никаких тарифов вообще не существует, - продолжил В. Волонтырец. - Я предлагаю начинать преамбулу решения со слов «рассмотрев обращение». В преамбуле обязательно дописать «учитывая отчет Харьковского автодорожного института от 2008-2012 годов. В первом пункте решения установить тарифы на услуги по перевозке пассажиров согласно с дополнением. Т.е. 1-е дополнение. Второе дополнение (там, где три гривни), вообще исключить. В третьем пункте «решение вступает в силу с момента его принятия», т.е. с сегодняшнего дня, если будет принято. Общественность, слушайте! Я читать не могу, - прервался В. Волонтырец.
- А им интересен коллапс, - вставил ремарку Владимир Войтенко.
- Вы громаду тоже не слышите, – парировал зал.
- И отдельными пунктами прописать «поручить отделу логистики обработать вопрос расторжения договоров с перевозчиками, которые нарушили условия договоров», - продолжил Волонтырец. - Еще один пункт: «поручить отделу логистики обработать вопрос увеличения транспортных единиц на отдельных социальных маршрутах и заключить временные договоры с субъектами хозяйствования при условии перевозки их по тарифу 2 грн.». В дополнении №1 (там, где стоимость проезда 2,5 грн.) указать две. Это будет то решение, которое определяет соответствующий тариф и даст возможность перевозчикам ездить по 2 гривни официально.
- Законно, – добавил мэр Сум Александр Лысенко.
- Если они будут считать (а мы об этом говорили уже полгода), что этот тариф необоснованный, и докажут это через суд, то из городского бюджета будет компенсирована им определенная сумма. Но это уже вопрос десятый, как сказала общественность, - подытожил В. Волонтырец.
В итоге после двухчасовых споров с общественностью и рабочей группой исполком утвердил стоимость проезда в маршрутных такси - 2 гривни. За проголосовали 7 из 9 присутствовавших на заседании членов исполкома, включая мэра Александра Лысенко. Воздержались первый заммэра Владимир Войтенко и советник мэра Андрей Баранов.
- Вы сейчас приняли тариф в 2 гривни, чтобы можно было перевозчикам официально выплатить компенсацию из горбюджета? – уточнил член рабочей группы.
- Уважаемые! Ну, так получается, – ответил Иван Бортник. – Если они докажут это в суде.
- А в суд вы пойдете вместе с нами, понятно или нет?! - добавил Виктор Волонтырец. –Не захотят они ездить - вот те пункты, которые мы предусмотрели: дополнительные маршруты, расторжение договоров. Все.
- А почему вы 2,5 грн. не приняли? – поинтересовалась одна журналистка.
- Громада не хочет. Полтора часа стояли за трибуной, сказали: не дай бог примите два пятьдесят. А теперь говорите: почему вы 2,5 не хотите. Члены рабочей группы заявили 2 грн. А что будет дальше, поживем – увидим.
- Мы очень много говорим о тарифах, - сказал член рабочей группы Константин Силич. – 35 млн. пассажиров на маршрутках на 350 маршруток. Получается 100 тыс. пассажиров в год на маршрутку в среднем. Умножаем на 2 гривни, получается 200 тысяч. Делим на 365 дней. Получается: одна маршрутка в день приносит «живых» денег 547 гривен, из которых нужно на топливо, на зарплату, на амортизацию, на масло, на обслуживание. Вам не кажется смешной цифра в 547 гривен?! Это согласно расчетам харьковского института, которым мы «доверяем».
- Хорошо, а у вас есть собственные расчеты? - поинтересовался В. Волонтырец. - А откуда у нас могут быть еще официальные расчеты кроме официальных структур, которые эти расчеты делают?!
- Я попытался что-то сказать, но понял, что меня не услышали.
- Услышали. Логика в Вашем выступлении есть, – ответил Волонтырец.
- Вы изучали ситуацию по другим областным центрам, по предпринимателям, которые предоставляют такие же услуги? - поинтересовался В. Войтенко. – Я, как человек, который отвечает за предпринимательство, не хочу, чтобы мы предпринимателей, которые занимаются этим бизнесом, приперли к стенке и завтра получили бы в городе коллапс. Тем более мы уже имеем сейчас повышение в три гривни. Они, объясняя мне в кабинете, говорят, что уже вынуждены идти на крайние меры. Я с Вами полностью согласен, что за 547 гривен нельзя содержать одну машину…
То ли г-н Войтенко сделал вид, что не понял, к чему была приведена сумма 547 гривен, то ли действительно не понял, что г-н Силич своими расчетами не защищал перевозчиков, а поставил под сомнение объективность расчетов харьковского института.
Заседание исполкома не обошлось без перфоманса от лидера сумского «Правого сектора» Николая Сурженко.
- Уже больше полугода тянется эта тягомотина. По сути, перевозчики нарушают транспортную безопасность города. Исполком смотрит на все это, пытается идти на диалог, имеет несчастье договариваться с такой себе Ассоциацией перевозчиков. Ассоциация перевозчиков ставит ультиматум, шантажирует, дважды не выходили маршрутки в рейс. Опять же таки, это основания для расторжения договоров. Неправомерно повышает стоимость проезда. Налицо факт монопольного сговора. С этим нужно что-то делать. Один бывший губернатор говорил, что он с яйцами. Я желаю, чтобы власть также была с яйцами. Если вам не хватает, то я подарю, - заявил Н. Сурженко, положив перед членом исполкома, начальником городской милиции Сергеем Лукьяненко, куриное яйцо.
В итоге вся дискуссия на исполкоме сводилась к тому, что члены исполкома настаивали на экономической обоснованности себестоимости проезда в маршрутке в 2,24 грн., а общественность ставила ее под сомнение.
По словам Волонтырца, 2,24 грн., себестоимость проезда с учетом пассажиропотока в 35,1 млн. человек в год, согласно отчету Харьковского автодорожного института. По словам зам мэра, этот институт исследовал пассажиропоток по заказу Сумского горсовета за деньги горбюджета (150 тыс. грн.).
- Норматив расходов перевозчиков - 78 млн. Если норматив мы делим на 35, 1 млн. пассажиров, то себестоимость - 2, 24 грн. Это сведенный расчет.
Как уточнил В. Волонтырец, расчет пассажиропотока был сделан в 2008 и 2012 годах, а норматив расходов приведен на 2014 год. При этом почему-то во время исполкома никто не поднял вопрос объективности данных о расходах, которые представили перевозчики.
К примеру, общественный деятель, экс-зампредседателя Сумского облсовета Виталий Моисеенко уже неоднократно ставил под сомнение достоверность данных о расходах топлива, которые указывают перевозчики. Так, по его информации, ЧП Овсянко Н.Е. (маршрут №11) сообщал о затратах газа для «Руты» в объеме 15 л, а АТП 1054 (маршрут №10) - 19,1 л на 100 км. При этом, согласно открытым источникам, автобус «Рута-25» при полной загрузке потребляет 10,5 л бензина на 100 км, а, согласно приказу Минтранса от 10.07.1998 г. №43, на который ссылаются те же перевозчики, соотношение затрат бензина и сжатого газа один к одному.
Чем все закончится – поживем - увидим. А пока маршруточники продолжают брать с пассажиров по три гривни, в то время как исполком утвердил тариф в размере двух.
Пресс-секретарь Заречного районного суда города Сумы Наталья Сидоренко предоставила информацию о причинах отложений заседаний по делу по обвинению первого заместителя...
5 марта Ковпаковский районный суд города Сумы получил от патрульных протокол, составленный на водителя маршрутки за управление пассажирским транспортом в...
Сумские чиновники подали декларации о доходах за 2018 год.... 1
Электронная декларация городского головы Сум Александра Лысенко за 2017 год содержит противоречивую информацию по сравнению с документами об имуществе и...
Качество общественного транспорта в городе служит косвенным свидетельством степени (не)коррумпированности городских властей. Это показывает украинский опыт...