Удар при столкновении поезда с маршруткой был такой силы, что у локомотива дизель-поезда разбились лобовые стекла.
...Метрах в пятидесяти от пересечения железнодорожного и автомобильного полотна лежала передняя часть маршрутки. Сам поезд, состоящий из шести вагонов, стоял метрах в трехстах… Он шел из Харькова в Ворожбу. На станцию Виры, расположенную в нескольких сотнях метров от места аварии, поезд №847 должен был прибыть в 14.31. Но опаздывал минут на 15. В тот момент, когда поезд подъезжал к переезду перед станцией Виры, по автомобильной дороге в направлении Сум шел красный микроавтобус «Рута», следовавший по маршруту «Анновка-Вировская — Сумы». 27-летний водитель маршрутки, регулярно ездящий по этому маршруту на своем личном авто, несмотря на запрещающий сигнал светофора, выехал на переезд. По всей видимости, он не ожидал, что в это время справа будет идти поезд. Маршруточника не остановили даже предупреждающие сигналы других водителей. В считанные секунды произошло столкновение. Как говорят очевидцы, поезд в буквальном смысле разорвал маршрутку на две части: кабина водителя отлетела и лежала метрах в пятидесяти от переезда, а заднюю часть микроавтобуса вместе с пассажирами поезд протащил метров триста.
Когда я прибыла на место трагедии, полкилометра от переезда до головы поезда с одной стороны были огорожены красно-белой лентой. Добраться до части марш-рутки с пострадавшими можно было только по железнодорожному полотну. Его не огородили, так как по одной колее продолжали идти поезда. Не успев пройти и пятидесяти метров, я наткнулась на женский сапог. Оглянулась по сторонам — слева, вдоль рельсов, по которым шел злополучный поезд, были разбросаны вещи пассажиров и части человеческих тел: руки, ноги, полтуловища. Подойти близко к голове поезда я уже не смогла. Прямо перед колесами локомотива лежали два тела — мальчика и женщины… Внизу у насыпи железной дороги были разбросаны женские сумки, какие-то бумаги, среди них конспекты школьных уроков. Как оказалось, из 18 пассажиров маршрутки семь были учителями Белановской общеобразовательной школы. Они ехали с работы домой — кто в Виры, кто в Белополье (с пересадкой), кто в Коршачину… Вместе с ними ехал 14-летний ученик их школы Андрей Гладенко. Он направлялся в Сумы на тренировку по футболу. Четыре учителя и мальчик погибли (это его тело лежало перед локомотивом).
— Переезд этот, согласно нашим правилам, нерегулируемый, но оборудован сигнализацией, которая в момент столкновения работала исправно: и звуковая сигнализация, и видимая — светофор — работали, — прокомментировала происшествие начальник Сумской дирекции железнодорожных перевозок ЮЖД Елена Сытник. — На данный момент на железной дороге проводится служебное расследование.
— Усматриваете ли Вы какие-либо нарушения в действиях машиниста?
— Нет. В действиях машиниста нарушений в настояшее время мы не усматриваем. Машинист вел поезд с установленной скоростью, и 28 лет стажа его работы позволяют сказать, что он опытный машинист.
— Почему на переезде нет шлагбаума?
— Так предусмотрено правилами. Это переезд четвертой категории, где нет интенсивного движения поездов. Что может решить шлагбаум, если есть сигнализация — и звуковая, и световая? Водитель маршрутки ее проигнорировал.
— Согласно расписанию движения поездов, дизель-поезд должен был прибыть на станцию Виры в 14.31. А он, получается, подъезжал к ней только в 14.45. В связи с чем произошло опоздание? Или неточное расписание на сайте ЮЖД?
— Это было диспетчерское расписание, собственно говоря. Я не вижу тут, как прокомментировали некоторые СМИ, опоздания на полчаса. В 14.43 он уже проследовал переезд. Мы зафиксировали момент удара — где-то 14.45. Поэтому тут такое опоздание — десятиминутное. А что бы это решило?! Водитель видел, что движется поезд. Видимость прекрасная.
— Сейчас рассматривается возможность установления там шлагбаума?
— Я не могу сейчас комментировать это. Не может в одночасье решиться, что там нужен шлагбаум. Переезд оборудован, согласно правилам технической эксплуатации железных дорог…
Железнодорожники приносят глубокие, искренние соболезнования родным и близким погибших в этом страшном ДТП… 5 февраля железнодорожники приехали по личной инициативе самих работников на Станцию переливания крови сдать кровь для тех, кто остал-ся жив в этом ДТП. Или, может быть, эта кровь пригодится другим людям, которые в ней нуждаются.
На месте аварии я встретила прокурора Сумской области Руслана Белоконя. Он так прокомментировал трагедию:
— В 14.55 произошло ДТП, в результате которого автобус (марш-рутное такси) двигавшийся в сторону Сум, сбит поездом. Предварительно в данном ДТП виновен водитель автобуса, 1986 года рождения, житель Сум.
— Сколько людей пострадало?
— Сейчас эти данные уточняются. Выяснилось, что одного погибшего человека учитывали дважды. Мужчина забрал свою жену и повез в больницу. Ее дважды посчитали погибшей (молодая женщина погибла на месте аварии, ее сразу зачислили в погибшие, но супруг в состоянии шока не верил в ее смерть и повез тело жены в больницу, где тоже зарегистрировали ее смерть. В связи с этим возникла путаница и появилась информация о 13 погибших. — Ред.) На сегодняшний момент 12 человек погибло, шесть травмировано.
— А сколько человек всего находилось в маршрутке в момент аварии?
— 18 и водитель.
— А детей?
— Среди погибших — парень, 1999 года рождения.
— Водитель вообще не по-стра-дал?
— Телесных повреждений, которые бы угрожали жизни или здоровью, у него нет.
На месте трагедии наш корреспондент поговорил с жителем
с. Беланы Василием Гладенко.
— Расскажите, что Вы видели? Когда Вы застали все это...
— Я не видел самой аварии. Мне сказали — я прибежал сюда. У меня вот здесь сын лежит! Вытягивал его, 14 лет парню. В маршрутке был зажат. Я его вытащил. Он уже мертвый был…Я и предчувствовал, что такое будет, потому что в по-следнее время водители маршрутки набивают по полной, опаздывают, а дороги негодные…Сын учился в 9 классе, он два года занимался в футбольном центре «Барса» в Сумах, ездил почти каждый день в Сумы этой маршруткой на тренировки.
— Кто Вам сообщил об аварии?
— Мне из Сум старший сын позвонил. Говорит: «Андрей наш поехал на тренировку?» — «Поехал». Говорит: «Все, папка, сбил на переезде поезд». Я побежал в чем был, босой. Вытянул. Уже все. Некоторым повезло, кто родился в рубашке! Перевернули микроавтобус — и люди были живы. Это просто везение.
— Вам что-либо сказали о причинах трагедии?
— Водитель выехал на запрещающий сигнал светофора, на красный. Но ходят версии, что у поезда вообще пути торможения не было. Протянул он метров пятьсот часть маршрутки. Вы же видите: путь торможения у поезда отсутствует! Погибло 12 или 13 человек, четырех я вытащил. Родственницу свою, Тамару Николаевну Худолей, опо-знал. 55 лет ей. Погибла возле моего сына. Признаков жизни у них уже не было. Удар был такой силы, что все части маршрутки раскиданы по всем сторонам. Я не знаю, с какой скоростью шел поезд на этом участке. Участок неровный, с изгибами, и железнодорожная станция Виры находится буквально в четырехстах метрах. Это остановка. С какой скоростью поезд летел?! Это вообще невозможно…
— Водителя маршрутки Вы видели?
— А водитель маршрутки остался живой. Кабину его отбило, он невредимый. Забрали его правоохранительные органы. Говорят, будет следствие…
Одно что поражает. Обращаюсь в Министерство железной дороги. Какая ситуация у нас происходит: на оживленном участке дороги (у нас тут трасса рядом соединяется с областной — Сумы — Белополье), который пересекает южную железную дорогу, отсутствует шлагбаум. Оборудован только светофор. Вблизи вот, метрах в трестах или четырехстах, проходит дорога, которая ведет к хлебоприемному пункту, и там поток транспорта есть только в сезон, когда заготовка хлеба идет, там оборудован переезд, люди дежурят, а тут не надо?! Кого они там охраняют, непонятно. Пусть хотя бы оборудуют шлагбаум.
Мама Александра Заговоры, 33-летняя Наталья, рассказала корреспонденту «Данкора», что ей известно об аварии, в которой пострадал ее сын.
— Я знала, что Саша едет этой маршруткой на тренировку по биатлону. Мне позвонили, сказали, что авария. Я прибежала, увидела такое — везде трупы….Один мой ребенок сидел зажатый в маршрутке. Я увидела, что он весь в крови, но живой… — не сдерживает слез мама. — Он и еще одна женщина лет 50 наверное. Вроде бы она была жива на то время…Я давай людей просить, чтобы помогли Сашу вытащить, потому что минут уже 10-15 после аварии прошло, а он все там сидел, зажатый в маршрутке. Тут его папа прибежал, он залез в маршрутку уже по трупам, по людям, освободил его ножки, люди оттягивали сиденье. Этой маршруткой мы ездим каждый день. И дети ездят мои — младшая дочка, ей десять лет, и сын — 15. Мы каждый день ею ездим и в школу, и из школы.
— А этот переезд маршрутки обычно нормально преодолевают? Или на красный свет ездят?
— Нет, вроде такого никогда не бывает. Что в этот раз произошло, не могу понять. Никогда у меня жалоб ни на кого не было. Не могу никого винить…
— А водителя Вы этого знаете?
— Точно утверждать не могу, но мне кажется, что я его уже не раз видела.
— Скажите, а правда, что люди кричали водителю о приближении поезда, а тот отмахнулся: «Проскочим»?
— Этого я не знаю. Саша ничего подобного не говорил. Он сказал, что в дороге разговаривал с другом Андреем (Андреем Гладенко,
14-лет-ним школьником, погибшим в аварии. — Ред). Саша ехал из Беланов в Виры на биатлон, а Андрей — в Сумы на футбол. Андрей сидел прямо перед Сашей. Они ничего не поняли: в одну секунду столкновение — и все… Больше он ничего не помнит. Помнит уже, как начал просить помощи у людей, чтобы его освободили... У Саши поезд был как раз у колен: когда мы вытягивали сына, было видно, что поезд как раз на уровне его колен разорвал маршрутку. Сашу в маршрутке протащило метров триста, наверное…
Вот что сообщила позже начальник управления образования Сумской ОГА Инесса Песоцкая:
— В маршрутке ехало семь учителей Белановской общеобразовательной школы. Четыре погибли, три травмированы. Из четырех погибших учителей две возвращались домой в Белополье с пересадкой, одна жила в
с. Виры, еще одна учительница — в Коршачине. Учительницы, которые находятся в больнице, — две жительницы с. Виры и одна из Белополья. Все они работали в Белановской школе, возвращались с занятий…
На следующий день после трагедии школа с. Беланы не смогла начать занятия не только из-за горя. На работу вышло всего четыре учителя, остальные ехали в злополучной маршрутке…
По воле рока, одна из погибших — учитель младших классов Евгения Золотаренко — в день трагедии на кровавом переезде провела урок для учеников третьего класса на тему правил пересечения ж/д путей.
Погибший 14-летний Андрей Гладенко учился в 9-м классе Белановской общеобразовательной школы, возглавлял ученическое самоуправление (был президентом школы)…
Занятия в школе возобновились только 10 февраля.
Водитель — Богдан Лопатка, 1986 года рождения, — по информации облпрокуратуры, практически не пострадал.
Как сообщил транспортный прокурор Андрей Зинченко, еще 4 февраля водителю маршрутки было предъявлено подозрение в совершении преступления, преду-смотренного ч. 3 ст. 286 Уголовного кодекса, санкции которой предусматривают до 10 лет лишения свободы.
6 февраля определением следственного судьи Оксаны Черных удовлетворено ходатайство следователя об избрании Богдану Лопатке меры пресечения в виде содержания под стражей.
В судебном заседании присутствовали мать, супруга и родственники водителя, а также журналисты. Несмотря на возражения подозреваемого, судья удовлетворила ходатайство корреспондентов телеканалов «НТН» и «РТС» о разрешении видеосъемки судебного процесса.
Порядок в зале судебного заседания охраняли шесть милиционеров, сам подозреваемый Богдан Лопатка был одет в бронежилет (очевидно, правоохранители опасались эксцессов во время суда). На голове у него видны ссадины, полученные в ДТП. В заседании он был сдержанным и немногословным, лишь выразил согласие с позицией обвинения о мере пресечения. Его защитник адвокат Дьяков также поддержал ходатайство следователя о взятии Лопатки под стражу.
Общаться с прессой Б. Лопатка категорически отказался. На вопрос журналистов: «Расскажите, что случилось» — он ответил: «ДТП случилось. Никаких комментариев».
Мама подозреваемого также отказалась что-либо говорить прессе. Выходя из зала суда, она не сдерживала слез. На вопрос нашего корреспондента, будет ли семья водителя оказывать материальную помощь пострадавшим и родственникам погибших, женщина ответила, что пока не знает, так как у них на руках остался трехнедельный ребенок (16 января этого года у Богдана родилась дочь) и помогать особо нечем.
1 января этого года повесился отец водителя злополучной маршрутки, столкнувшейся с поездом.
Об этом «Данкору» в комментариях сообщили читатели. Друзья водителя подтвердили эту информацию.
Действительно, на Новый год отец 27-летнего водителя покончил жизнь самоубийством. Близкие очень беспокоятся, как мама водителя переживет новую трагедию.
Историю с аварией друзья оценивают как какой-то злой рок. Дело в том, что водитель маршрутки буквально первый раз выехал на маршрут до Анновки-Вировской. Но этот маршрут и сам переезд он знал очень хорошо. Для него Анновка — родное село, оттуда родом его родители. И почти каждые выходные с момента получения прав парень ездил в Анновку. Только на своей машине. Говорят, из-за незнания нового маршрута он выехал из Анновки минут на 20 позже, чем должен был. Вероятно, спешил…
И дизель-поезд, с которым столкнулась маршрутка, опаздывал на 15 минут...
По информации пресс-службы прокуратуры Сумской области, 4 февраля при столкновеннии поезда и маршрутки погибло 12 пассажиров маршрутки, шесть травмировано, 27-летний водитель практически не пострадал. Вот что о погибших сообщило надзорное ведомство:
1. Гладенко Андрей Васильевич, 29.09. 1999 года рождения, ученик Белановской школы Белопольского района.
2. Худолий Тамара Николаевна, 1957 г.р., жительница с. Беланы.
3. Кулик Елена Владимировна, 1988 г.р., село Беланы.
4. Золотаренко Евгения Сергеевна, 1990 г.р., жительница с. Жовтневе Коропского района Черниговской области.
5. Грицак Елена Дмитриевна, 1970 г.р., жительница Белополья.
6. Редько Тамара Владимировна, 1961 г.р., жительница с. Виры.
7. Брижик Юлия Николаевна, 1988 г.р.
8. Шматенко Николай Иванович, 1964 г.р., житель с. Анновка-Вировская.
9. Беловоленко Александр Тимофеевич, житель Сум, пенсионер, 1946 года рождения.
10. Беловоленко Александра Алексеевна, жительница Сум, 1950 г.р.
11. Куценко Валентина Михайловна, сумчанка, 1954 года рождения.
12. Мицура Наталья Владимировна, 1973 г.р.
Редакция выражает соболезнование семьям и близким погибших.
Информация о пострадавших в ДТП:
Заговора Александр Юрьевич, 1999 года рождения;
Войтенко Екатерина Викторовна, 1992 г.р.;
Николенко Елена Григорьевна, 1965 г.р., учитель;
Мироненко Валентина Мухомадкашифовна, 1963 г.р., учитель;
Комисар Оксана Викторовна, 1972 г.рождения, учитель;
Лопатка Галина Михайловна, 1960 г.р., фельдшер Белопольского центра экстренной медпомощи.
Заведующий ортопедотравматологическим отделением Сумской областной детской клинической больницы Владимир Бабич о состоянии 15-летнего Александра Заговоры, выжившего в кровавой аварии на переезде в Белопольском районе.
— Расскажите, в каком состоянии мальчик попал в больницу и как он чувствует себя сейчас?
— Трагедия, конечно, страшная. Ребенку просто повезло… Он был доставлен в больницу родителями самостоятельно, своим транспортом, примерно около 17.00, в состоянии средней тяжести. Проведены рентгенологические и другие обследования. Ребенок госпитализирован в наше отделение. В настоящее время состояние стабильное, остается средней тяжести. Мальчик проходит дообследование и получает надлежащее лечение, консультации психолога. У него ушиб грудной клетки, травма позвоночника, резаные раны предплечий и кистей. Травмы сами по себе не тяжелые, но, учитывая его психоэмоциональное состояние, все-таки в целом оно оценивается как средней тяжести. Лечение и реабилитацию он будет проходить на базе нашего отделения, в индивидуальной палате, так как нуждается в индивидуальной работе с психологом. Возле него постоянно находятся родные — мама, бабушка.
— Скажите, у него есть переломы? Говорили якобы о переломе ребра и еще какой-то кости?
— Это еще пока не подтверждено, ребенок дообследуется.
— Хватает медикаментов в больнице или родителям приходится докупать лекарства?
— Нет, ребенок полностью лечится за счет медицинского учреждения.
По состоянию на 10 февраля в Сумской областной клинической больнице продолжают лечение пять пострадавших в ДТП на переезде, сообщил «Данкору» главврач мед-учреждения Владимир Горох. По его информации, три человека находятся в тяжелом состоянии, состояние здоровья двух оценивается как средней тяжести. У пострадавших выявлены политравмы, множественные ушибы грудной клетки, легких, сердца, травматический шок. Все они проходят лечение за счет больницы.
По информации прокурора Сумской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в транспортной сфере Андрея Зинченко, 7 февраля в Едином реестре досудебных решений было зарегистрировано уголовное производство по факту грубого нарушения законодательства о труде (ч. 1 ст. 172 УК Украины).
Как сообщил в судебном заседании об избрании меры пресечения сам подозреваемый Богдан Лопатка, он неофициально работал у частной перевозчицы Семенюты.Пресс-служба облпрокуратуры проинформировала, что водитель сотрудничал с перевозчицей с ноября прошлого года. По данным облпрокуратуры, перевозчица подтвердила, что трудовой договор на перевозку пассажиров с водителем не заключала. В связи с этим начато досудебное следствие.