Эко-лавка: уже бизнес или еще хобби?

В Сумах появляется мода на продукты с приставкой "эко-" и, как следствие, - минибум их производителей.

"Домашние производители" Инна Пилипенко и Олег Криловецкий

Как выжить в эпоху "вечного экономического кризиса"? Малый и средний бизнес, несмотря на проблемы с законодательством и экономической ситуацией, ищет свои решения. Одним из таких решений может стать производство и продажа домашней продукции, того, что сделано своими руками и проверено на себе...     

В связи с появлением эко-лавок в Сумах, мы решили поговорить с сумскими производителями товаров домашнего производства «Жива» Инной Пилипенко и Олегом Криловецким, которые на днях открыли свой магазин.

Эко-тренд

- В этом году в Сумах открылось, если я не ошибаюсь, 4 эко-лавки, включая вашу, хотя до этого не было ни одной. С чем это связано, как вам кажется?

Инна:

- Я думаю, это связано с тем, что сейчас популяризируется тема эко-питания, здорового образа жизни. По моему мнению, это, скорее всего, связано с желанием некоторых предпринимателей заработать на новом и интересном для людей тренде. Лично мы стараемся не просто продавать здоровые продукты, а еще потихоньку образовываем людей на тему «Что есть наше тело и что для него полезно».

Олег:

- Эти магазины не новые. Они новые для Сум. Просто в этом году докатилась волна. Точно так же открываются в Сумах и другие заведения: салоны, парикмахерские, магазины плитки. Точно по такому принципу появляются и эко-магазины: появилась новая штука, на которой можно заработать. Все предприниматели работают по-разному. Это заметно человеку, который находится внутри этой среды. Для человека со стороны слово «эко» везде одинаково. Если этот ярлык появился на товаре – значит, считает человек, товар стал чуть-чуть лучше. И значит, этот товар можно дороже продать, а соответственно и больше заработать. В менталитете людей эко – это нечто более здоровое и более полезное. И мало кто знает, чем отличается эко от органики. Эко – это стандарт производства. Не стандарт продукта, а как этот продукт сделан. Органика – это из чего продукт сделан. Эко производство – это производство, при котором не выбрасываются отходы в атмосферу и не сливаются в речку. В общем, не вредит природе. Приезжает комиссия, проверяет условия производства и выдает сертификат. Но из чего производится продукт, эта комиссия не проверяет. И как раз сертификацию «органик» очень тяжело получить. Если продукт имеет статус «органик», на этикетке можно найти эмблему - зеленый листочек. Часто у нас можно встретить такие продукты? У нас практически нет таких продуктов.    

О сбыте

- В чем отличие продажи от производства?

Олег:

- Если ты магазин, то какая разница: будешь обои продавать или эко-товары? Что лучше идет, то и будешь продавать. А если у тебя производство, то это целый цикл - от выращивания до продажи.

Инна:

- Ты не можешь, как магазин, взять купить одно, если не пошло, купил что-то другое и перепродаешь. Если у тебя производство, то ты вынужден инвестировать много денег в оборудование. И ты уже не можешь поступить как магазин и менять вид деятельности если что-то не пошло. Также вкладываешь в это дело много энергии, накапливая знания и открывая для себя разные технологии.

- Как вы себя позиционируете?

Инна:

- Мы не делаем акцент на том, что наши продукты – «эко» или «органик». Мы просто стараемся показать, что есть домашние продукты. Вы сами можете выращивать и готовить эти продукты, а можете купить у нас. Дело в том, что промышленное производство технологически значительно отличается от домашнего. Небольшие домашние производства хороши тем, что они, в отличие от заводов, сохранили рецепт здорового продукта. Они не используют технологии, которые упрощают, удешевляют и делают продукт бесполезным. Как, например, заводское подсолнечное масло, которое рафинируют, дезодорируют, вынимают из него все полезные вещества. Это просто смазка для сковороды! Это уже не продукт, от которого можно получить пользу. А вот домашнее производство совсем по-другому. У меня даже нет таких технических возможностей сделать с моим продуктом что-то неполезное. Покупая у нас масло, люди часто спрашивают: «А вы что-то домешиваете?» На это я отвечаю, что даже не знаю, как это делается. У меня и мысли такой не возникало, что я могу в масло что-то домешать.

- Что вы производите?

Олег:

- Линейка масел: льняное, тыквенное, конопляное, горчичное и прочие; сыродавленые холодного отжима. Натуральная косметика: мыло, бальзамы, кремы, инфузы. И кондитерская линейка - сладости домашнего производства.

- Как давно вы занимаетесь этим и чем занимались до?

Инна:

- Производством мы начали заниматься примерно год назад. Изначально мы просто купили для себя пресс. Так как мы очень любили это льняное масло, а в магазинах покупать получалось дорого, то купили себе пресс, чтобы обеспечить семью маслом. 

Олег:

- У нас у каждого была своя работа. Постепенно начали распространять масло среди друзей и родственников. Потом стали поступать заказы от знакомых, знакомых знакомых и т.д. И дальше бизнес набирает обороты таким образом. Мы ни копейки не вкладывали в рекламу. Что такое маркетинг, мы читали, нам рассказывали, что он нужен. Но мы им никогда не занимались.

Инна:

- Большим толчком для бизнеса стало открытие точки на Центральном рынке. Мы понимали, что интернет-магазин в рамках только сумского рынка не выживет. Поэтому решили найти точку для продажи товара, где-то себя показать. Мы просто стали на рынке, еще не зная, пойдет ли торговля. «Льняное масло!», - у всех шок был. Продажам помогло то, то льняное масло было уже на слуху у многих людей. И что касается магазина, то мы хотим, чтобы магазин стал еще и площадкой для продажи продукции hand-made сумчан.

- А на рынке вы как давно вы торгуете?

Олег:

- Уже примерно 6-7 месяцев.

Инна:

- Рынок мы все равно не бросаем.  

- Какие риски есть в производстве эко? Как вы справляетесь с трудностями?

Олег:

- Сколько людей занимается этим в городе Сумы? Их можно на пальцах одной руки пересчитать. Ты к ним приходишь и спрашиваешь: «А как вы делаете?» Что он скажет в ответ? «Дорогой друг, вот берешь и делаешь». Он не заинтересован посвящать тебя в разные нюансы производства. И так в любых сферах деятельности. В общем, о производстве в Интернете много статей. Но ниодин специалист не будет раскрывать свои секреты и знакомить с нюансами, которые и составляют главную ценность. В Интернете – только база, с которой можно начать. А все остальное только через опыт, потраченные деньги, неудавшиеся образцы и т.д. Например, простейшее устройство для фильтрования и отстаивания масла. У меня уже 6-я версия за полгода! Часто расстраиваешься по этому поводу. Но вдохновляет поддержка покупателей, которым нужен твой продукт, которые мотивируют тебя.

Инна:

- Очень вдохновляют люди. И люди, которые начинают заниматься производством: им, как правило, не хватает именно вдохновения и поддержки других людей, и покупателей в частности. Поэтому я советую: если люди что-то делают в таком ключе, выходить на улицу со столиком, посещать выставки, ярмарки.  

О покупателях

- Кто ваши главные покупатели?

Инна:

- У нас разновозрастные покупатели. Начиная с молодых людей (наших друзей, нашей компании); и заканчивая совсем старенькими людьми. Наши покупатели – это люди совершенно разного социального статуса. От студентов до предпринимателей и политиков.

Олег:

- Есть люди, которых начало волновать, что они едят. Это совершенно разные люди. Таких людей все больше и больше. Когда ко мне приходят на рынок и начинают рассказывать: «У меня то болит» или «У меня такая проблема». Я сразу говорю, что я не врач. «Я лечить не умею. Узнайте у врача. Если Вам это нужно – я Вам сделаю свежее масло. И Вам его продам». Я не лечу людей. Но, как оказалось, приятно быть полезным людям вот таким образом.

Инна:

- Люди постепенно отходят от супермаркетов. Многие оставили огороды. Раньше был бум огородов, потом у всех случилась огородная травма в детстве. Теперь молодое поколение практически не занимается выращиванием, а покупает все в супермаркетах. Но они постепенно начинают замечать, что продукты в супермаркетах по вкусовым качествам отличаются от домашних.

- Какие мифы приходится развеивать у покупателей?

Инна:

- Самый главный миф - это то, что льняное масло не горькое. Многие покупают его в супермаркетах, а там оно стоит довольно долго и прогоркает. И так как покупатели привыкли к магазинам такого формата и никогда не пробовали свежее масло, то думают, что это его естественный вкус. Многие даже отказываются его употреблять, считая, что льняное масло очень горькое и невкусное. Мы показываем людям, что льняное масло, как и любое другое сыродавленое, не должно быть горьким. Это показатель его свежести.

О бизнесе

- Кто ваши конкуренты? Что скажете о других эко-лавках?

Инна:

- У каждой эко-лавки какая-то своя фишка, свой ассортимент.

- Насколько прибыльный бизнес - производство и торговля эко-продукцией? Какими вы видите перспективы в этом бизнесе в Сумах?

Олег:

- За последние месяцы прибыли мы не увидели. То есть вместе с доходами растут и расходы. Нет такой цели, чтобы только деньги зарабатывать. Но хочется покрыть долги. Ты всем должен! Каждый месяц у нас растет долг.

Инна:

- Если заниматься этим бизнесом только из-за денег, не имеет смысла. Поначалу – только сплошные долги. Но при всем при этом мы имеем свою деятельность, которая приносит нам радость и удовольствие.

Эко, семья, бизнес 

- Что побудило вас заняться темой «эко»?

Инна:

- Еще с детства я ела то, что готовили родители: суп, борщи, жареное и т.д. Потом ели «Мивину» в школе. И я не удивляюсь, что к 20 годам повылазила куча болячек. Поэтому у меня, как и многих ребят, которые пришли в эту тему, все начиналось с болезней. Но на тот момент, когда меня эта тема заинтересовала, в Сумах это еще не было на слуху. Впервые я серьезно познакомилась с этой темой на фестивале в Тавали. Мотивация заниматься своим здоровьем и здоровым питанием из мотивации личностного или духовного роста присутствует у немногих людей.

- Как эта деятельность изменила вашу жизнь?

Инна:

- Это очень вдохновляет. Чисто по-женски я поняла, насколько важно поддерживать своего мужчину. Очень важно, что это семейная деятельность. Свою энергию я вкладываю, чтобы вдохновить Олега. А он все делает, чтобы вдохновить меня. Это нас очень сплачивает. У нас постоянно разговоры на общие темы, много появилось общих интересов. Я желаю всем молодым парам вкладывать силы в какую-то общую деятельность. Это очень сильный огонь, который сохраняет семью. Атмосфера в семье очень сильно изменилась. 

По тематике

Первый бизнес–семинар «Как сделать рекламу в Сумах эффективной»
09.03.2011 18:10

Первый бизнес–семинар «Как сделать рекламу в Сумах эффективной»

Рынок современной рекламы движется и развивается в неустанном ритме. Но стремление заработать часто перевешивает здравый смысл, и в погоне за...

Тонуть надо тихо, а то спасатели услышат
24.02.2011 07:11

Тонуть надо тихо, а то спасатели услышат

Вслед за ночным клубом «Бильбоу», прикрытым в декабре прошлого года, на прошлой неделе закрыли «Эльдорадо» и на время опечатывали «Волю»... 2

Спасение бизнеса через банкротство
16.02.2011 17:34

Спасение бизнеса через банкротство

Для большинства людей слова «банкрот» или «банкротство» ассоциируются с неким негативным явлением, вследствие которого бизнесу (как юридического лица, так и... 6

Из власти в бизнес
26.01.2011 17:11

Из власти в бизнес

Бывший первый заместитель мэра Сум Николай Трофименко сделал в общем-то нетипичный для Украины шаг, уйдя из власти в бизнес... 3

Совместили приятное с полезным
29.12.2010 17:53

Совместили приятное с полезным

Накануне Нового года заседание совета директоров промышленных предприятий при облгосадминистрации с участием губернатора прошло на базе ООО «Горобина» 22 декабря...

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Гладіатор ІІ (Рідлі Скотт, 2024)
Гладіатор ІІ (Рідлі Скотт, 2024)
Кино Кінопалац "Дружба"
18.00
Буча (Станіслав Тіунов, 2024)
Буча (Станіслав Тіунов, 2024)
Кино Планета Кіно
12.45
200% Вовк (Алекс Стадерманн, 2024)
200% Вовк (Алекс Стадерманн, 2024)
Кино Планета Кіно
10.30
Дикий робот (Кріс Сандерс, 2024)
Дикий робот (Кріс Сандерс, 2024)
Кино Планета Кіно
11.20
Украдене щастя (мала сцена)
Украдене щастя (мала сцена)
Театр Сумський національний академічний театр драми та музичної комедії ім.М.Щепкіна
22.11.2024 - 18.00; 23.11.2024 - 17.00
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.