Светлана Юрьевна Резникова, учитель этики и истории школы №21
В этом и заключается основное противоречие и главная сложность. Ведь, согласитесь, в современном обществе зачастую успешность и порядочность являются вещами взаимоисключающими.
Победитель областного этапа всеукраинского конкурса «Учитель года-2012», учитель этики школы №21 Светлана Резникова cчитает, что преподавание в школе не сводится к простой сумме знаний.
— Расскажите, что преподают на уроках этики? Ведь у родителей нынешних школьников такого предмета не было.
— Предмет «этика» введен в программу общеобразовательной школы в 2005 году и преподается в 5 и 6 классах. Дети учатся сосуществовать в обществе, опираясь на общечеловеческие ценности, учатся вести себя, культурно общаться, различать добро и зло, быть милосердными, толерантными.
Урок этики проводится раз в неделю, и родители, как правило, не считают его важным, но я утверждаю: это самый важный предмет. Алгоритмы по математике и формулы по химии могут в жизни и не пригодиться. А «этика» — предмет, который учит жить.
— Какие разделы этики у ребят вызывают наибольший интерес и дискуссии?
— Дискуссии возникают по-стоянно. Например, казалось бы, элементарная тема добра и зла, но на самом деле она очень дискуссионная — ведь бывают ситуации, когда очень трудно различить, где добро, а где зло.
В наше время интернета дети порой не могут сформулировать элементарное предложение. Прежде всего им надо научиться, не боясь, высказывать свое мнение. Я пытаюсь создать на уроке такую атмосферу, чтобы каждый ребенок чувствовал себя успешным. Чтобы каждый мог сказать, что думает. Если это мнение расходится с общепринятыми правилами, объяснять надо мягко и толерантно. Такой категоричности, как «ты не прав», не должно быть.
— Как Вы стали учителем этики? Есть ли такая специальность в Сумском педуниверситете?
— Когда был введен курс этики, в Сумском областном институте последипломного педагогического образования проводились специальные курсы, по окончании которых я получила диплом, дающий мне возможность преподавать этот предмет. Сейчас в нашем педагогическом университете уже есть такая специализация. Когда я заканчивала вуз, ее не было.
— Какие темы для Вас самые трудные?
— Наверное, связанные с религией. Не с духовностью, а именно с религией. Сейчас появляется огромное количество различных конфессий и дети вовлечены в этот процесс. Надо быть предельно толерантной.
— Идет постоянная дискуссия о религиозном аспекте в школьном курсе этики. Как Вы считаете, нужен ли детям курс «христианской этики»?
— Дискуссии есть и будут. В Сумах есть школы, где наряду с «этикой» введен курс «христианская этика». Это совсем другой предмет, где все темы подаются с точки зрения Библии и Церкви. Я считаю, что «христианскую этику» должны преподавать не обычные учителя, а люди верующие, с педагогическим образованием. И только по желанию родителей. Навязывать ни в коем случае нельзя.
— Знаете ли Вы рецепт воспитания порядочного человека? Что бы Вы посоветовали родителям?
Светлана Резникова, победитель областного этапа конкурса «Учитель года-2012»: «Каждому ребенку хочется чувствовать себя успешным, а не идти в школу, как на Голгофу»...
— Каким, по-Вашему, должен быть успешный человек?
— Думаю, что это не тот, кто ставит перед собой цель и идет к ней, несмотря ни на что. Это не для меня. Он должен быть профессионалом — и в работе, и в жизни. По-моему, успех — это результат профессионализма, поэтому надо не просто протирать штаны, а развиваться в разных направлениях.
— Бывает так, что ребенок хорошо выучил учебник, а по-ступает не так, как написано?
— У большинства детей (около 70%) оценки по этике довольно высокие. Но это еще не значит, что, выучив учебник наизусть, ребенок будет вести себя правильно. Часто на перемене я наблюдаю совсем противоположное поведение. Моя задача — убедить в том, что знания надо применять на практике.
— Как учителю сохранить авторитет? Ведь учитель теряет «админресурс», то есть принцип «раз я учитель, значит, я прав» уже не работает?
— Действительно, авторитет учителя не на таком высоком уровне, как хотелось бы. Дети больше говорят о своих правах, чем об обязанностях.
— Кто в этом виноват?
— Виновато общество. Власть проводит такую политику… Все начинается с наших зарплат… Это тема вечная, и я думаю, бессмысленно об этом говорить… Когда-то мы надеялись, что будет лучше, но увы… На самом деле учитель — это такая профессия, которая забирает все время и возможности. Хотелось бы, чтобы больше было уважения и со стороны родителей, и со стороны власти. Тогда это отразится и на детях.
— Что дает конкурс «Учитель года»?
— Положительных моментов много. Во-первых, получаешь возможность пообщаться с лучшими учителями, поделиться опытом, посмотреть, что могут другие. Поражаешься, какие талантливые у нас работают люди! Я почувствовала себя уверенней, поднялся авторитет в глазах коллег, учеников и в семье тоже. Приятно, когда тебя поздравляют, тобой гордятся. У нас очень хороший коллектив, не в каждой школе такой бывает.
Светлана Юрьевна Резникова, учитель этики и истории школы №21. Родилась в Сумах в 1979 году. Окончила школу №15, исторический факультет СГПУ им.Макаренко. Стаж работы — 8,5 года.
В новом учебном году наряду с другими новшествами сумские школы ждет аудит Государственной службы качества образования...
Сумским школьникам, а также их родителям пора готовиться к новому учебному году....
Школе №12 по нормативам Новой украинской школы для учеников младших классов нужен первый этаж, который сейчас занимает гимназия №1...
Как сумская система образования подготовилась к новой украинской школе... 1
В Сумской области начался подготовительный этап внешнего независимого оценивания (ВНО)...