Гибкая физкультура. Новая программа позволяет школьникам выбирать себе физические нагрузки.
Введенная в прошлом учебном году новая программа по физкультуре для 5-9 классов в этом году распространилась и на учеников 10-х классов. Главное ее преимущество — в гибкости (как для учеников, так и для учителя).
Как модульная система работает на практике, рассказала учитель-методист, преподающая физкультуру в школе №20, Светлана Жосан.
— В конце прошлого учебного года школьников письменно опросили, какие модули они хотят изучать, — говорит учитель. — Дети выбирали из перечня, который предлагали школы, исходя из своих возможностей. После чего учителя физкультуры составили свои учебные планы, включив в них наиболее предпочтительные для детей модули. Например, в нашей школе это баскетбол, футбол, волейбол, легкая атлетика, гимнастика и туризм.
В новой программе нет обязательных видов спорта. Если раньше была сетка часов и мы должны были ее выполнить, независимо от наличия в школе возможностей (например, инвентаря), то сейчас учитель имеет право по своему усмотрению уменьшать или увеличивать количество часов на тот или иной модуль.
Если раньше оценка за контрольный норматив была доминирующей, то сейчас все оценки по своей значимости равны. Например, ученик не может подтянуться и получает «двойку». Раньше учитель за всю тему должен был поставить ему «два». Теперь у ребенка есть возможность компенсировать плохой результат за контрольный норматив другими оценками. Кроме того, предусмотрена бонусная система: за участие в школьных соревнованиях — 1 балл, городских — 2 балла. У детей появился стимул увеличить свою двигательную активность во внеурочное время, ведь за это учитель вправе поднять оценку на 1-2 балла.
Оценку по физкультуре теперь можно получить и за теорию, которая стала обязательной. Эта оценка равна по значимости всем остальным. Учитель может преподавать теорию во время обычного урока физкультуры, а при желании — сделать отдельный урок. У меня один урок по каждой теме проводится не в спортзале, а в кабинете. В год получается 4-5 теоретических уроков. У детей есть тетради, где они записывают информацию о каждом виде спорта, о питании, гигиене, правилах безопасности, о том, что происходит в организме (кровообращение, мышечная деятельность) при выполнении тех или иных упражнений, и т.д.
— С физкультурой такая же ситуация, как и при изучении любого другого предмета — абсолютно все ее любить не могут. Но с введением модульной системы физкультура стала детям нравиться больше, — отмечает С.Жосан. — Раньше было намного больше претензий к учителям физкультуры и со стороны родителей. Это было связано со сдачей нормативов. Когда ребенку не удается что-то выполнить, он найдет тысячу причин, чтобы не пойти на урок, упросив маму или папу написать записку об освобождении. На родительских собраниях родители часто возмущались: что же это такое, по всем предметам ребенок хорошист, а по физкультуре у него «5»?! Теперь такого нет.
В сентябре, пока дети не адаптировались к физическим нагрузкам после летнего отдыха, нормативы вообще не сдают.
— Если министерство забило тревогу по поводу физических перегрузок только в прошлом году, то сумские учителя совместно с медиками подняли вопрос об обязательности медосмотров еще в 2008-м, — говорит С.Жосан. — Медосмотры учителям физкультуры очень нужны, но они должны проходить не формально, а на должном уровне. Сейчас детям не делают ни кардиограмм, ни теста Руфье (пульс под нагрузкой и без). О здоровье ребенка врачи судят со слов самого ребенка (жалоб нет — здоров). А какой же ребенок начнет жаловаться в присутствии одноклассников? Родители, особенно у кого дети постарше, участия в медосмотрах не принимают, хотя должны.
Даже при таких медосмотрах значительно возросло количество детей в подготовительных и специальных группах. Контрольные нормативы в этих группах отменены, учеников оценивают по технике выполнения упражнений и отдельных элементов, допустимых по состоянию их здоровья, и знанию теории.
В нескольких школах существуют отдельные спецгруппы, но в большинстве дети, имеющие проблемы со здоровьем, занимаются вместе с одноклассниками, но по индивидуальной программе. Вместо бега у них ходьба, на разминке они делают только те упражнения, которые не противопоказаны по состоянию здоровья. Дальше, например, игра в бадминтон. Т.е. ребенок получает двигательную нагрузку в соответствии со своим здоровьем. Поэтому учителю физкультуры очень важно видеть настоящую картину состояния здоровья ребенка. В этом учебном году в Украине уже три смерти после уроков физкультуры. Я считаю: потому, что не было объективных данных о здоровье этих детей.
№1 — футбол; №2 — легкая атлетика; №3 (школа спортивного направления) — футбол; №4 — волейбол; №5 — лыжи, биатлон; №6 — легкая атлетика; №7 — легкая атлетика, баскетбол; №8 — волейбол; №9 — легкая атлетика, футбол; №10 — спортивное ориентирование, легкая атлетика; №12 — баскетбол, футбол, легкая атлетика; №13 — атлетизм; №15 — волейбол, баскетбол; №17 — легкая атлетика, баскетбол; №18 — футбол, баскетбол, волейбол; №20 — баскетбол, футбол (в том числе женский), волейбол, хоккей на траве, легкая атлетика; №21 — баскетбол, футбол; №22 — футбол (в том числе женский), легкая атлетика, баскетбол; №23 — легкая атлетика, баскетбол, футбол; №24 — легкая атлетика, баскетбол; №25 — легкая атлетика, баскетбол, футбол; №26 — футбол, баскетбол; №27 — футбол, легкая атлетика, баскетбол; №29 — футбол, гимнастика, аэробика, ритмика; Александровская гимназия — легкая атлетика, гимназия №1 — баскетбол.
Наиболее широкий выбор видов спорта (в том числе плавание) своим ученикам могут предложить школы №№ 7 и 17. В то же время малочисленные школы — №№ 11, 13 и 19 — зачастую не в состоянии выставить своих учеников на городские спартакиады ни по одному виду спорта.
Во внеурочное время во всех школах работают бесплатные спортивные секции. Из новых видов спорта на базе школы №22 стали преподавать флорбол.
— Как вид спорта флорбол интересен, и хотелось бы его развивать и в других школах, но финансы не позволяют закупить клюшки, ворота, мячи, — говорит С.Жосан. — Конечно, обеспечение спортивным инвентарем оставляет желать лучшего. Например, в школах нет лыж, хотя зимы снова позволяют заниматься этим видом спорта. Старые деревянные рассохлись, а пластиковые стоят дорого.
В новом учебном году наряду с другими новшествами сумские школы ждет аудит Государственной службы качества образования...
Сумским школьникам, а также их родителям пора готовиться к новому учебному году....
Школе №12 по нормативам Новой украинской школы для учеников младших классов нужен первый этаж, который сейчас занимает гимназия №1...
Как сумская система образования подготовилась к новой украинской школе... 1
В Сумской области начался подготовительный этап внешнего независимого оценивания (ВНО)...
Флорбол - Компания БУЛЛИТ
— Как вид спорта флорбол интересен, и хотелось бы его развивать и в других школах, но финансы не позволяют закупить клюшки, ворота, мячи, — говорит С.Жосан.
Уважаемая С.Жосан инвентарь для ФЛОРБОЛА Украинского производителя Компании Буллит ( www. bullit.ho.ua ) имеет настолько демократичные цены, что весь комплект стоит не дороже "мяча". Да и ребята не против лично себе купить клюшку. Они готовы играть, заниматься этим интересым игровым видом спорта не только в школе. Мы убедились, что мы недорабатываем здесь ОРГАНИЗАЦИОННО.
Желаем успехов!!!
БУЛЛИТ.