Популярность этих социальных сетей достигла той точки, когда о них начинают писать песни, сочинять анекдоты, и вопросов: "Что это?" — задают все меньше.
"Данкор" попытался разобраться, что привлекает сумчан в социальных сетях и кого в них можно найти. Тем более что 9 июня весь мир празднует День друзей, а все больше наших друзей предпочитает он-лайн — общение "живым" встречам.
Проверить почту, написать пару строчек другу он-лайн, оценить и прокомментировать новые фотографии друзей и многое другое побуждает ежедневно несколько тысяч человек заходить на сайты ВКонтакте и Одноклассники.
Кто-то использует эти ресурсы просто для общения, кто-то для поиска затерявшихся людей, а кто-то ищет новых друзей и даже находит здесь свою вторую "половинку".
- Со своей нынешней супругой я познакомился полтора года назад на сайте "Одноклассники", — вспоминает Александр Дацинько. — Мне кажется, что такая история знакомств всегда выглядит одинаково. На Одноклассниках очень много людей, которые тебе совсем не одноклассники, и кто-то, зайдя случайно к кому-то на страничку, просто написал: "Привет. Как дела? Кажется, я тебя где-то видел (видела)?".
Сегодня я не помню, кто из нас первым начал разговор. Завязалась переписка, и уже через месяц мы встретились. Назначили встречу у памятника Харитоненко на Покровской площади. А через некоторое время я пригласил Юлю в поход по Крыму.
Горы, море, цветущая природа – все было очень романтично. И там, в самой южной точке Украины, я сделал ей предложение и она согласилась выйти за меня замуж. 3-го июня нашей с Юлей дочери Даше исполнилось четыре месяца. Хочу сказать, что сегодня я не захожу на сайт — сеть выполнила свое назначение.
- Вы изначально регистрировались на сайте для поиска второй "половинки"?
- Нет, конечно. Это было просто любопытство, общение с друзьями, которые живут далеко от Сум. Были мысли: вдруг найду кого-нибудь из потерявшихся друзей? Уже потом понимаешь, что, помимо поддержания старых связей, можешь заводить здесь новые знакомства. И, как правило, люди, сидящие в сетях, немножко отличаются от тех, кого мы можем встретить на улицах. Честно скажу: со своей нынешней супругой я вряд ли познакомился бы на улице. Она не та девушка, которая будет знакомиться на улице. Когда мы познакомились, оба работали за компьютером в офисе — я в проектной организации, она в банке. Может, именно эта работа за компьютером нас и сблизила.
Чтобы ваши друзья наверняка пошли с вами на вечеринку в ночной клуб, пришлите им приглашение ВКонтакте, считает сумской диджей и организатор вечеринок в сумских ночных клубах Виктор Сонников.
- Изначально я регистрировался на сайте, чтобы общаться с друзьями, переписываться с родственниками. Мало того, здесь я нашел своего друга, с которым мы ходили в садик и не виделись около 17 лет, — признается Виктор. – А немного позже оказалось, что как площадка для рекламы это просто золотая жила. Могу сказать, что оставленное на сайте сообщение может оказаться куда более эффективным, чем объявление по радио.
- Как работает реклама на этих сайтах?
- Денег в нее вам не придется вкладывать, тут просто можно использовать ресурс сайта, его возможности и популярность. Можно организовать любую встречу, пригласить друзей, знакомых, друзья пригласят своих друзей и так далее. Сегодня уже не встретишь человека, который не знает об Одноклассниках или ВКонтакте, поэтому эффективность такой рекламы сомнений не вызывает. Вечеринки, которые мы организовывали (через ВКонтакте в том числе), привлекали не менее 80-и человек, просто прочитавших об этом событии на своей странице.
Кроме того, благодаря этому сайту я получил ряд приглашений в самые разные клубы нашей страны, как диджей. Благодаря приглашениям через ВКонтакте я побывал во Львове, Ивано-Франковске, Чернигове, Киеве, в Крыму. Первые полгода рекламы на этих сайтах были очень результативными, но затем интерес немного убавился.
Студенческие "массовики-затейники" уверяют, что объявление в социальной сети куда действеннее, чем на стенах родной альма-матер.
- Я не хочу сказать, что объявления в университете совсем не влияют, наверняка есть те, кто их читает, — говорит студент Сумского государственного университета Артем Коваленко. – Но после того как о наших мероприятиях мы стали сообщать ВКонтакте и на Одноклассниках, на них стало приходить больше людей, и не только студентов нашего вуза. Из того, что мы уже реализовали, это Театр импровизации, Кинотеатр "314", "Показуха", "Футквест". Люди ждут информацию, ищут ее на этих сайтах. Если постараться, то за пять минут ВКонтакте можно организовать любое мероприятие. Уже знаешь, как это сделать.
- Просто удобно информировать большую группу людей, — подключается организатор первого городского чемпионата по игре "Мафия" Константин Гетта. – Даже если это ваши знакомые, отпадает необходимость 20-ти участникам рассказывать одно и то же.
Зашел на сайт — и все узнал.
Несмотря на то что официально этот сервис называется закрытой социальной сетью, любой желающий, зарегистрировав аккаунт, может использовать его для поиска личных данных интересующих его людей. Вы легко можете найти одноклассника, сослуживца, коллегу, родственника или просто хорошего друга.
Но все чаще выясняется, что среди пользователей социальных сетей немало так называемых виртуалов и клонов (иными словами, не все анкеты соотносятся с реальной личностью). Встречаютсячетные записи знаменитостей, домашних питомцев, вымышленных персонажей, анкеты реальных лиц, созданные без их ведома с различной целью. Наберите в поисковике имя или фамилию известного человека — и получите с десяток анкет "клонов". Определить, кто реально существует, достаточно сложно. К примеру, ВКонтакте зарегистрировано больше 200-т анкет Виктора Федоровича Януковича, с множеством фотографий и личных данных нынешнего президента Украины, есть странички его сына, жены. А вот из знаменитостей сумского масштаба на сайт попала только одна анкета нынешнего губернатора Юрия Чмыря, которая оказалась клоном настоящей анкеты главы нашей области. Выяснить это удалось здесь же на сайте, написав Юрию Чмырю на его страничке: "Вы действительно тот самый губернатор?" Ответ: "Нет, конечно. Вряд ли у нашего Чмыря на Вконтакте времени хватает. Он же все по области колесит". Расспрашиваем дальше: "А зачем под его именем и фото зарегистрировались?" Ответ: "Для прикола. Я здесь за губернатора пока побуду. Можно было бы и президентом, но их и так хватает, и мне Сумы роднее".
А вот мэра Геннадия Минаева на сайте вы не найдете, даже клонов нет.
Живой Журнал (ЖЖ) — платформа для размещения онлайновых дневников (блогов).
ЖЖ, созданный в США, стал очень популярен на просторах СНГ. Достаточно сказать, что по числу пользователей Россия в нем занимает второе место (свыше 1,2 млн.), а Украина – пятое (почти 200 тыс.). ЖЖ предлагает обычный для блогов набор функций: публикация записей, их комментарии читателями, чтение записей избранных авторов, так называемых друзей. Именно количеством зарегистрированных друзей, то есть людей, подписавшихся на блог, измеряется его популярность. У самых популярных блогов друзей десятки тысяч, и владельцы таких блогов хорошо зарабатывают на рекламе. Этот процесс перевода популярности в денежные единицы получил название «монетизация рейтинга». Впрочем, для подавляющего большинства блогеров ведение ЖЖ, не бизнес, а хобби.
- Я завел себе ЖЖ в 2008-м году, когда издал свою первую книгу, – рассказывает журналист «Данкора» Владислав Ивченко. – Думал использовать блог исключительно для продвижения книги и достиг в этом определенных успехов. Но потом приоритеты сместились, и сейчас блог служит в большей степени для общения и получения интересной информации. У меня в друзьях много интересных людей, записи которых читаю с большим интересом практически ежедневно. Удобно и то, что в блоге можно разместить и фотографии, и видео, и музыку. Со многими людьми, в том числе и из Сум, я познакомился сперва в ЖЖ, а потом уже мы развиртуалились, то есть встретились в реальной жизни. Сейчас ЖЖ растет не так быстро, как раньше — часть блогеров уходит. Кому-то не нравится, что в блогах становится все больше рекламы, кто-то обижается на некорректные комментарии. Но я пока остаюсь в ЖЖ, потому что мне до сих пор интересно.
Еще одним преимуществом ЖЖ является возможность ведения коллективных блогов — ЖЖ-сообществ. То есть люди, объединенные схожими интересами (какими угодно, тут может быть и кино, и разведение карликовых собак, и киевские распивочные), пишут в сообществах на эти темы.
Виктор Сонников, сумской диджей:
- Популярность социальных сетей сегодня снижается, потому что им уже больше двух лет, а это большой срок. К тому же увеличивается количество спама, что зачастую раздражает людей.
Артем Коваленко, студент:
- Для меня приятной неожиданностью было то, что здесь я встретил свою двоюродную сестру, которая живет в России и с которой мы не виделись несколько лет, даже не общались.
Константин Гетта, супервайзер:
- Приятно следить за жизнью своих друзей, которые выкладывают фотографии, информацию о себе. Ты бы и не знал всех подробностей жизни своих одноклассников, если бы они не выложили все это на сайтах социальных сетей.
ВКонтакте. Социальная сеть ВКонтакте создана по образцу зарубежной сети Facebook и входит, наряду с сетью Одноклассники, в число крупнейших подобных ресурсов России.
Изначально сайт позиционировал себя как социальная сеть для студентов и выпускников российских высших учебных заведений. В настоящее время аудитория сайта состоит из всех слоев пользователей интернета.
Создатели сайта братья — Павел и Николай Дуровы. 1 октября 2006 года общество с ограниченной ответственностью "ВКонтакте" зарегистрировало доменное имя vkontakte.ru . Эту дату принято считать днем основания сайта. Изначально на него можно было попасть только по приглашению; в конце ноября 2006 года по просьбе пользователей была открыта регистрация на сайте. В январе 2007 года, по данным измерителя траффика Alexa.com, ВКонтакте вошел в число 50 наиболее быстрорастущих сайтов интернета. 13 июля 2007 года на сайте зарегистрировался миллионный участник. 27 ноября 2007 года сайт занял второе место в народном голосовании премии Рунета.
В феврале 2008 года интерфейс сайта был переведен на украинский язык. Сегодня ВКонтакте зарегистрировано больше 75 млн. пользователей.
Одноклассники. Одноклассники.ru — социальная сеть, служащая для поиска одноклассников и однокурсников. Проект запущен в начале марта 2006 года, за два года зарегистрировалось около 9 млн. человек. Создатель и совладелец — Альберт Попков, консультант и дизайнер проекта — Дмитрий Уткин.
Попков начал разрабатывать сервис Одноклассники в 2000 году, запустил его в 2006-м.
В начале это был любительский проект, который Попков создавал на свои деньги в свободное от работы время и куда было вложено несколько сотен тысяч долларов. По словам Попкова, до 2009 года сеть была убыточной и только в 2009-м стала приносить прибыль за счет рекламы.
Сегодня сайт насчитывает около 45 млн. пользователей.
Живой журнал. Службу открыл 18 марта 1999 года американский программист Брэд Фицпатрик.
5 января 2005-го компания "Six Apart", разрабатывавшая программное обеспечение для блогов, приобрела Danga Interactive — управляющую компанию LiveJournal, принадлежавшую Фитцпатрику. 3 декабря 2007 года компания "Six Apart" продала службу компании с российским капиталом «СУП».
Сегодня сайт насчитывает свыше 23 млн. пользователей.
Все началось с BBS — электронных досок объявлений. Эти места для он-лайн-общения были весьма эффективны, они позволяли пользователям связываться с центральной системой, где можно было загрузить файлы или игры (многократно копируя программное обеспечение с нарушением лицензий) и отправлять сообщения другим пользователям. К 1995-му появился сайт, который можно назвать первой современной социальной сетью. Classmates.com стал хитом почти сразу и даже сегодня насчитывает приблизительно 40 миллионов зарегистрированных пользователей.
Выпущенный в 2003 г., LinkedIn показал решительно более серьезный подход к феномену социальных сетей. В отличие от детской площадки для бывших одноклассников, подростков и киберпространственных донжуанов, LinkedIn представлял собой сетевой ресурс для деловых людей, которые хотят наладить контакты с другими профессионалами. Сегодня LinkedIn имеет более 30 миллионов пользователей.
MySpace, также выпущенный в 2003 г., имеет в три раза больше пользователей, согласно недавним оценкам. Хотя ему уже не принадлежит социальный сетевой трон во многих англоязычных странах (эта честь теперь принадлежит Facebook в Канаде и Великобритании), MySpace остается постоянным фаворитом в США. Он привлекает молодых людей музыкой, видео, интересным содержанием. Будучи с самого начала более стильным по сравнению со своим главным конкурентом Friendster и проведя своего рода рекламную кампанию в первые годы деятельности, сайт показал пользователям Friendster, чего они лишены.
Сейчас среди социальных сетей лидирует Facebook. Основанный, как и многие социальные сетевые сайты, студентами университета, которые первоначально общались по пустякам с другим студентам университета, Facebook, запущенный в 2004г. только для Гарварда, оставался ориентированным на университетский городок в течение двух лет перед заключительным открытием широкой публике в 2006 году. Но даже к тому времени Facebook обладал капиталом в десятки миллионов долларов, которые были в него инвестированы. В настоящее время сайт имеет более 150 миллионов пользователей.
9-го июня во всем мире отмечается День друзей.
Этот праздник считается неофициальным, но повод для его учреждения не теряет актуальности. День друзей существует для того, чтобы мы, независимо от жизненных обстоятельств и различных перипетий, напомнили своим друзьям, как они важны для нас, и порадовали их.
Кто не успел сделать это в июне, может реабилитироваться: в первое воскресенье августа, когджа празднуется Международный день дружбы.