Решение о создании областного фармацевтического управления было вынесено на сессию облсовета 12 октября. В ходе обсуждения данного вопроса разгорелась жаркая дискуссия, в ходе которой под сомнение была поставлена целесообразность подобного управления. Также много замечаний было сделано к Положению о фармацевтическом управлении. В результате депутаты облсовета проголосовали за создание управления, но положение о нем не утвердили, решив вернуться к этому вопросу на следующей сессии.
Любопытно, что фармацевтическое управление создано уже давно, но раньше функционировало при облгосадминистрации. Теперь же решено перевести его в облсовет и на финансирование областного, а не государственного бюджета.
Необычная для сессий облсовета живость при обсуждений данного вопроса объясняется тем, что рынок лекарственных средств один из самых высокоприбыльных. Только в прошлом году аптеки области реализовали лекарств на сумму более 90 миллионов гривен. На 1 июля этого года в области было 272 аптеки, и количество их постоянно растет.
Фармацевтическое управление, согласно предложенному, но пока не принятому Положению, получает большие полномочия не только управлять почти полутора сотнями коммунальных аптек области, но и контролировать частные аптеки. В частности, управлению поручалось «согласование предложений о размещении на территории области новых аптечных учреждений и других объектов, связанных с производством и реализацией лекарственных средств».
Таким образом, управление получило бы возможность контролировать открытие новых аптек.
Не секрет, что чиновничья деятельность, связанная с выдачей разрешений, часто становится благодатной почвой для коррупции.
Главные дискуссии по аптечному вопросу разгорелись по трем пунктам.
Законность существования управления. По информации депутата облсовета Натальи Расторгуевой, фармацевтическое управление является незаконной структурой, о чем свидетельствует соответствующая позиция Госкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. В письме от 29 июля этого года говорится, что Госкомпредпринимательства еще в 2000 году принял решение «о необходимости отмены распоряжения председателя Сумской облгосадминистрации «О создании областного фармацевтического управления».
Позже сумские власти внесли изменения в это распоряжение, однако, по мнению Госкомпредпринимательства, нарушения так и не были устранены. В связи с этим, а также с жалобами со стороны предпринимателей на неправомерность существования фармацевтического управления, Комитет вновь потребовал от облгосадминистрации отменить распоряжение о создании фармацевтического управления. Но вместо этого оно лишь было переведено из облгосадминистрации в облсовет.
Впрочем, по мнению начальника фармацевтического управления Анатолия Бондаря, принятое решение облсовета устранило нарушения, на которые указывал Госкомпредпринимательства.
Целесообразность существования управления. По мнению Аллы Олексич, помощника президента Фармацевтической ассоциации Сумской области, создание отдельного фармацевтического управления не оправдано, так как эта структура будет дублировать деятельность областного управления здравоохранения, СЭС и других ведомств. По словам А.Олексич, создание фармацевтического управления может привести к возникновению дополнительных препятствий для работы аптек из-за увеличения проверок. По мнению Н.Расторгуевой, цель создания управления — попытка областных властей взять под контроль аптечный рынок, путем создания режима благоприятствования для смежных структур и нажима на конкурентов.
А.Бондарь в интервью «Данкору» заявил, что не ему решать, надо или не надо создавать управление. Это прерогатива областных властей, которые пригласили его на работу. В то же время, по мнению А.Бондаря, контроль за деятельностью аптек необходимо усилить, так как проверки обнаруживают нарушения.
Руководитель управления. На сессии облсовета Н.Расторгуева обнародовала ответ прокуратуры Конотопа от 8 июля этого года, в котором указано, что гражданин А.Бондарь с 17.10.03 г. объявлен в розыск, так как место нахождения его не известно, в результате чего приостановлено ведение уголовного дела по обвинению А.Бондаря по статье 364, ч.2 Уголовного кодекса (злоупотребление властью или служебным положением).
В то же время председатель облсовета Марк Берфман заявил, что на сегодняшний момент правоохранительные органы к А.Бондарю никаких претензий не имеют. То же самое сообщил и сам А.Бондарь, добавив, что против него уголовное дело не возбуждалось.