Так считает неоднократная победительница II тура Всеукраинского конкурса студенческих научных работ по специальности «финансы, денежный оборот и кредит» студентка V курса СумГУ, специальность «финансы» Виктория Глёза. Поскольку темы ее научных работ касаются налогообложения, мы распросили ее о Налоговом кодексе.
— Суть моей последней работы состояла в том, чтобы проанализировать структуру доходной части местных бюджетов, определить, какую удельную часть составляет каждый вид доходов, — рассказывает Виктория Глёза. — Анализ поступлений местных бюджетов Украины дал возможность сделать выводы о том, что местные налоги платятся полностью хотя когда я исследовала их фискальное значение (т.е. какую часть всех доходов местных бюджетов они составляют), то вышло, что они очень мизерные — 1-2%. Наибольшую часть в доходах местных бюджетов дают поступления от налога с доходов физических лиц и официальные трансферты, затем идут собственные поступления бюджетных учреждений и незначительная часть — плата за землю. Выходит, что местные бюджеты функционируют именно за счет отчислений от налога с дохода физических лиц и официальных трансфертов из государственного бюджета. Это говорит о критическом состоянии финансового обеспечения органов самоуправления, что негативно отражается на уровне исполнения конституционно закрепленных за ними обязанностей.
Я провела рейтинговую оценку доходов и построила матрицу распределения доходов в зависимости от сложности управления и их фискального значения. Таким образом вышло, что большая часть местных налогов находится в четвертой группе — критичной: ими трудно управлять с точки зрения мобилизации, документации и пр. И они занимают очень малую часть. Исходя из этого, можно сделать вывод: необходимо администрировать местные налоги.
— Частично это сделано новым Налоговым кодексом, который введен с 1 апреля, — продолжает В.Глёза. — Т.е. было 12 сборов и три местных налога, теперь оста-лось два налога и три местных сбора. Но снова-таки возникает проблема. Например, введен налог на недвижимость, ставки по нему такие, что, исходя из существующей ситуации (у подавляющего большинства населения Украины площадь квартир меньше, чем обозначена ставкой), пользы для бюджета от него не будет.
Что касается сборов, были введены: вместо курортного — туристический сбор, сбор за места для парковки транспортных средств и сбор с определенных видов предпринимательской деятельности (аналог нынешней платы за торговый патент). Выходит, что сократили очень много, но проблема с наполняемостью местных бюджетов снова остается нерешенной.
— Думаю, что преимущество Налогового кодекса в том, что наконец-то удалось систематизировать налоговые законы. Порядок в документах исключит путаницу, потому что, когда смотришь сначала в один документ, потом в другой, противоречащий первому, не знаешь, по какому работать, — анализирует В.Глёза. — Во-вторых, экономика все-таки развивается, поэтому, если мы не будем что-то менять, так и останемся на том же уровне, на котором существуем сейчас, а большая часть операций будет в тени.
Возможно, не надо было так резко делать принципиально новые изменения. Надо было провести хотя бы разъяснительную работу. Работа еще только начинает активно проводиться, а кодекс уже вступил в силу: уже с этого месяца налогообложение будет осуществляться совсем по другой схеме.
Вот, например, что касается страхования. Я недавно готовилась к олимпиаде по страхованию, прослеживала налогообложение страховых компаний. Выходит, что раньше они налогооблагались по ставке в три процента, теперь их переводят на общее налогообложение. Сначала 23%, потом 21%, 19% и только с 2014 года — 16%. Лишь долгосрочное страхование жизни 0%. Страховых посредников, которые были на упрощенной системе налогообложения, тоже перевели на единую систему налогообложения. Страховые компании не успели оправиться от кризиса, как произошли очень резкие изменения. Так и в других сферах деятельности.
Виктория Глёза родилась в Горловке Донецкой области, живет в Сумском районе. Студентка пятого курса СумГУ, специальность «финансы». По окончании магистратуры планирует поступить в аспирантуру и заниматься научной деятельностью.
С июля в Украине ужесточаются налоговые штрафы. И под прессом бесконечных изменений Налогового кодекса мелкий и средний бизнес стабильно... 1
Сумские предприниматели грозят вернуться к массовым уличным акциям, если власти не внемлют их требованиям изменить Налоговый кодекс... 6
Активными акциями протеста предприниматели добились значительных уступок власти в Налоговом кодексе. Но борьба за экономические свободы только начинается... 7
Больше тысячи сумских предпринимателей вышли 25 ноября на площадь Независимости, протестуя против принятия Налогового кодекса...
Гость
А она не хотела бы попробовать поработать по этому кодексу?
Ну дурочка, что взять... зачем только это на Данкор вывешивать?
Белый
Гость написал:
Это не только на сайте вывешено, но и в печатной версии газеты напечатано вместе с портретом героини.
Существует масса серьезных аналитических статей от действительно маститых экономистов убедительно доказывающих вред Налогового кодекса, опубликованных в таких рейтинговых изданиях как, например, "2000" и "ЗН", однако нам почему-то предлагают почитать размышления студентки.
Причем даже она видит главное преимущество кодекса в систематизации налогового законодательства и справедливо отмечает серьезные проблемы с наполняемостью местных бюджетов, но автор статьи нам безапеляционно заявляет "введение Налогового кодекса — больше преимущество, чем недостаток". Мда...
Анна Михайлівна
Прикро, що "Данкор" не рецензує статті.
Надрукувати думки студентки, яка зовсім не розуміє того, про що пише..
Окрім того, вона припускається неточностей:
По-перше, Кодек введений в дію не з 1.04.2011 а з 1 січня 2011 року..
По-друге, вказана неправильна кількість податків і зборів. Відтепер 18 загальнодержавних та 5 місцевих.
По-трете, податок на нерухомість вводиться в дію з 01.01.2012 року.
Що ж стосується страхових компаній, я не бачу обгрунтованих підстав чому раніше в них було пільгове оподаткування. З 01 квітня для них діє спеціальний порядок оподаткування. Див. ст 156 та 151.2 Податкового кодексу.
В цілому, Податковий кодекс "топче" середній/малий бізнес, створюючи умови для Великого бізнесу з працевлаштуванням у ньому робітників, які у минулому були підприємцями.
Я розумію, що це студентка, але дуже прошу, коли Ви щось друкуєте відносьтесь до цього більш відповідально.
Хай Вам щастить!
з повагою.
Гость
беда нашей Украины в том, что законы пишут вот такие теоретики!!!
Деточка, в жизни - все по-другому!!!
Проблема - это очень большие налоги и как следствие - взятки гос.чиновников!!!
Гость
Овца она! И делов тут!