Первоклассники, севшие за парты в этом году, учатся по новым программам и новым учебникам. С первого класса они изучают иностранный язык, во втором — азы компьютерной грамотности, с третьего познакомятся с обществоведением…
2666 первоклассников сумских школ начали учебу по новому стандарту
Большинство родителей, конечно же, волнует введение английского языка с первого класса: смогут ли дети, не трудно ли им будет? Я думаю, что 5,6,7 лет — это такой возраст, когда ребенок способен усвоить этот материал. Курс устный. Дети разучивают стихотворения, скороговорки, песенки, изучают алфавит, печатные буквы, простые слова, коротенькие диалоги. Учатся представлять себя, задавать вопросы.
В большинстве дошкольных учебных заведений родители хотят, чтобы ребенок в детском саду изучал английский язык как факультатив. Получалось, что в детском саду у ребенка английский был, а в школе его начинали преподавать только со второго класса. Чтобы за год ребенок не утратил полученные знания, родители, как правило, нанимали репетиторов. Сейчас, с введением английского языка с первого класса, обеспечена преемственность между дошкольным учебным заведением и школой.
В Сумах предмет «Английский язык» 100-процентно преподают только специалисты, имеющие соответствующее образование — учителя английского языка.
На изучение иностранного языка отводится час в неделю. Конечно, у нас есть специализированные классы с усиленным изучением английского в школе №30, где на этот предмет отведено 2-3 часа в неделю. Там и раньше английский язык изучался с первого класса.
Обратите внимание: речь идет об изучении иностранного языка (не обязательно английского). Учебное заведение само выбирает, какой иностранный язык изучать. Например, школа №24 в одном из двух первых классов ввела немецкий язык. Тогда в пятом классе в качестве второго иностранного у них добавится английский.
Есть у нас школы, где типовым учебным планом предусмотрено изучение русского языка с первого класса. Дети в обязательном порядке изучают русский, украинский и английский. Все зависит от того, какой типовой план выбирает учебное заведение. Решает учебное заведение, решают родители.
В других школах по желанию родителей русский язык может изучаться факультативно, как вариативная составляющая.
Есть у нас школы, в которых обучение ведется на русском языке (общеобразовательная школа № 18, специализированная школа №30, частные Свято-Николаевская и гимназия «Просперитас»). Там изучают и русский, и украинский, и английский языки.
В обсуждении проекта нового Госстандарта принимали участие учителя начальных классов всей страны. Творческая группа учителей сумских школ в качестве рекомендации предлагала увеличить количество часов на курс «Природоведение», и их предложение нашло отражение в новом стандарте. На изучение «Природоведения» в 1-4 классах отведено два часа в неделю. До этого был один час, а этого очень мало для того, чтобы ребенок получил необходимые знания по данному предмету.
Введена новая образовательная отрасль — «Обществоведение» (через преподавание в 3-4 классах курса «Я в мире»). Раньше его не было. Тематика курса направлена на обучение ребенка жизни в современном обществе, культуре поведения, воспитание патриотизма, семейных ценностей.
— Новым стандартом предусмотрено введение в образовательный процесс начальной школы изучения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Большинство детей, приходя в первый класс, уже владеет компьютером. Чтобы эти навыки систематизировать, со второго класса введен курс «Ступени к информатике», который предусматривает получение подготовительных знаний для изучения курса информатики в средней и старшей школе.
На уроках ребенка научат азам владения компьютером: включать/выключать, находить программу, выходить в интернет, находить там необходимую информацию, создавать документ…
Этот предмет имеют право преподавать как учителя информатики средней и старшей школы, которые прошли подготовительные курсы и овладели методикой преподавания и знают особенности работы с детьми младшего школьного возраста, так и учителя начальных классов, которые тоже прошли подготовительные курсы и овладели основами ИКТ. На протяжении года будет идти подготовка таких учителей. Уже сделан заказ на курсы повышения квалификации.
По-моему, лучше подготовить учителей начальных классов к преподаванию основ информатики, чем учителей информатики обучить особенностям работы с детьми младшего школьного возраста.
— Еще одна позитивная перемена: в новом стандарте обращается особое внимание сохранению здоровья ребенка. Предусматривается и утренняя гимнастика в начале занятий, и физкультминутки, и динамические паузы по 30-40 минут между уроками, и подвижные игры.
Образовательная отрасль «Здоровье и физическая культура» реализуется через курс «Физкультура» и «Основы здоровья». Прежде чем делать какое-либо упражнение, дети должны знать, как правильно его выполнять, чтобы не навредить здоровью.
Предмет «Физкультура» претерпел большие изменения. В отличие от предыдущих программ, учебный материал распределен по «школам», объединяющим упражнения по способу двигательной деятельности, а не по видам спорта. Если раньше была, к примеру, легкая атлетика, включающая бег, прыжки и т.д., то сейчас — «Школа мяча», «Школа прыжков» и пр.
Оценки по физкультуре не ставятся, но в конце каждой «школы» учитель дает ориентировочные нормативы, которыми дети должны овладеть. В соответствии с этими критериями обозначается уровень физической подготовки каждого ученика (высокий, достаточный, средний, низкий) и доводится до сведения родителей. Это делается для того, чтобы родители знали, каково состояние физподготовки ребенка.
В этом году оценок по физкультуре нет только у первого класса. Остальные ученики оцениваются, как и в предыдущие годы. Министр Д.Табачник, говорил: возможно, на следующий год будут отменены оценки по физкультуре всем ученикам младших классов, но соответствующего документа на сегодняшний день еще нет.
— В первом классе оценка успеваемости по всем предметам вербальная (словесная) — «молодец», «хорошо», «старайся» и т.д. Так было раньше, так и сейчас. Знания учеников второго класса по решению педагогического совета школы могут оценивать, а могут не оценивать. Вообще, в соответствующем документе Минобразования отмечается: ученики первого и второго класса не оцениваются (т.е. оценивание вербальное), но по решению педагогического совета ученики второго класса могут быть оценены (либо с начала учебного года, либо со второго полугодия).
Родители требуют оценок. Им хочется, чтобы учитель оценивал уровень знаний ребенка баллами.
Родители интересуются переменами, ведь первый класс — это всегда совместная работа родителей и детей. У нас второй год подряд проходит всеукраинская акция «Дай руку первокласснику», инициированная Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины. В каждом классе с 1 сентября есть парта для родителей. Она ждет всех желающих. В определенный день, обозначенный учебным заведением, любой родитель может прийти в школу и присутствовать на любом уроке, смотреть, как его ребенок отвечает, как себя ведет. Возможно, полезным будет послушать, как учитель объясняет материал.
Несмотря на введение новых предметов, нагрузка не изменилась. Она соответствует санитарно-гигиеническим нормам для учеников начальных классов. А по своему содержанию программа стала более разгруженной.
Мы не добавили и не потеряли часы — они просто претерпели изменения. К примеру: если добавили урок английского языка, то час украинского забрали. Чтобы было украинского не семь часов в неделю, а, как раньше, восемь (четыре урока письма и четыре чтения), родители при желании могут дополнить этот час из вариативной составляющей.
Образовательная отрасль «Технология» раньше реализовывалась через предмет «Трудовое обучение», сейчас она дополнена еще предметом, изучающим основы коммуникативной грамотности. Образовательная отрасль «Искусство» раньше реализовывалось через два предмета — «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В этом году введен новый интегрированный курс «Искусство». Учебное заведение может выбирать между интегрированным курсом (в котором предусматривается изучение и изобразительного, и музыкального искусства) и изучением двух отдельных курсов. В Сумах есть учебные заведения, которые предпочли перейти на новый интегрированный курс «Искусство», а есть и такие, где преподают «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство» отдельно.
Кого хочешь, выбирай
Министерство дало гриф «Рекомендовано» 39 учебникам для первого класса и 72 — для второго. Учителя могут использовать все в своей работе. Это говорит о том, что без учебников дети не останутся.
Сейчас ученики на 100% обеспечены учебниками по каждому предмету. Правда, в этом году учебники были распределены не на выбор учителя, а кому какой достался. Но все они утверждены министерством и рекомендованы к использованию, как отвечающие программе.
Ученики 2-11-х классов продолжают работать по старой программе. Введение в действие нового госстандарта будет идти постепенно: в 2012-13 году — первые классы, 13-14 — вторые и т.д. Переходный процесс должен закончиться в 2016 году.
Людмила Москаленко, методист начального образования информационно-методического центра управления образования и науки Сумского горсовета:
— Адаптационный период ребенка к учебе в школе может длиться до полугода. Учитель каждому ученику должен доказать: школа — это не страшно, школа — это интересно. В подаче материала в первом классе преимущество должно отдаваться игровой деятельности.
сумчатый
мало мовнюкам, что они украинский язык засрали мовном, так они уже и в руский пихают ВЫШКОЛЯТ
telepin
Вышколить - вполне и русское слово...
Гость
Вышколить - вполне и русское слово...ну типа обучение с розгами
Розги - вполне и русское слово...гибкие веточки замоченные в воде, для лучшего звука по голой попе) не путать с вениками в грызунской тюрьме