Как надо Родину любить!

Приучить сумчан есть и пить произведенное на Сумщине всерьез вознамерились областные власти

Мало места? Сумские производители жалуются, что с трудом могут попасть на прилавки супермаркетов.

Олег Демьяненко

Правда, для этого придется заставить проникнуться местным патриотизмом и торговые сети, которые пока не горят желанием поддерживать сумских производителей.
— От Шостки до Ахтырки мы проверили магазины. Наша продукция в торговых сетях занимает около 5%. Это ненормально, — считает депутат Сумского облсовета Николай Березин, исследовавший ситуацию.
— В других областях, соседних с нами, на прилавках магазинов до 50-60 процентов продукции местного производителя. А то, что другим не надо, все у нас! — отметила член общественного совета при облгосадминистрации Людмила Рязанова на заседании 26 августа, посвященном проблеме поддержки местного производителя.
Мало сумской продукции в супермаркетах потому, что вход на их полки дорог. На совещании прозвучали данные, что в прошлом году «Горобина» зашла в «Биллу». На 500 тыс. грн. продали, 300 тыс. грн. заплатили маркетинговых. В этом году ее продукции в «Билле» уже нет.
Сами торговые сети заявляют, что отсутствием патриотизма не страдают.
— Ни одна компания не будет отказываться от той продукции, которая пользуется спросом в этом городе. А если не пользуется спросом, отсюда и идут маркетинговые услуги, — попытался объяснить директор северо-восточного региона ООО «Экомаркет» Александр Чувилов.
Однако власти настроены таки продавить продукцию сумских производителей на полки супермаркетов.
— Должны быть решения горсоветов, облсовета и облгосадминистрации, предусматривающие единые правила для всех, и пусть выживают. Если будет соответствующее распоряжение, с нашей стороны будет реакция. Для супермаркетов это первый звоночек, чтобы пересмотреть порядок своей работы. — заявила начальник ГНА в Сумской области Ирина Зленко.

Проблеме поддержки местного производителя было посвящено открытое заседание правления общественного совета при облгосадминистрации 26 августа, которое провел председатель совета Владимир Демура.

Предложено заставить сетевые супермаркеты торговать продукцией местного производства.

Подвели под идеологию

Изучением потребительского рынка области на протяжении второго квартала этого года занималась рабочая группа поддержки местного товаропроизводителя, созданная при облгосадминистрации. Задача группы состояла в выявлении факторов, сдерживающих продвижение в области товаров местных производителей. Как оказалось, одной из этих причин является монополизация крупными сетевыми супермаркетами внутреннего рынка Сумщины.

Группа пришла к выводу: продукция местного производителя (за исключением нескольких торговых марок) практически отсутствует в сумских супермаркетах «Билла», «АТБ-маркет», «Экомаркет».

— Почему у нас колбаса из Глобино, Харькова? Потому что она дешевле. А почему дешевле? Потому что от мяса там только запах. — считает член общественного совета при облгосадминистрации Людмила Рязанова. — Почему кондитерские изделия у нас из Киева, подсолнечное масло из Днепропетровска, овощи и фрукты, несмотря на то что Сумщина — сельскохозяйственный регион, везут из столицы?! Мы на этом теряем наш бюджет. Хочется спросить горсоветы и райадминистрации: «Вы открывали эти супермаркеты, сейчас еще будет открываться «Сельпо», почему не забили в условия 30-40 процентов товаров наших производителей?» Маленькие магазины, в которых был порядок, большие супермаркеты задушили, а наших товаров там нет.

— Мы знаем очень много торговых предприятий, которые не зарегистрированы в Сумах, но они здесь очень хорошо работают, — сказал заместитель мэра Сум Николай Яншин. — ООО «Экомаркет» за семь месяцев этого года заплатило 300 тыс. грн. подоходного налога и 46 тыс. налога на землю. ЧП «Билла» — 158 тыс. грн. подоходного налога, а налога на землю нет вообще. ООО «АТБ-маркет» — 31 тыс. грн. подоходного налога, за землю — ноль. И это предприятия с миллионными оборотами. Люди, которые там работают, получают минимальные зарплаты, из-за чего страдает горбюджет. Надо провести инвентаризацию наших отношений и попробовать наладить партнерские отношения. Если не получится, использовать другие методы в рамках закона.

— Я сумской хлеб везу в Киев. Зефир, мармелад роменского производства покупаю коробками и тоже везу в Киев, — отметила начальник ГНА в Сумской области Ирина Зленко. — Почему супермаркеты не берут товары местного производства? Я не могу понять, почему вы молчите? Я удивлена: область партизанской славы, а едим что попало. Диктуйте условия, когда предприятия заходят в область.

Кому отвечать

На заседание приглашали руководителей из центральных офисов названных сетей, но (либо плохо приглашали, либо киевское и днепропетровское начальство не по-считало нужным лично выслушать претензии сумских депутатов, производителей и контролеров) ответ пришлось держать местному руководству супермаркетов. Их выступления сводились к следующему: мы люди маленькие, подневольные, что нам из центра скажут, то мы и делаем, единственно, что мы можем, — передать все претензии вышестоящему руководству.

— «Экомаркет» реализует товары пяти сумских производителей: «Горобины», «Сумского завода продтоваров», «Экопродукта», «Добряны» и «Сумыторгпартнера». Скажите, у кого больше? Если есть какие-то замечания, предложения, я готов передать в главный офис в Киев. — заявил директор северо-восточного региона ООО «Экомаркет» Александр Чувилов.

Хотим, но не можем

— Без супермаркетов не может обойтись ни один город. А смысл, что они у нас работают? Увозят наши деньги. Почему такое неприятие нашей продукции? У нас все компоненты натуральные. Надо начинать работать с директорами супермаркетов. Давайте попробуем наладить отношения, — призвал представителей супермаркетов депутат облсовета, директор «Сумского завода продтоваров» Владимир Токарь.

Представитель ООО «Горобина» рассказал об условиях вхождения продукции этого предприятия на прилавки «АТБ-маркета»: 400 грн. за одну позицию на один магазин; 11 магазинов — 400 тыс. грн. только за вход плюс 1 грн. за каждый ценник. Кроме того, каждый месяц 5% надо заплатить по итогам продажи. А отсрочка платежа аж четыре месяца. Еще надо заплатить за бой. На таких условиях производителю остается всего 5%. В «Экомаркете» товар «Горобини» представлен
18-тью позициями на нижних полках. В некоторые моменты торговая наценка на самую бюджетную водку доходила до 35%. После недели переговоров «Экомаркет» снизил наценку. Но в «Эко» все-таки есть наша продукция, а в «АТБ» даже разговаривать не хотят. Говорят: заходите на национальном уровне.

— Условием вхождения в сеть «АТБ» является гарантия низкой цены и фиксированная цена на полгода. Но качественная продукция не может быть дешевой. В условиях изменчивости рынка гарантировать фиксированную цену на длительный период невозможно, — объяснил причину отсутствия сумского хлеба на прилавках «АТБ» представитель ООО «Сумыторгпартнер».

Посоветовали пересмотреть

Правление общественного совета рекомендовало местным органам самоуправления немедленно пересмотреть условия договоров, которые заключены с ЧІІ «Билла-Украина», ООО «Экомаркет» и ООО «АТБ-маркет» и предприятиями области в сторону уменьшения платы за маркетинговые услуги, сокращения сроков оплаты по-ставленной продукции, увеличения объемов реализации продукции и т.п. А при выдаче разрешительных документов на открытие новых сетевых супермаркетов заключать договоры о социальном сотрудничестве, в которых обязательно предусмотреть условия реализации продукции местных товаропроизводителей на уровне 30-40%, а также уплату налогов и других обязательных платежей на тех территориях, где функционируют торговые точки.

Хотя большинство ратовавших за принятие таких рекомендаций прекрасно понимают, что прямых законодательных рычагов, чтобы диктовать свои условия сетевым супермаркетам, местные органы не имеют. Пожалуй, самым действенным рычагом является договор об аренде земли.

Люди говорят

Сделано в Сумах?

«Данкор» опросил сумчан, знают ли они местных производителей и насколько важно наличие на полках магазинов сумских товаров?

Антон Тимченко, 35 лет, безработный:

— Мне абсолютно не важно, чей производитель. А кого из местных я знаю? Водка сумская есть, сахар был, молоко точно есть… Еще хлеб у нас пекут… Да, местных производителей у нас хватает. Но я лично никогда не проверяю адрес производителя, когда покупаю. Можем уже семьей, когда едим что-то или пьем и если это нам очень понравилось или не понравилось совсем, посмотреть.

Марина Резниченко, 21 год, студентка:

— Я в основном покупаю молочное. Сыры сумские есть, молоко и кефир. Я на это всегда внимание обращаю. Как по мне, импортное молоко вряд ли может содержать хоть грамм натурального продукта. Нехватки продуктов в магазинах никогда не ощущала.

Юрий Ковалев, 24 года, учитель:

— Конечно, я знаю местных производителей: молоко сумское, из Шостки, Бездрика, яйца на Косовщине, шоколад в Тростянце. Если на что обращаю внимание, то на молоко. Я всегда только сумское беру. Вот оно наверняка свежее, его откуда везут — из Сум, а даже то, что из области, уже не то.

Ирина Недилько, 41 год, парикмахер:

— Смотрим всегда, кто производитель. Даже шоколад, чтобы в Украине делали. Ничего импортного не покупаю. А если о Сумской области говорить, то это та же Украина, зачем ее разделять. Для меня главное, чтоб не из-за бугра было привезено.

Подготовила Наталия Гончарук

Комментарии

Гость

Сумское молоко???  ужос

Гость

И очень хорошо!Надо отечественные продукты кушать,а не химию сплошную привозную. Столько всего вкусненького у нас было,тушенка,квас,помидорки наши,вкусом только с итальянскими сровнить можно,вкуснятина,конфеты наши с натурального шеколада и т.п.

Exclamation Mark

Гость

Господа, ну кто такой Березин- пусть он честно признается  в том что совершил, а газета должна б довести до конца дело с его убийством- было неосторожное уби йство или что там- скажи, признай вину , а не говорить, что на него напали и он уехал. Если бы напали на него на трассе, он сразу бы  вызвал наряд  милициии.

Гость

большевизм какой-то

Совесть

Хотят на халяву в "сети" пролезть, открывайте свои фирменные магазины, потом посмотрим, что Вы "запоете".

Совесть

Когда разрешение на открытие подписывали откатики в карман положили????

Гость

нужно направить ресурсы не только в перерабатывающую промышленность, а принять на областном уровне решение обязывать ритейлеров закупать продукцию из области. И развивать логистику и потребкооперацию. Можно быстро это сделать через облпотребсоюз.

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.