"Данкор" узнал у городских рестораторов: сегодня сумчане предпочитают более здоровую пищу, чем раньше, и за экзотикой не гоняются.
Рестораторы вспоминают, как во времена повального дефицита в ресторан ходили выпить водочки – в магазинах ее не было, а тут продавали по 100 мл на человека. Было время, когда ресторанным шиком считались копчености – в угоду вкусам клиентов коптили и цыплят, и поросят. Теперь все иначе. В сумских ресторанах отмечают одну и ту же тенденцию: гости (именно так рестораторы называют сегодня своих посетителей) желают покушать чего-нибудь полегче и «поздоровее». «Чем богаче банкет, тем больше внимания уделяется морепродуктам. Увеличился ассортимент овощных салатов», — отмечают рестораторы. «Причем считаются калории, — говорит завпроизводством ресторана «Химик» Галина Кошикова. — Гость зачастую просит, чтобы рыба была приготовлена на пару или припущена, но не зажарена до хрустящей корочки. Если готовим овощи, тоже просят, чтобы это были паровые или зажаренные на гриле, но без жира, без масла».
Майонез в салатах хотят облегченный. Мясо просят в виде стейков – одним цельным куском. В кондитерских изделиях предпочитают растительные, а не молочные сливки.
Это, кстати, общеукраинская тенденция. По данным Научно–исследовательского центра по проблемам гигиены питания, посетители ресторанов жирную пищу заказывают редко, предпочитая салаты, постное мясо, рыбу и морепродукты. Правда, в Сумах это касается не всех клиентов, а примерно половины. Заказывая банкеты, другие 50 процентов сумчан по- прежнему исходят из принципа: «Чтобы люди не остались голодными», т.е. стараются накормить гостей до отвала.
Если говорить о самых популярных в Сумах ресторанных блюдах, то к ним можно отнести традиционные для нашей кухни, «домашние». По данным администратора ресторана «Химик» Елены Горбатюк, самыми востребованными первыми остаются украинский борщ, а летом – окрошка. Салаты любят из овощей, которые произрастают в нашей местности – капусты, огурцов, помидоров и сладкого перца. Рыба – судак, семга.
На десерт с удовольствием едят блинчики или вареники с ягодами.
Некоторое вкрапление экзотики пришло к нам, скорее всего, из Турции и Египта, куда сумчане активно ездят на отдых. Мы попросили специалистов «Химика» вспомнить, что у них заказывали такого экзотического, и они вспомнили омлет из страусиных яиц.
А что едят сильные мира сего? На губернаторских балах, которые обслуживали рестораны «Кристалл», «Театральный» и «Химик», подавали много чего («О, какая была осетрина!»).
Но если говорить в целом, то и здесь бал правили блюда национальной кухни, правда разбавленные «Европой» (сыры, оливки и пр.).
Вообще, на выбор блюд влияет еще и сезонный фактор: зимой едят более плотно, выбирая мясные салаты и кремовые десерты, летом стараются не нагружать желудок, выбирая овощные салаты и фруктовые десерты.
Впрочем, в питании сумчан, как и украинцев в целом, прослеживаются не только такие вот «здоровые» тенденции. Понятно, что не все могут позволить себе питаться в ресторанах. Часть идет в фаст-фуды, а часть ест только дома.
Надо сказать, что фаст-фуды – это, как правило, «сетевые» заведения со стандартным набором блюд. И какую-то сумскую специфику в их ассортименте проследить трудно, тем более что на контакт с прессой представители этих точек идут неохотно – такова политика компаний. В пиццерии «Челентано» нам ответили в том духе, что у них востребовано все, что продается, а того, то что не покупают, они не продают. Логично! Тем более что в сумских фаст-фудах набор довольно стандартный: пицца, 5-6 салатов, десерты. Разница лишь в качестве приготовления их в том или ином месте.
А что едят сумчане дома? По исследованиям того же НИЦ гигиены питания, в нашей стране лишним весом страдают 35 процентов мужчин, 41 процент женщин и 15 процентов детей и подростков, а ведь уже известно, что ожирение – болезнь бедных, а не богатых. В последние 15 лет мы едим в два раза меньше мяса, рыбы, овощей, фруктов, молочнокислых продуктов, компенсируя дефицит нужных организму веществ дешевыми продуктами: хлебом, кашей, картофелем, макаронами. Кстати, картошки и хлебобулочных изделий украинцы стали потреблять в 2–2,5 раза больше.