Это подтверждает и статистика – платежи упали чуть ли не наполовину. Причина очередей – появление у населения избирательного отношения к банкам.
Из-за недоверия к финансовым учреждениям люди по своему усмотрению выбирают кассы, где платежи, как им кажется, не должны потеряться или пропасть.
Из-за возникших проблем с прохождением платежей за жилищно-коммунальные услуги, мэр Геннадий Минаев собрал 23 марта специальное совещание с коммунальщиками и банкирами.
- У «Сумыгаза» есть только две кассы по приему платежей. Там постоянно очереди. Мы готовы открыть по городу еще свои кассы. Например, в тех банковских отделениях, которые приостановили работу, — сказала заместитель председателя правления ОАО «Сумыгаз» Анна Бурлака.
Ее поддержал гендиректор ООО «Сумытеплоэнерго» Леонид Пляцук, заявивший, что его предприятие тоже может участвовать в открытии новых пунктов приема платежей.
Правда, представители банков говорили, что не стоит сеять панику, которая только ухудшает ситуацию.
Проблемы с оплатой могут привести к социальному взрыву, заявила на совещании у мэра заместитель председателя правления ОАО «Сумыгаз» Анна Бурлака.
Мало того что в нынешних условиях части сумчан нечем платить за жилищно- коммунальные услуги, так еще и сделать это непросто.
Как результат, сборы платежей в Сумах существенно упали. По данным предприятия «Лекон», за 20 дней марта сумчане уплатили лишь около половины начисленного за жилищно-коммунальные услуги.
Избирательное отношение к банкам возникло у горожан не на пустом месте. В последнее время в ряде коммерчиских банков зависли деньги сумчан за жилищно-коммунальные услуги.
Проблема в том, что у потребителей «Сумыоблэнерго» оплата засчитывается при поступлении денег на счет предприятия. Поэтому потребители, деньги которых задержали банки, получили квитанции за два месяца сразу. Впрочем, как сообщил начальник Сумского межрайонного отделения «Энергосбыта» Александр Недосып, уже на прошлой неделе всем абонентам, чьи платежи застряли в банках, разнесли обычные квитанции, за один месяц. Судьбу же застрявших денег будут решать отдельно.
По словам Леонида Пляцука, потребители «Сумытеплоэнерго», согласно договору, считаются заплатившими сразу после перечисления денег в банк. То есть неважно, дошли деньги до предприятия или нет — если есть чек об оплате, проблем у потребителя не будет, а деньги из банка будет выбивать «Сумытеплоэнерго».
В банке «Владимирский», в котором, по данным мэрии, зависло больше всего средств горожан, уплаченных за жилищно-коммунальные услуги, заявляют, что не отказываются от уплаты по обязательствам. По словам Светланы Третьяк, заместителя председателя правления «Владимирского», выступавшей на совещании у мэра 23 марта, уже на этой неделе должен решиться вопрос о предоставлении рефинансирования из Нацбанка, после чего платежи снова пойдут. Представители банка «Столичный» пообещали, что до конца марта все уплаченные жителями деньги попадут к поставщикам услуг. Сложнее ситуация с теми банками, где введена временная администрация и действует мораторий на выплаты. Впрочем, и там изыскивают возможности для перевода средств, уплаченных жителями.
«Данкор» узнал на улицах, как часто сумчане сталкиваются с очередями, когда оплачивают коммунальные услуги, и как часто они уходят, не дождавшись своей очереди и не заплатив?
Владимир Иванович, начальник цеха:
— Платим в кассе «Ощадбанка», потому что в нем комиссию не берут. А очереди там постоянные. На днях моя супруга выстояла в очереди, чтобы заплатить за коммунальные услуги, с 8 до 12:30! Не ушла, заплатила! А было и такое, что простоишь несколько часов, замерзнешь — и домой. Приходится на следующий и на следующий день идти.
Елена Яковлевна, врач:
— У меня банк рядом с домом. Я только что оттуда, заплатила. Без всяких очередей. В нем всегда людей мало. А никто не идет, потому что комиссию берут — 2 грн. Ну, я пока работаю, могу себе позволить за квитанцию такие деньги заплатить и не искать банк без комиссии по всему городу.
Вера Григорьевна, лаборант:
— Платим в «Ощадбанке» или на почте, где комиссию не берут. В очереди с нового года постоянно стоим. А очереди огромные! Но такого, чтобы уходили, не было. Стою до последнего, а чаще дочка моя. Она студентка, так что у нее больше свободного времени днем, чем у меня.
Алексей, слесарь:
— На почте платим. Если очередь большая, сразу ухожу, не жду. А толку? Только время потеряешь и замерзнешь. Сейчас же не лето! А вообще, у меня жена чаще платит, может, она в очереди и стоит. А я человек практичный и не люблю время зря тратить.
Камила, студентка:
— Платим в любом банке, где нет очередей. Поначалу думали сэкономить на комиссии, а потом я в очереди все утро простояла на морозе, замерзла и две недели на больничном пролежала. Это того не стоило.