Галина Васильевна, сравнивая то, как заключали браки в советские времена и сейчас, отмечает, что финансовых возможностей для того, чтобы сделать свадьбу оригинальной, у людей прибавилось, а вот все равно – былой торжественности уже нет.
- Как и 20 лет назад, отдел РАГС проводит регистрацию актов гражданского состояния, самым известным из которых является регистрация брака. Но сейчас люди воспринимают бракосочетание как-то более обыденно. Часто люди приходят в РАГС в нетрезвом состоянии, при этом Не только гости, но и молодые могут нахамить работникам РАГСа. . Бывает, что жених во время церемонии ведет себя, как клоун в цирке, не осознавая всей важности момента.
А уж как начнут целоваться! Раньше ведь поцелуй символический был!
Иногда с молодыми в РАГС приезжает два автобуса гостей, которые просто не помещаются Васильевна считает, что им просто не хватает в жизни общения, поскольку и во время обряда они общаются между собой.
- И это несмотря на то, что по вторникам мы проводим для молодых консультацию и рассказываем, как себя вести, что можно и чего не стоит делать…
Впрочем, есть немало пар, которые подходят к событию ответственно и оставляют приятное впечатление.
Зато денег на свадьбу сумчане не жалеют. Впрочем, оно и понятно – такое событие случается хоть и не всегда раз в жизни, но все-таки не часто. И по убранству молодых трудно судить об их благосостоянии. Скорее, оно свидетельствует об их вкусах. Некоторые молодые придумывают себе экстремальные наряды – например, оба являются на роспись в берцах (высоких униформенных ботинках). Или в джинсах. Приятно поразила работников РАГСа свадьба в украинском стиле – все костюмы были стилизованы под народные, украшены ручной вышивкой и т.д. То же самое и у гостей. В общем, и дорого, и со вкусом. А вообще, материальный уровень брачующихся в большей мере выдают марки машин свадебного кортежа и внешний вид родственников и гостей.
Социалистическая свадьба в 80-е, по словам Г.Клименко, проходила более скромно и чинно. В Сумах была специализированная фирма "Пролісок", которая полностью обслуживала свадьбы. У дверей ЗАГСа стоял работник "Проліска" в роли швейцара. В гардеробе можно было оставить верхнюю одежду. А в зале находился хор из той же фирмы, который в нужные моменты пел подобающие произведения. О поцелуе мы уже сказали. Ну и, конечно, в самый ответственный момент исполнялся государственный гимн, чего сейчас нет. Потом все шли в буфет, который находился в помещении, где сейчас бюро проката свадебного инвентаря. Там молодоженов ждало шампанское, которое торжественно распивали. Ну а после все ехали праздновать свадьбу неофициально, но уже вовсю.
Кстати, вовсю гуляли не всегда. Помните, в 1985-м был объявлен сухой закон? Те, кто хотел, водку все-таки пили, но для маскировки разливали ее в бутылки из-под минералки.
Зато много было всевозможной самодеятельности. Сейчас в продаже есть готовые шуточные плакаты со свадебными лозунгами, а тогда все рисовали сами. И тамаду не принято было нанимать – развлекательную программу готовили гости.
А если вспоминать суровые послевоенные годы, то и церемония тогда проходила без излишеств: к столу регистратора садились жених и невеста, росписывались в специальном бланке и после этого могли быть свободны. А дальше отправлялись пировать (громко сказано) дома. Зато в стране, где за четыре года войны население сильно сократилось, для холостых ввели налог, таким образом стимулируя рождаемость. Впрочем, воздействовали не только кнутом, но и пряником — помогали молодым материально, особенно по линии ВЛКСМ: устраивали т.н. "комсомольские свадьбы". Ну а такие традиции, как «похищение» и «выкуп» невесты, равно как и такое понятие, как свадебное платье, вспомнились только в 60-70-е, а венчание вернулось уже в перестройку.
В 70-80-е свадебная церемония представляла собой уже целое культовое действо — сродни религиозному, только на социалистический лад. Были разработаны специальные рекомендации к обрядам заключения брака и регистрации рождения, где подробно расписывался ритуал, приводились типовые варианты оформления интерьера зала торжественных событий, даже подобающие случаю музыкальные произведения со словами и нотами.
До революции в городе главной свадебной церемонией было венчание в церкви, а вот в сельской местности это был сложный ритуал. Традиционная украинская свадьба — самый насыщенный церемониями народный праздник, который длился несколько дней.
Издавна пора сватаний и венчаний начиналась после Покрова (14 октября), свадебная процедура — со сватания.
В хате девушки появлялись сваты и произносили речи об охоте князя на куницу.
Девушка в знак согласия подавала вышитые рушники и с этого дня молодые считались невестой и женихом. Через некоторое время в присутствии всех родственников проходило обручение. После этого просили гостей: «Просили батько, просили мати і ми просим на хліб, на сіль, на коровай, на весілля». Уже накануне свадьбы, в четверг, пекли каравай. Каравайниц должно было быть семь или девять. Они приносили муку, яйца, масло и под пение и благословение старосты выпекали священный хлеб, который имел большой ритуальный смысл. В день свадьбы разыгрывалась брачная драма — имитация покупки молодой (розыгрыш военного похода с целью «взятия» дома молодой брачным кортежем молодого, сопротивление семьи невесты, примирение сторон, выкуп, выплаченный семье молодой); торжественное усаживание молодой пары на посад перед священным деревом, общий банкет, жертвы (распределение каравая), отведение молодой в хату молодого, сближение новобрачных…
Свадебный наряд девушки готовили себе сами (причем, создавая узор вышивки, старались не повторять чужой, чтобы не перевести на себя чужую судьбу). Сорочку суженому вышивали за три праздничные ночи — в первую ночь Ивановскую, вторую — Петровскую, а третью — Христосскую.