Инициаторы объединения утверждают, что это единственный способ сохранить коммунальные аптеки. Оппоненты видят в объединении угрозу перехода новой структуры в частные руки. Вопрос планируют вынести на ближайшую сессию облсовета.
Спасением коммунальных аптек в Сумах заняты давно. Доспасались до того, что в области их осталось всего 25, три из них на грани банкротства, остальные уже обанкрочены, многие перешли из коммунальной формы собственности в частную. В некоторых районах коммунальных аптек нет вообще.
«Практически каждый новый председатель облсовета ставит своей задачей «реорганизацию» коммунальных аптек области, а проще сказать — стать «могильщиком» аптечной коммунальной сети. Такую попытку делал Вячеслав Шапошник. И только благодаря гражданской позиции депутатов облсовета этот вопрос при голосовании не был поддержан на сессии. Теперь этим вопросом активно занимается Владимир Токарь. Как правило, вопрос реорганизации глубоко не прорабатывается специалистами, не выносится на суд общественности, а мотивируется благими намерениями «улучшить работу» коммунальных аптек», — говорится в обращении Фармацевтической ассоциации Сумской области к жителям Сумщины и депутатам облсовета.
В ассоциации предлагают свой вариант улучшения деятельности коммунальных аптек: в Сумах финансово неустойчивые аптеки присоединить к более крупным, а в районах, где нет коммунальных аптек, разместить в лечебных учреждениях структурные подразделения ближайших коммунальных аптек. Для контроля при управлении здравоохранения облгосадминистрации создать фармотдел и ввести должность заместителя начальника управления по руководству фармацевтической деятельностью. А главное — обеспечить коммунальным аптекам площади в лечебных учреждениях и доступ к бюджетным средствам при закупке лекарств больницами.
Один из инициаторов объединения, заместитель председателя облсовета Виталий Моисеенко, предложения ассоциации называет полумерами, но с тем, что коммунальные аптеки надо спасать, целиком согласен.
— Реформирование коммунальных аптек и создание сети социальных аптек является главным социальным проектом облсовета до окончания этой каденции, — говорит В.Моисеенко. - В силу того сопротивления, идущего со стороны разных структур я понимаю, что мы действительно занялись нужным делом. Мы опасались, что нас не поддержит новоназначенная облгосадминистрация, но после разговора с новым председателем, мы были заверены в том, что со стороны облгосадминистрации будет всеобщая поддержка, в том числе и в отношении убеждения главных врачей. Есть вещи на которых не зарабатывают.
В.Моисеенко предлагает последовать опыту Днепропетровска: по результатам финансово- хозяйственной деятельности выбрать самую сильную коммунальную аптеку и к ней присоединить остальные. А чтобы подстраховаться от угрозы приватизации такого лакомого кусочка, принимая решение об объединении, параллельно включить все помещения этих аптек в перечень объектов, не подлежащих приватизации.
— Заведующие будут руководить теми же точками, только не в статусе юрлица. Они не будут иметь возможности закупать медикаменты, а будут, как и раньше, организовывать процесс продажи и оказания услуг, — рассказывает В.Моисеенко. — Сокращение коснется лишь экономического состава. Речь идет о сокращении 10-15 человек. Но если мы этого не сделаем, то коммунальных аптек не останется вообще.
— Чтобы ни у кого не было соблазна в угоду поставщикам закупать товар по более высокой цене после создания единого юрлица собственник, т.е. облсовет, получит возможность контролировать, почем закупаются медицинские препараты. Новый субъект станет интересен крупным оптовикам, — прогнозирует В.Моисеенко. — Не секрет, что среднеоптовые цены на лекарства процентов на 30-40 ниже. В Днепропетровске, когда организовали одно юрлицо и это коммунальное предприятие ограничили в наценке на основные медикаменты, в 10 раз увеличился оборот, стоимость на социально значимые препараты в коммунальных аптеках стала на 10-15, а то и на 20% ниже, чем в коммерческих. Коммерческие аптеки просто не смогли конкурировать с коммунальными и сами ушли из медучреждений.
Первые попытки новых реформаторов разместить киоски коммунальных аптек в лечебных учреждениях (на тех площадях, где у частных аптек заканчивался срок аренды) и потеснить частников на тендерах оказались неудачными. Почему-то все время получалось, что главврачи не вовремя уведомляли арендаторов о том, что срок аренды не продлевается, или возникали другие обстоятельства, позволяющие частникам в суде продлевать договоры. Таким образом, в лечебных учреждениях как не было коммунальных аптек, так и нет.
— Мы не прекращаем этот процесс. Там, где будет заканчиваться срок договоров аренды, будем следить, чтобы не допускались факты, дающие возможность оспорить в суде. В течение года мы планируем в каждом лечебном учреждении областного подчинения открыть представительство. Надеюсь, что это уже будет представительство единого юридического лица, — говорит В.Моисеенко.
Сегодня только коммунальные аптеки имеют лицензии на реализацию наркотиков.
Частникам это не выгодно и хлопотно.
По данным В.Моисеенко, в прошлом году в Сумской области из бюджета было выделено 14 млн.
грн. на закупку лекарств через медицинские учреждения. Доля коммунальных аптек в этом процессе не дотянула и до 10 %. Если учесть, что в этих процентах есть наркотики, психотропы, прекурсоры, то становится понятно, что остальные препараты закупались у коммерческих аптек.
С одной стороны, главврачи говорят, что без коммунальных аптек они не могут, т.к.
снабжать больницы наркотиками, психотропами и прекурсорами больше некому, а с другой — предпочитают иметь дело с частниками. А простым людям, по большому счету, все равно, в каких аптеках покупать лекарства, главное, чтобы цены были как можно ниже, ассортимент шире и персонал профессиональней.
Виктория Косогова, президент Фармацевтической ассоциации Сумской области:
— Сама идея объединения коммунальных аптек в одно юрлицо сразу делает это предприятие убыточным, т.к. туда вольются аптеки, которые уже на грани банкротства и с огромными убытками. Товарооборот от объединения аптек не увеличится без создания новых структурных подразделений в лечебных учреждениях области и увеличения объема реализации льготных и бесплатных рецептов через коммунальные аптеки. Сегодня все это на 90 процентов бюджетного финансирования осуществляется через частные аптечные структуры.
Даже сам процесс реорганизации выбьет коммунальную аптечную сеть из производственного процесса минимум на 5-6 месяцев. К примеру, осуществляя реорганизацию, аптеку №1 следует присоединить к аптеке № 178. Решение сессии было принято в марте этого года, за окном уже июль, и что у нас с реорганизацией? Аптека №1 закрыта. До сих пор нет передаточного баланса, нет лицензии на право реализации лекарственных средств. Финансовое положение аптеки №178 значительно ухудшилось.
Об окончании реорганизации пока нет и речи. А ведь обе аптеки находятся в Сумах. А что ждет объединение аптек в области? На протяжении нескольких месяцев область останется без наркотиков и прекурсоров. Будет приостановлена деятельность коммунальных аптек.
Кто возьмет на себя ответственность за прекращение поставок лекарств в отдаленные села, где нет аптек, а только фельдшерско-акушерские пункты?