«Байконур» – первый и крупнейший в мире космодром, находится на территории Казахстана, недалеко от поселка Тюратам. Занимает площадь 6717 км2. Раньше испытания советских ракет проводились на полигоне «Капустин Яр» в Астраханской области.
12 апреля человечество празднует 50-летие первого полета человека в космос. Ежегодно в этот день отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. 12 апреля 1961 г. советский космонавт Ю.А.Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и совершил орбитальный облет вокруг Земли, который длился 108 минут.
Этот праздник сумчане тоже могут считать своим. Но среди нас есть и те, кто принимал непосредственное участие в запуске космических аппаратов.
Анатолий Воропай лично общался с Гагариным и считает, что первый человек, побывавший в космосе, был, как и другие космонавты, очень простым в общении человеком. Никто из них, например, не отказывал людям в автографах, благодаря чему у Анатолия Ивановича — целая коллекция, в том числе и автограф Гагарина, которым А.Воропай очень дорожит.
Впрочем, и сам он был на космодроме не рядовым служащим: перед выходом в отставку занимал должность замначальника штаба космодрома «Байконур».
Выступая 7 апреля в областной научной библиотеке перед школьниками, он продемонстрировал прощальный подарок, полученный на «Байконуре», — небольшой макет ракеты-носителя «Союз», под которой в запаянном контейнере находится земля с космодрома. Макет разбирается, так что Анатолий Иванович наглядно продемонстрировал молодежи, как по мере прохождения ракетой атмосферных слоев происходит отделение ее использованных ступеней.
— Вот такие ракеты доставляли на орбиту наших космонавтов, — говорит Анатолий Иванович.
Сам он работал сперва над освоением дальнего космоса, а именно запуском тяжелых космических аппаратов на Луну, Марс и Венеру, потом перешел на запуск пилотируемых и беспилотных космических аппаратов.
Валентин Матекин начал службу на «Байконуре» несколькими годами раньше Анатолия Воропая. Закончил авиационно-техническое училище в 1960 г. и по распределению попал в ракетные войска стратегического назначения. «Тогда все выпуски, невзирая на то моряки это были, летчики, техники, пехота, артиллеристы или танкисты, — весь выпуск молодых лейтенантов пошел на комплектование ракетных войск стратегического назначения, которые в срочном порядке формировал Хрущев, — вспоминает Валентин Васильевич. — И все наше отделение попало на космодром «Байконур»».
— Мы о нем на тот момент ничего не знали, — продолжает В.Матекин. — Единственное — в 1957 г. услышали о запуске первой межконтинентальной баллистической ракеты и искусственного спутника Земли. А в распределении было сказано: войсковая часть такая-то, в распоряжение товарища Герчика (Константин Герчик, генерал ракетных войск. — Ред). И все. Ехали в Москву, а оттуда — до станции Тюратам. Я попал как раз на ту площадку, с которой стартовал Гагарин.
В 1961 г., когда Гагарин совершил свой легендарный полет, Валентин Матекин уже служил на «Байконуре». Непосредственного участия в славном событии Валентин Васильевич не принимал (он занимался боевыми ракетами Р-9А), но на построении по случаю представления служащим «Байконура» Гагарина и его дублера Германа Титова присутствовал. 12 апреля видел, как Гагарина доставили на космодром, наблюдал и сам старт. «Все кричали ура, — вспоминает Матекин, — а потом следили за сообщениями из динамиков о ходе полета и ликовали, когда Москва наконец сообщила, что наш человек в космосе».
На космодроме Матекину доводилось видеть Сергея Павловича Королева и других главных конструкторов.
— К нашей квалификации требования были высокие, — говорит Валентин Васильевич. — Мы должны были знать системы на уровне их разработчиков, участвовали в эскизном проектировании, в заводских испытаниях, испытаниях на полигоне. Спорили, ругались, писали доклады даже в Академию наук.
— Нам приходилось работать в очень тяжелых условиях, — вспоминает Анатолий Воропай. — Лето, жара сорок градусов, зимой — мороз сорок-пятьдесят, сплошная степь, из растительности — только верблюжья колючка и саксаул, из живности — черепахи, суслики, змеи. Сперва жили в обычных железнодорожных вагонах, в одном купе — одна семья. Из поселка на рабочие площадки нас развозил мотовоз (небольшой железнодорожный состав). Были три фланга — левый, правый и центральный. Соблюдалась очень строгая секретность, и, работая, например, на левом фланге, я не мог поехать на правый и центральный.
Не все запуски ракет проходили успешно, случались аварии. На памяти Анатолия Ивановича спасение двух космонавтов — Владимира Титова и Геннадия Стрекалова. Ракета взорвалась на самом старте, но сработала система аварийного спасения космонавтов: аппарат с космонавтами отлетел на безопасное расстояние и на парашюте спустился на землю.
Валентин Матекин говорит, что случайно остался жив при возгорании ракетного топлива в пусковой шахте, в то время как его товарищи погибли.
Кстати, о секретности. Интересно, что авиарейс, доставлявший людей на «Байконур», назывался «Москва-Крайний» и билет на него можно было купить только при наличии специального посадочного талона. До «Крайнего» (так называли «Байконур») лететь от Москвы было три часа. А почтовый адрес «Байконура» первоначально звучал как «Москва-400».
Молодой лейтенант, получая распределение, видел этот адрес и радовался, что попадет в Москву, а потом недоумевал, получая проездные документы, в которых было написано: «Казахская ССР, станция Тюратам». Адрес несколько раз менялся: «Кзыл-Орда-50», «Ташкент-90», «поселок Заря», «поселок Ленинский», «Звездоград», «город Ленинск» и, наконец, «город Байконур».
Валентин Матекин показал нам свой «дембельский» альбом. На наш вопрос, кто делал снимки, он сообщил, что все снимки сделаны штатными фотографами — делать снимки самостоятельно не разрешалось.
После учебы в военно-инженерной академии Валентин Васильевич вернулся на «Байконур», теперь уже инженером-испытателем 6-го научно-исследовательского испытательного управления. Ему довелось работать над ракетой-носителем Н-1, которую Королев создавал для покорения Луны. Провели четыре пуска, все неудачные. На этом тему закрыли, а испытательное управление законсервировали.
Затем Матекин почти девять лет занимался «Протонами» (ракета-носитель, в частности выводившая на орбиту станцию «Мир»). А заканчивал службу, работая над комплексом «Энергия»-«Буран» («Буран» — советский многоразовый пилотируемый космический корабль, а «Энергия» — ракета-носитель, с помощью которой он был запущен). Правда, в пуске комплекса в 1988 г. Матекину участвовать не пришлось — он вышел в отставку.
На сегодняшний день в Сумах проживает 52 ветерана космодрома «Байконур» — это офицеры и члены их семей. Раньше их было 84, но кто-то умер, кто-то сменил место жительства. Среди сумских байконуровцев есть и коренные сумчане (как, например, председатель Сумского совета ветеранов космодрома «Байконур» Анатолий Воропай), и те, кто при выходе в отставку получил в Сумах квартиру (в их числе — уроженец Ростовщины Валентин Матекин).
По словам председателя Сумского совета ветеранов космодрома «Байконур» Анатолия Воропая, из пяти украинских музеев космонавтики Ахтырский музей всегда занимает второе место после Житомирского. Музей создан при Ахтырской общеобразовательной школе № 2 и в 2008 г. отпраздновал юбилей — свое 20-летие.
Музей космонавтики представлен экспозициями, которые знакомят посетителей с историей развития авиации и космонавтики, рассказывают о первых попытках людей покорить небо, о пионерах космической техники, которые жили и работали в Украине, о первых космических кораблях и спутниках и о вкладе Украины в их создание. Здесь можно узнать и о космонавтах, жизнь и деятельность которых связаны с ахтырской землей.
Сумcкая тусовка отпраздновала 50-летие полета человека в космос...