В нынешнем году ДТП унесли жизнь 6,5 тыс. украинцев. Это вдвое больше, чем американские потери от боевых действий в Ираке за все пять лет. Сумщина от войны на дорогах в год теряет больше, чем за все время войны в Афганистане. И это при том, что во всем мире основной причиной смерти людей в возрасте до 45-ти лет являются именно автокатастрофы. А не рак или сердечно-сосудистые заболевания.
На прошлой неделе центральные телеканалы вслед за президентом Виктором Ющенко, который выступил за существенное повышение штрафов для автомобилистов, рассказывали о ситуации на дорогах, которая приобрела характер национального бедствия.
Готовя материал о ситуации с ДТП в Сумах, мы собрали информацию о самых аварийноопасных местах города. И вот в понедельник, когда номер уже верстался, на проспекте Лушпы случилась трагедия: была сбита целая семья. Один человек погиб, маленький ребенок получил тяжелейшие травмы. У ГАИ по количеству аварий проспект Лушпы считается самым опасным в городе.
Авария случилась на участке с плохим уличным освещением. Местные жители говорят, что здесь постоянно кого-то сбивают, потому что много людей ходит через дорогу, а машины гонят, чтобы успеть на зеленый свет светофора на перекрестке с Харьковской. Жители соседних домов требовали у милиции установить здесь хотя бы «лежачего полицейского», чтобы водители снижали скорость. Гаишники только за, вот правда такое оборудование стоит около 20 тыс. грн. Но нашли же спонсорские деньги на установку «лежачего полицейского» возле Александровской гимназии на улице Троицкой.
Платить человеческими жизнями все равно дороже.
За 10 месяцев 2007 года в ДТП на дорогах Сумщины погибло 139 человек, а за все время войны в Афганистане — 123 уроженца области. На дорогах идет настоящая война, и с каждым годом число ее жертв растет.
С начала года на Сумщине произошло 1010 ДТП, в которых пострадало 1411 человек. Это практически на четверть больше, чем в прошлом году. В нынешнем году произошло сразу несколько резонансных ДТП. Особенно драматической выдалась осень. В сентябре разбился вместе с женой зампред правления ОАО «Сумское НПО им.Фрунзе» Александр Ротт. В начале октября погиб вместе с супругой футболист ахтырского «Нефтяника» Андрей Куценко. Затем в катастрофе погибли жена и сын депутата Сумского горсовета Игоря Збукарева.
Кстати, именно на проспекте Лушпы зафиксировано больше всего аварий (на перекрестках с Харьковской и Черепина) — по 7. На пересечении ул. Набережная р.Сумки и ул.Горького, ул. Петропавловская и ул. Перекопская — по 6 ДТП. Самыми опасными для пешеходов участками дорог в Сумах являются конечная остановка на Черепина, улица Металлургов возле проходной НПО им. Фрунзе и улица Привокзальная возле вокзала. По словам старшего инспектора Сумского межрайонного отдела ГАИ Олега Скрипки, городскому голове Геннадию Минаеву направлено письмо с перечнем опасных участков и предложениями, как сделать их безопасными.
Областная ГАИ совместно с облуправлением образования выступила с инициативой установить светофоры у школ, расположенных вблизи центральных и объездных дорог Сум.
В связи с этим 19 ноября гаишники провели акцию безопасности дорожного движения в районе школ №№19 (ул. Краснозвединская) и 18 (пр. Шевченко), а также на улицах Харьковской, СКД и пр. Лушпы, где находится несколько школ.
Как сообщили в отделе пропаганды ГАИ, удовольствие это дорогое. Так, на установку одного светофора уходит около 78 тыс. грн., а стоимость "лежачего полицейского" — около 20 тыс. грн.
Пока решение о выделении соответствующих средств город не принял, гаишники решили блюсти безопасность дорожного движения вблизи школ своими силами. По данным ГАИ, с 7.15 до 8.15 на наиболее опасных для школьников участках теперь дежурят дорожные патрули — всего около десяти по Сумам.
Впрочем, на всех опасных местах патрули не поставишь. Похоже, властям нужно серьезно заняться наведением порядка на дорогах, находя деньги и на светофоры, и на «лежачих полицейских», и на освещение улиц. Иначе люди будут гибнуть.