Согласно нормативным документам, отопительный период начнется, когда городская комиссия по вопросам техноэкологической безопасности и чрезвычайных ситуаций примет соответствующее решение (обычно, когда среднесуточная температура воздуха составит +8°С в течение трех суток).
Ориентировочно, по прогнозу Гидрометеоцентра, в этом году такая температура установится после 16 октября.
— Однако отапливать будут не все дома сразу, — рассказала начальник отдела водотеплоснабжения городского управления ЖКХ Валентина Еременко. — Подача теплоносителя в жилые дома теплоснабжающими предприятиями города будет осуществляться, согласно графику, на протяжении 5-7 дней. Это делается для того, чтобы нагрузка на оборудование тепловырабатывающих предприятий была равномерной и не вывела его из строя.
По санитарным нормам в квартирах должно быть не менее +18°С (если жильцы утеплили окна и входные двери квартиры). Здесь есть свои нюансы.
Согласно существующим санитарным нормам, если квартира угловая, то температура воздуха в ней должна быть не меньше +20°.
Контроль за соблюдением санитарных, технических и прочих норм при эксплуатации жилого фонда в качестве первой инстанции осуществляет ЖЭК.
Туда и надо обращаться с письменным заявлением о неудовлетворительном обеспечении теплом. Заявление, составленное в двух экземплярах, желательно зарегистрировать, и один экземпляр оставить у себя.
Одна из возможных причин проблем с теплом — воздушная пробка, образовавшаяся в отопительной системе после летних ремонтных работ. Если дело в этом, слесарь ЖЭКа стравит воздух и в квартиру пойдет тепло. Только предварительно надо договориться с жильцами верхнего этажа по вашему стояку, чтобы они были дома во время прихода слесаря.
Если же причина не в воздушной пробке, первым делом убедитесь в том, что у вас есть договор о предоставлении услуг теплоснабжающим предприятием (ООО «Сумытеплоэнерго» или дирекцией «Котельной Северного промышленного узла). Если договора нет, обратитесь с письменным заявлением на предприятие. Только при наличии такого договора владелец квартиры вправе требовать предоставления качественных услуг, так как этот документ отражает права и обязанности как теплоснабжающего предприятия, так и жильца.
Если с договором у вас все в порядке, обращайтесь в свой ЖЭК с жалобой. В качестве реакции на нее будет создана комиссия из работников ЖЭКа и теплоснабжающего предприятия, которые придут к вам, замеряют в каждой комнате температуру воздуха, температуру отопительных приборов и составят по результатам измерений акт-претензию. Копию этого акта обязательно оставьте себе.
Если в ходе измерений окажется, что температура в вашей квартире соответствует норме, то акт-претензия не будет подписан.
Если же акт подписан, то после этого исполнитель (организация, предоставляющая услуги централизованного отопления) в течение трех дней должен сделать перерасчет оплаты за отопление и письменно сообщить об этом жильцу.
Если комиссия не явилась в двухдневный срок, вы можете в присутствии соседей (желательно трех человек) составить односторонний акт. В нем должно быть зафиксировано, что в такой-то квартире такого-то дома внутриквартирная температура воздуха в такой-то период не соответствовала санитарным нормам и что для решения этой проблемы вызвана комиссия, которая не явилась.
Если и была после этого проблема останется нерешенной, а перерасчет не будет сделан, то, скорее всего, вам придется снова вызывать комиссию и настаивать на принятии необходимых мер. Если тепло отсутствует в вашей квартире вследствие какой-то серьезной поломки на теплоснабжающем предприятии, которая в ближайшее время не может быть устранена, то отстаивать свои права вам придется либо путем переговоров с исполнителем, либо в суде.
Справка. О случаях отсутствия или недостатка тепла в вашей квартире или доме, сообщайте диспетчеру своего ЖЭКа либо в отдел водотеплоснабжения городского управления ЖКХ — 27-50-82.