«Луг с деревьями». Этот пейзаж поляка Евгена Вжеща (1853-1917) украшал интерьер кабинета бывшего президента Украины Виктора Ющенко.
Для сумчан в этом контексте может стать неожиданным тот факт, что в Сумском художественном музее есть масштабная коллекция работ польских художников.
Об этом рассказала главный хранитель музея Надежда Юрченко на вечере польской культуры, проходившем в Сумской областной универсальной научной библиотеке 9 февраля.
Художественный музей располагает 73 работами польских художников, из которых 43 — произведения живописи, 30 — графики. Несмотря на то что большинство картин в хорошем состоянии, к сожалению, из-за недостатка выставочных площадей они пребывают в хранилище и сумчане мало что знают о них. Да и работникам музея пришлось много поработать, чтобы идентифицировать и описать работы. «Нам помогли коллеги из Варшавы и Кракова. Многое дала встреча с польской диаспорой в Харькове», — говорит Н.Юрченко и сетует, что все-таки несколько работ так и остались неидентифицированными.
Выставить польскую коллекцию музей планирует в мае этого года. В связи с этим работники музея обратились к консулу Польши в Харькове с просьбой помочь «одеть» картины. Дело в том, что около 50 произведений не имеет рам. Кроме того, результатом большой научно-исследовательской работы стала уже готовая к изданию книга, посвященная коллекции польского искусства в Сумах. Она содержит научные статьи сотрудников музея и каталог произведений живописи и графики польских художников.
Основная часть картин польских художников, которыми располагает Сумской художественный музей, принадлежала известному киевскому промышленнику и коллекционеру, поляку по происхождению Оскару-Герману Гансену. Известно, что он был директором правления Белгород-Сумской железной дороги, директором правления Великобобрицкого сахарного завода, занимался благотворительностью и меценатством. Коллекция Гансена формировалась на протяжении многих лет в Петербурге, Москве, Киеве (возможно, Польше) и состояла из произведений живописи, графики, скульптуры, мебели, оружия, произведений декоративно-прикладного искусства, коллекции медалей и орденов, книг и собрания предметов, связанных с масонством. Современные исследователи причисляют О-Г. Гансена к плеяде «молодых собирателей нового типа». Этим объясняется большое количество произведений графики и декоративно-прикладного искусства в его коллекции.
В 1918 году, когда власть в Киеве переходила из рук в руки, коллекция была распределена между несколькими городами. Часть ее Гансен перевез в Сумы, где жила его родственница Ольга Сумовская (сейчас в доме Сумовской на ул.Петропавловская, 58 находится Институт прикладной физики). По оценкам киевских исследователей, коллекция, попавшая в Сумы, изначально насчитывала до 4 тыс. произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. На основе этого собрания и был в 1920 году создан Сумской художественный музей.
Но составить полное представление о коллекции Гансена, к сожалению, искусствоведам не представляется возможным. Описание, сделанное в 1919 году первым директором музея, художником и педагогом Никанором Онацким, было изъято, после того как его репрессировали. Известно, что в 1932 году в рамках музейного обмена часть сумской коллекции Германа Гансена стала достоянием Харьковского художественного музея.
Как рассказала Надежда Юрченко, Никанор Онацкий узнал о существовании коллекции Г.Гансена случайно — столкнувшись с человеком, продававшим на рынке очень хорошие вещи. Приобретя несколько предметов, Н.Онацкий понял, что это части одной коллекции. Оказалось, что продавец — простой сторож, которого хозяева оставили охранять дом, а сами уехали в Польшу. Н.Онацкий сначала описал коллекцию, а после того как вышел приказ Ленина о национализации, художественные произведения из коллекции Гансена стали основой музея.
Коллекция Гансена включает работы польских художников второй половины XIX — начала XX вв. — Г.Будковского (ученик Брюллова, вместе с учителем расписывал Исаакиевский собор в С.-Петербурге, закончил Художественную академию в Риме), В.Котарбинского (друг и последователь Врубеля, вместе с другими художниками участвовал в росписи Владимирского собора в Киеве), экспрессиониста Я.Станиславского, символиста Ф.Костржевского, мастера пейзажа Е.Вжеща (этничный поляк, жил в Киеве, закончил Варшавскую художественную академию) и многих других. Примечательно, что один из пейзажей Евгена Вжеща приглянулся бывшему президенту Виктору Ющенко. Картину забрали в его кабинет в Администрации Президента. К счастью, в конце каденции В.Ющенко работникам музея удалось вернуть полотно, хотя стоило это, по их словам, немалых усилий.