- Сергей Владимирович, расскажите о вашем первом знакомстве с бальными танцами.
- В начале 1985 года друзья пригласили меня посмотреть репетицию в танцевальном коллективе, в котором они занимались. Я пришел во Дворец пионеров и под впечтлением увиденного попросил у руководителя ансамбля Алексея Ждановского разрешения посещать занятия.
Было мне 19 лет. Если сейчас обучение танцевальному искусству начинается с 4-5 лет, то раньше средний возраст начинающих был 15-16. Получил добро, начал заниматься.
Проблем с обучением не было, потому что у меня была хорошая спортивная подготовка - до этого занимался дзюдо, выполнил норматив «Кандидат в мастера спорта СССР».
- А как стали хореографом?
- На начальном этапе это было своего рода хобби. Я работал, и моя работа не имела никакого отношения к танцам. Но со временем все изменилось. А на путь хореографа меня направил мой учитель Алексей Ждановский. В 1991 г. он уехал жить в другой город, а руководство ансамблем передал мне.
Мне пришлось постоянно учиться работать с учениками, решать хозяйственные вопросы. Я закончил Сумское училище культуры, Харьковскую государственную академию культуры.
- Можно ли на этом поприще сделать карьеру?
- Нормальный руководитель о карьере думает меньше всего. Он больше думает о том, чтобы ученики на соревнованиях показывали хорошие результаты, чтобы ансамбль исполнял красивые композиции. В дальнейшем это приносит успех, а это и есть карьера. Если сможешь так сделать, тебя будут знать в стране.
Если нет, будешь рядовым, каких много. Я думаю, что, когда приезжаешь в другой город, где практически знаешь всех и все знают тебя, где работаешь с ведущими хореографами на равных, это уже определенная карьера, ты имеешь авторитет.
- Говорят, между сумскими танцевальными школами, в частности вашей и Ольги Гараниной, большая конкуренция...
- Конкуренция вообще двигатель всего, это стимул к развитию. А пустая болтовня людей, которые знают о чем-нибудь по слухам, ничего не стоит. У нас масса общих проблем и вопросов, мы редко видимся с Ольгой Яковлевной, каждый загружен работой. Но мы прекрасно общаемся, если есть такая возможность. Если у них малыши показали себя лучше, то во взрослых категориях выиграли наши.
В Харькове сорок коллективов, в Сумах - три, а разговоры одни и те же: этот поссорился с тем-то, Петя не разговаривает с Васей, потому что Васина пара выступила лучше. Это все глупости.
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать хорошим танцором?
- Мне кажется, здесь три составляющие: послушание, трудолюбие и талант.
Если отсутствует хоть одна из них, я очень сомневаюсь, что можно себя проявить и раскрыть. И еще нужна финансовая поддержка родителей, спонсоров.
- Как в жизни помогает занятие танцами?
- Это дисциплина, культура. Культура одежды, прически. Культура общения - с детского возраста в паре общаются мальчик с девочкой, нарабатывается определенный положительный опыт. Это еще и возможность заработка. Уезжая учиться в другой город, танцор всегда найдет работу в свободное время.
- Кого из учеников вы бы отметили?
- Думаю, нужно отметить пару Эдуард Булава - Оксана Спичак, победителей турнира «Встреча друзей», финалистов Чемпионата Украины, полуфиналистов открытого чемпионата Голландии и других соревнований. Во взрослой категории Андрей Павлов - Анна Попова, Роман Мельник - Ольга Ройкина.
Вообще, у нас очень много хороших танцоров.
- Какие из личных выступлений вам больше всего запомнились?
- Больше всего, наверное, Кубок АЗЛК в Москве, в 1987 г. Я занял второе место в европейской программе, третье - в латиноамериканской. Москва была танцевальной столицей, тогда мы не имели возможности выезжать танцевать за рубеж.
- Есть ли у вас коронный танец?
- Мне очень нравится пасадобль. Он дает воможность проявить чисто мужские качества. Из европейских танцев очень нравится медленный фокстрот.